Газета Спорт-Экспресс № 272 (4852) от 29 ноября 2008 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 6

Поделиться в своих соцсетях
/ 29 ноября 2008 | Футбол

ФУТБОЛ

СВОЯ КОЛОНКА

Александр ПРОСВЕТОВ

УДАРИМ ПО "ПРОБКАМ" ЧЕМПИОНАТОМ МИРА

Даже легкий снежок, запорошивший Москву, серьезно утяжелил дорожные пробки. Что же будет через десять лет? Похоже, есть одна надежда - ЧМ-2018. Быть может, это грандиозное мероприятие сподвигнет градоначальников и государство не на отдельные меры, а на подлинную "транспортную революцию", подобную той, о которой за полтора года до старта чемпионата мира заговорили в ЮАР. Именно этим словосочетанием министр транспорта Джефф Радебе окрестил намеченный в стране комплекс мер.

Скажете, в Южной Африке сугробов не бывает? Да. Но там нет и метро, которое в Москве играет чрезвычайно важную роль. Да и вся система общественного транспорта в ЮАР развита очень слабо. К тому же на нем не обеспечена в должной мере безопасность, так что белое население, за исключением малоимущих, им не пользуется, предпочитая личные автомобили и такси. Черные в городах перемещаются главным образом на маршрутках, которые, естественно, до предела забиты народом.

Если собственно Йоханнесбург насчитывает 4 миллиона жителей, то большой "Йобург", как называют город южноафриканцы, 8 миллионов. Как Москва срослась с прилегающими городами вроде Люберец и Мытищ, так и Йоханнесбург составляет со столицей Преторией и разными пригородами единое целое на 10 миллионов. Эта городская агломерация сегодня входит в число 40 крупнейших в мире и продолжает расти. По шоссе № 1, соединяющему Йоханнесбург с Преторией, в день перемещается 300 тысяч транспортных средств, и пробки там тоже бывают нешуточные.

Объем пассажирских железнодорожных перевозок между основными городами, по нашим меркам, в ЮАР поистине смешной. От Йоханнесбурга до Кейптауна поезд идет более суток. По отличной автостраде, не говоря уж о передвижении по воздуху, полторы тысячи километров преодолеваются куда быстрее.

Как объявил министр Радебе, государство выделило на "революцию" 170 миллиардов рандов (16 миллиардов долларов). Эти средства предназначены для расширения аэропортов в Йоханнесбурге и Кейптауне, а также строительства новых "воздушных ворот" в Дурбане, развития автомобильной и железнодорожной сетей, сооружения первой в Африке 80-километровой ветки скоростного метро - от аэропорта Йоханнесбурга до центра города и Претории, - создания автодорожных развязок и внутригородских автобусных маршрутов со специально выделенными полосами и охраняемыми остановками. Правительство собирается ввести систему единых билетов, действительных в автобусах, электричках и даже маршрутках, увеличить к 2010 году число полицейских на железной дороге с 1400 до 5000 человек.

По словам генерального директора министерства транспорта Мпуми Мпофу, "стадия планирования закончена", и если какой-то проект еще не начал осуществляться, то это обязательно произойдет до конца текущего года. Заверил, одним словом.

Между тем большая часть транспортных проектов была замыслена довольно давно. Как заявил генеральный секретарь ФИФА Жером Вальке, приурочивший очередной визит в ЮАР к состоявшейся на днях жеребьевке Кубка конфедераций-2009, "те же деньги были бы израсходованы в течение 10 - 15 лет, но у правительства есть обязательство создать инфраструктуру, которую мы требуем". И добавил, что первенство мира оставит стране хорошее "наследство". Чем не дополнительный повод хотеть всем миром футбольного форума? Чемпионаты приходят и уходят, а инфраструктура остается. И если горнолыжные трассы в Сочи рискуют стать местом досуга для избранных, то по мегаполису, который именуется Москва, ездить всем.

Времени же не так много, как кажется. Тот же Вальке объявил, что прием заявок на ЧМ-2018 начнется в начале следующего года, а страна-организатор станет известна в конце 2010-го. Более того, по его словам, в структурах ФИФА обдумывается вопрос, чтобы тогда же назвать и страну-хозяйку ЧМ-2022.

- Мы исходим из того, что для подготовки к чемпионату мира надо располагать как минимум семью годами, - сказал генеральный секретарь. - Очевидно, что шесть лет - критический срок, не дающий простора для маневра (ЮАР получила турнир в мае 2004 года. - Прим. "СЭ"). Осуществление некоторых проектов в Южной Африке должно завершиться только за месяц до старта чемпионата, так что временного зазора на решение проблем, если они возникнут, почти не останется.

Уместно напомнить октябрьское высказывание президента ФИФА Йозефа Блаттера о том, что кандидатов на ЧМ-2018 будет много и что "предстоит борьба на высшем уровне". О намерении биться за чемпионат заявила Англия. Представители Бельгии и Голландии проводили PR-акции в пользу совместной заявки еще во время Euro-2008. Заинтересованность проявляли Австралия, Китай, США, Мексика, тандем Испания и Португалия. Мне же хочется дожить до ЧМ в России. Потому что люблю футбол и ненавижу пробки.