Газета Спорт-Экспресс № 283 (4863) от 12 декабря 2008 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 декабря 2008 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

СПРОСИТЕ У ЛАУДЫ

Ники ЛАУДА: "СЕГОДНЯ ЕСТЬ ЧЕТЫРЕ ПИЛОТА ОДНОГО УРОВНЯ: ХЭМИЛТОН, МАССА, РАЙККОНЕН И АЛОНСО"

По сложившейся традиции в конце года собственный корреспондент "СЭ" в Австрии Борис ТОСУНЯН передал трехкратному чемпиону мира "Формулы-1" Ники Лауде вопросы наших читателей и получил на них ответы. Правда, если в прошлом году во время встречи легендарный гонщик был практически не ограничен по времени, подробно отвечая на каждый вопрос, то ныне он был предельно лаконичен и то и дело поглядывал на часы. Впрочем, это неудивительно. Сегодня Лауда прежде всего предприниматель, владелец авиакомпании. В условиях же финансового кризиса, когда гражданская авиация его родины трещит по швам, а коллеги объявляют себя банкротами, Ники приходится еще сильнее засучить рукава. Тема мирового кризиса нашла отражение и в его ответах на вопросы.

-В чем разница между чемпионами мира из Великобритании, с которыми приходилось бороться гонщикам вашего поколения, и нынешним представителем острова Льюисом Хэмилтоном? (Борис Быков, Россия)

- Наверное, различие в том, что они нисколько не похожи внешне. Англичане обычно бывают белые, а у нового чемпиона мира Льюиса Хэмилтона другой цвет кожи.

-Исход какого чемпионата за всю историю "Формулы-1" вы считаете: а) наиболее логичным? в) наиболее нелогичным? с) наиболее нелепым или забавным? (Ольга Мирова, Москва)

- Если брать номинации, которые вы называете, то я, право, теряюсь. Хотя, если вы не против, могу предложить свою собственную. Дело в том, что в 1984 году я выиграл чемпионат мира в борьбе с Аленом Простом, опередив его на пол-очка, что, как я понимаю, можно считать мировым рекордом.

Случаи, когда чемпиона и его преследователя в итоге разделяло одно очко, бывали в истории нашего вида спорта часто - я и сам, помнится, как-то обыграл Джеймса Ханта таким образом. В прошлом сезоне мы также были свидетелями аналогичного события. А вот с преимуществом в пол-очка чемпионат больше не выигрывал никто. Кстати, этот результат вполне можно отнести и к одной из предложенных вами категорий. Думаю, что здесь лучше всего подойдет слово "забавный".

-Кто из трех ныне действующих чемпионов мира - Фернандо Алонсо, Кими Райкконен или Льюис Хэмилтон - наиболее достоин носить высший титул? (Ольга Мирова, Москва)

- В этом сезоне все трое боролись между собой. Тот, кто выиграл чемпионат, видимо, и более достоин.

-Какую гонку прошедшего сезона вы считаете наиболее зрелищной? (Ольга Мирова, Москва)

- На начальной стадии чемпионата не делаю различий - смотрю все с большим удовольствием. Но, конечно, самое интересное - это финальные гонки сезона.

-Опишите в нескольких словах вашу личную модель идеального чемпионата "Формулы-1"? (Ольга Мирова, Москва)

- Боюсь, что я не смогу этого сделать. Есть разные предложения по поводу реорганизации, но какая фракция победит - не знаю. Я лично не принадлежу к числу революционеров. Мне кажется, что модель, которую мы имели, не так уж и плоха. Если же что-то и перестраивать, то прежде чем делать это, надо сто раз подумать.

-Как известно, вы пробивались в "Формулу-1" собственными усилиями, даже брали кредиты, чтобы попасть в команды March и BRM. Сейчас же большинство молодых гонщиков "ведутся" крупными командами буквально с детского возраста и находятся в относительно тепличных условиях. Самый яркий пример - Льюис Хэмилтон. Не считаете ли вы, что тот сложный путь, который вы проделали, чтобы оказаться в топ-команде, помог вам в дальнейшей карьере как в "Формуле-1", так и после нее, в то время как современным молодым гонщикам, попавшим в ведущие команды фактически не прикладывая каких-либо собственных усилий, будет сложнее справиться с трудностями, с которыми они могут столкнуться? (Андрей Аверин, Россия)

- Я бы не стал ставить вопрос таким образом. Считаю, что всему свое время. Каждую судьбу в "Формуле-1" надо рассматривать отдельно, не причесывая под одну гребенку. Все зависит от личности и таланта, а богатство команды или семьи, по моему глубокому убеждению, не должно играть первостепенную роль.

-Чья победа в этом сезоне вам запомнилась больше всего: Кубицы в Канаде, Алонсо в Сингапуре, Феттеля в Италии либо одна из побед Хэмилтона или Массы? (Роман Калниязов, Россия)

- Я нахожусь под большим впечатлением от борьбы Массы с Хэмилтоном в Бразилии. При всем уважении к остальным победителям "Больших призов", финал в Интерлагосе - это хит последнего сезона.

-Многие считают Алонсо пилотом уровня Михаэля Шумахера - ведь он не допускает серьезных ошибок, как это делают Хэмилтон и Масса. Согласны ли вы с этим утверждением? (Роман Калниязов, Россия)

- Нет, не согласен. Алонсо не лучше остальных, но и не хуже. По моим наблюдениям, сегодня есть четыре пилота одного уровня: Хэмилтон, Масса, Райкконен и Алонсо. К счастью, им приходится ездить на разных трассах, поэтому в зависимости от условий, более или менее подходящих для каждого, выигрывает то один, то другой. Если бы не это, было бы трудно отличить наших героев друг от друга.

-Как вы считаете, в каком году Льюис Хэмилтон был более достоин чемпионского титула - в 2007-м, когда уступил одно очко в общем зачете Кими Райкконену, или в 2008-м, когда с тем же преимуществом опередил другого пилота "Феррари" - Фелипе Массу? (Александр Круглов, Нижний Новгород)

- В 2008-м, так как именно в этот период он и выиграл чемпионский титул.

-Считаю, что победа Льюиса Хэмилтона в чемпионате 2008 года во многом оказалась случайной - еще за два поворота до финиша последней гонки "Гран-при Бразилии" чемпионом становился Фелипе Масса. Лишь благодаря обгону Тимо Глока, не сменившему покрышки на дождевые и потерявшему скорость на сырой трассе, англичанину удалось в итоге финишировать на устраивавшей его 5-й позиции. Правомочна ли, с вашей точки зрения, такая ситуация, когда обладателем высшего титула становится пилот, фактически никак не влиявший на ход решающей гонки? (Александр Круглов, Нижний Новгород)

- Нет, уважаемый господин Круглов, победа англичанина была неслучайной. Об этом говорит арифметика "Формулы-1". А иначе и мои победы, завоеванные в упорной борьбе, когда я с трудом вырывал у оппонентов те же пол-очка, о которыx говорил прежде, следовало назвать случайными. Ведь, если помните, в 1984 году мне, чтобы стать чемпионом мира, позарез нужно было занять второе место в "Гран-при", и я его получил. Кроме того, для моего первого титула в 1975 году потребовалось третье место. Стоит ли говорить, что та история для вашего покорного слуги закончилась благополучно...

-Как вы относитесь к предложению босса "Формулы-1" Берни Экклстоуна награждать призеров гонки не очками, а медалями, а чемпиона определять по большему количеству побед в "Гран-при"? (Александр Круглов, Нижний Новгород)

- На мой взгляд, в данном случае следует учитывать мнения команд. Если большинство из них выскажется за эту идею, тогда, что поделать, новое правило вступит в силу. Хотя мне лично известно, что у возможного новшества есть много противников.

-Скажите, пожалуйста, если бы вам в свое время сделали предложение стать напарником Михаэля Шумахера, вы бы согласились? (Виталий, Россия)

- Вопрос, на мой взгляд, некорректный. Ведь мы с Михаэлем гонялись в разное время. Если хотите знать, именно я привел Шумахера в "Феррари", так как был у этой конюшни советником. Именно я заставил обе стороны подписать предварительный договор. И, как мне кажется, не зря поработал сводником.

-В какой команде вам выступалось лучше всего: в "Феррари" или "Макларене"? (Агзам, Ишимбай)

- Обе команды были для меня одинаково важны. Однако самые эмоциональные воспоминания у меня связаны с "Феррари". Выиграть за рулем болида Скудерии чемпионат мира мечтает любой пилот. Но, как вы понимаете, не каждому это дано. Мне посчастливилось. Конечно, я и с "Маклареном" добился многого, тем не менее победа с "Феррари" стоит особняком.

-Господин Лауда, как вы считаете, смогут ли гонщики из Азии в ближайшее время попасть в тройку лучших? (Агзам, Ишимбай)

- Мне в это что-то не верится.

-Какие, на ваш взгляд, черты характера являются необходимыми для пилота, претендующего на звание чемпиона мира? Должен ли он быть из породы "хороших парней" или как раз наоборот? (Алексей Бояринов, Москва)

- Думаю, тут никак не обойтись без харизмы. Но харизма такая штука - она или есть, или ее нет. В этом деле никто, кроме самого гонщика, помочь не сможет.

-Представьте, что вы босс топ-конюшни. И у вас есть возможность получить в команду любых пилотов. Какой вариант организации вы выберете: а) два топ-пилота, один из них фаворит; в) два топ-пилота, без фаворита; с) один топ-пилот - фаворит, второй просто пилот; d) один топ-пилот, второй просто пилот, без фаворита? (Широков)

- Все очень просто. Я бы взял двух топ-пилотов, а в конце года, посмотрев на то, что они делают, принял бы решение, кто из них должен будет выиграть чемпионат мира.

-Какой вам видится "Формула-1" лет эдак через 20? Чего кардинально нового ждете от "королевских гонок" в будущем? Смотрите ли в это самое будущее с оптимизмом? Какие новые правила или решения высшего руководства "Формулы-1" могли бы "убить" "Формулу", лишить ее зрителей? (Владимир Фролов, Воскресенск)

- Давайте все-таки немного подождем, если честно, что-то не хочется во время финансового кризиса строить далеко идущие планы. Впрочем, паниковать в связи с трудными днями, которые нас ожидают, не следует. Сошедшая с дистанции "Хонда" была, пожалуй, одной из самых неудачных по своей организации команд. Ее невозможно сравнить с "Феррари", "Маклареном" или даже "Тойотой". Непонятно же мне вот что. Сейчас боссами "Формулы-1" взят курс на экономию - они якобы хотят сделать так, чтобы один двигатель использовался три, а то и четыре гонки подряд. В то же самое время эти господа мечтают о внедрении системы KERS, для чего потребуется от 20 до 30 миллионов евро. И все ради того, чтобы на пару секунд увеличить мощность болида на 80 лошадиных сил! Вот от этого излишества, считаю, надо отказаться. Радует, что все команды, за исключением БМВ, придерживаются моего мнения.

-Каково пилотам "Формулы-1" пересаживаться после огромных скоростей и напряжения в гонке на собственный тихий автомобиль и ездить медленно (относительно, конечно) по городу? (Владимир Фролов, Воскресенск)

- Я могу говорить только за себя. Так вот: у меня с дисциплиной на обычных дорогах до сих пор не было никаких проблем.

-Какие чувства вы испытывали, когда вскоре после вашего ухода из "Формулы-1" в 1979 году, команда "Брэбхэм" начала бороться за титул? (Валентин Шишлевский, Киев)

- Давно это было, поэтому, боюсь, о своих чувствах того периода не смогу вам поведать ничего любопытного. Хотя, их, наверное, и не было. В свое время я добровольно завершил карьеру, во всяком случае, так думал. Затем решил вернуться, а в 1985-м вновь ушел на покой, но на сей раз уже окончательно.

-Что лучше: быть чемпионом мира по футболу или в гонках "Формулы-1"? (Борис Быков, Россия).

- Что за странный вопрос, если учитывать, кому вы его задаете. Конечно, чемпионом мира в королевских гонках быть престижнее! Я, например, ни за что не променяю свои три титула на три футбольных.

Традиционный приз от Ники Лауды с его автографом будет вручен Ольге Мировой за активность и "забавный вопрос".