ХОККЕЙ |
НХЛ |
Александр ОВЕЧКИН: "КОДОВОЕ СЛОВО - "СТАКАН"
В уходящем году Александр Овечкин стал лучшим снайпером и бомбардиром НХЛ, а по итогам сезона-2007/08 был признан самым ценным игроком заокеанской лиги. Можно ли было представить наш рождественский номер без интервью с ним? Конечно, нет! И собственный корреспондент "СЭ" по Северной Америке отправился на встречу со знаменитым хоккеистом.
Слава МАЛАМУД |
из Вашингтона |
ЕЩЕ РАЗ О БЫСТРОЙ ЕЗДЕ
Крытую парковку в тренировочном комплексе "Вашингтон Кэпиталз" в Арлингтоне огласил рев мотора. Хороший такой рев, означавший, что по рампе поднимается автомобиль со скоростью, значительно превосходящей даже теоретически допустимую. Это мог быть только он - Александр Великий на своем белом автомобиле. А кто же еще будет так врываться на тесную парковку, как в зону соперника при выходе "два в один"?
Обезумевшая машина пронеслась мимо меня, расшибая на лету дождевые капли в мокрую пыль. Из окна высунулись знакомая небритая физиономия и рука, победно отсалютовавшая двумя пальцами. Привет, как дела, сейчас-сейчас, я скоро. Все на бегу, все впопыхах.
Вообще-то для Александра это был обычный день. Тренировка, несколько интервью для вашингтонской прессы, профсоюзное собрание, процедура подписания горы плакатов, шайб и свитеров, показательная тренировка с вашингтонскими детьми, а потом еще одно большое интервью - для "СЭ" (вот это, безусловно, самый главный пункт программы)... Интересно: если бы вы в таком режиме жили, то как на машине ездили?
- Да нормальный это режим, - скажет потом Александр Овечкин, когда мы усядемся с ним во внутреннем помещении тренировочного комплекса, в комнате со столом для пинг-понга и прочими атрибутами сурового хоккеистского досуга. - И вообще меня в американской жизни ничего не раздражает, тем более что большую часть времени я с другими русскими ребятами общаюсь... Ну, разве что водители на нервы действуют. Про то, как здесь водят, можно книгу написать.
-Медленные слишком?
- О да! Тут Водители с большой буквы. В России любого из них просто застрелили бы. Едешь по пустой дороге. Ну ведь дураку понятно, что левая полоса - скоростная! А они тут не понимают этого вообще. Станут рядышком: впереди нет никого, а за ними - пробка. Ну зачем ты в левом ряду медленно едешь? А кто его знает. Едет - и все.
-С водителями все ясно. А что в здешней жизни больше всего нравится? - спрашиваю объективности ради.
- Меня тут еще ни разу не обманули. Вот отношения с клубом, например: что обещают - все всегда делают. Никогда не бывает так, что тебе что-то скажут и потом забудут. Таких профессиональных отношений прежде нигде не встречал.
ОВЕЧКИН И ДЕТИ
Думаю, стоит объяснить, каковы отношения Александра с клубом. ХК "Вашингтон Кэпиталз" служит Овечкину, как Третье отделение личной Императорской канцелярии служило его величеству, - верою и правдой, охраняя от напастей, прославляя имя и деяния, не давая ни имидж уронить, ни от протокола уклониться - чтобы и государю на пользу, и подданным в радость. "Вашингтон" предоставляет Александру абсолютно все, что ему нужно для того, чтобы любить свою работу и делать ее с охоткой. "Вашингтон" разжигает звезду Овечкина, как только может, превращая его в фигуру национального масштаба. "Вашингтон" не только платит Александру деньги, но и помогает ему зарабатывать их на стороне - своим именем и личным, хорошо разрекламированным обаянием.
За это Александр Овечкин делает из "Вашингтона" не только хорошую хоккейную команду, но и привлекательный товар для услады столичной публики. Взять, например, мероприятие, проходившее в день нашего интервью. На каток "Кэпиталз" привезли ребят из детской хоккейной школы "Форт-Дюпон", расположенной в центре Вашингтона. В Форт-Дюпоне в отличие от большей части жилых районов столицы живет средний класс, в подавляющем большинстве - афроамериканцы. Впрочем, бедноты вокруг тоже хватает, и уровень преступности обычно зашкаливает. Для ребят из таких мест спорт зачастую - лучший способ спастись от улицы. Какими ветрами в такой район занесло хоккейную школу - бог знает, но дело тренеры делают великое. А тут решили организовать пацанам встречу с самим Овечкиным! Естественно, "Кэпиталз" пошел навстречу: такой пиар за деньги не купишь.
Александр вышел на лед и сразу же принялся широко и искренне улыбаться. Он только что знатно потренировался (с травмой, о которой молчит как партизан), отсидел на профсоюзном собрании и теперь наверняка больше всего на свете хотел улечься на диван. Но никто из мальчишек, смотревших на него как на кривоносое второе пришествие, не имел ни малейшего повода сомневаться в том, что Александр получает от общения с ними огромное удовольствие. Так, впрочем, скорее всего, и было.
Покружив по льду, Овечкин и его темнокожая хоккейная рать принялись бросать по воротам и разыгрывать двухходовые комбинации. Вот Овечкин и мальчишка лет семи (в "трениках" и с расползающимися на льду ногами) вышли вдвоем на вратаря. Шайбу вел ребенок, и по задумке он должен был отдать поперечный пас Александру. Я в этот момент подумал: когда-нибудь, мол, этот парень вырастет и сможет сказать своим детям: "Однажды я отдал голевой пас Овечкину!"
Ага, щас! Чтобы семилетний пацан кому-то отдал пас!? Так и поехал к вратарю сам, пока профессионал рядом головой качал.
КОВАЛЬЧУК И КУЛОНЧИК
В комнате отдыха уже давно стало пусто. Игроки разбрелись по домам: им сегодня ни детей, ни российскую прессу развлекать не надо было. Александр устал и проголодался. Достал откуда-то ошметок бублика и бутылку воды. Сел рядом со столом для пинг-понга ("Мы с Бэкстремом все время режемся"), задрал по-американски ноги на соседний стул.
-Уходящий год для вас - лучший в спортивной жизни. Оглядываясь сейчас на все, что произошло, какой момент вспыхивает в памяти ярче всего?
- Год, конечно, был классный. В плей-офф вышли, чемпионат мира выиграли, я много индивидуальных призов собрал. А главный момент - это когда Ковальчук канадцам забил. Лучше секунды в спортивной жизни у меня еще не было. Даже представить себе пока ничего лучше не могу. В Канаде, в овертайме, в финале, после стольких лет без золота, - и я при этом был на площадке! И вообще в том матче я присутствовал при четырех из пяти наших голов.
-Кстати, а какие у вас с Ильей отношения?
- Самые дружелюбные.
-У вас с ним очень разные судьбы. Вам, наверное, российский болельщик простит все, а ему очень долго пеняли за все на свете.
- У каждого есть какие-то проблемы. Но я знаю Илью и его характер. Если ему плохо, он никогда не будет вымещать досаду на других людях, никогда не станет вредить. На чемпионате в Квебеке Илья долго не забивал, но всегда старался делать все, чтобы команда побеждала. Всех защищал, был нашим тафгаем, дрался, под шайбу бросался. А болельщики иногда не обращают на это внимания. Им голы нужны. По ходу чемпионата как Илью только не опускали, а когда выиграли и он две шайбы забил - вот, пожалуйста, тут же герой: "Мы знали, мы верили"... Вот как бывает.
-Получается, это высшая справедливость, что гол забилименно Ковальчук, а не вы, например?
- Не столько справедливость, сколько признак мастерства - забивать в самый нужный момент.
-Итак, гол Ковальчука - самый яркий момент. А как же тогда быть с историей о "счастливой гагаре" - серебряном долларе, который канадцы закопали на счастье, а вы откопали?
- Это у нас договоренность была с Никулой (защитником сборной Ильей Никулиным, бывшим партнером Овечкина по "Динамо". - Прим. С.М.): если выиграем, то откопаем эту штуку и распилим на двоих. Когда я в последний раз приезжал в Москву и был на матче "Динамо" - "Ак Барс", то с Никулой увиделся и спросил: "Как там "гагара", распилил уже?" Сказал, что распилил, кулончик уже сделал. Летом обещал отдать.
МАЛКИН И БЕНЗИНЧИК
-Какой из вопросов, которые вам задает пресса, самый надоевший?
- Раньше был: "Сравните себя с Кросби". А теперь: "Сравните себя с Малкиным". Мне вообще приходится по два-три интервью в день давать, и почти всегда спрашивают одно и то же. Я могу на листочке написать все стандартные ответы и просто выдавать такие листочки журналистам.
-Что ж, не отвлекаясь от темы, расскажите о ваших взаимоотношениях с Малкиным. А то ходят слухи, что у вас там чуть ли не война.
- Да нет никакой войны, все, что было, то прошло. Просто я считаю, что он неправильно поступил. Сказал то, чего не надо было говорить. Не буду распространяться.
-Имеете в виду вашу конфронтацию с его агентом Ушаковым? Слова Малкина в прессе о том, что имела место драка?
- Не буду больше об этом. Он неправильно поступил.
-Вы с ним не обсуждали это?
- Нет, мы вообще не говорили.
-А то, что вы порой на льду за ним гоняетесь, - следствие этого охлаждения в отношениях?
- Так я ведь за всеми гоняюсь. Вот в матче с "Бостоном" даже за Харой гонялся.
-Но ваше соперничество с Малкиным очевидно. Запомнился, например, матч в прошлом году, когда вы на него налетели. И, кстати, сами оказались на льду.
- Тогда я больше об Грина (защитника "Вашингтона" - Прим. С. М.) ударился, а не об Малкина. Если бы Грин тогда отошел, я думаю, столкновение посильнее получилось бы.
-Следующий матч с "Питтсбургом" у вас 14 января. Можно что-то ожидать?
- Все может быть, но ожидать ничего не надо.
-Если вы с Малкиным подеретесь - кто победит?
- Тот, кто первым ударит. Но драться - не мое призвание. И вообще, я не вижу никакого соперничества между мной и Малкиным. Или между мной и Кросби. А сейчас еще и Сему (Александра Семина. - Прим. С.М.) в нашу "тройку" записывают. Нет ничего такого - играем просто, очки набираем. Кто-то идет первым, кто-то вторым, вот и все. Понятно, конечно, что заголовок "Овечкин против Малкина" обращает на себя внимание. Но зачем бензинчик-то подливать? Смысла не вижу.
КИТАЙСКИЕ "ДОЛЬЧЕ" И "ГАББАНА"
-Не хотите побаловать читателей новогодней байкой из жизни Александра Овечкина?
- Чем-нибудь смешным, что ли?.. Хм... Так, приезжаем мы, значит, на Олимпиаду в Турин... Нет, эту не буду. Вообще-то трудно найти что-то такое, что можно было бы в газете напечатать.
-Интересно живете.
- На самом деле пишут обо мне интереснее, чем я живу. Например, российская пресса сделала из меня ну просто такого ловеласа... Стоит только приехать в Москву, сходить на вечеринку и посидеть с кем-то рядом за одним столом - сразу же напишут, что у Овечкина новый роман. Так что стараешься ни с кем не ходить или ходить только с друзьями. Чтобы подумали, что я... В общем, ладно.
-Вы поэтому после одного из домашних матчей обидели "Мисс штата Вирджиния" - не захотели с ней фотографироваться?
- Да ну, ерунда. Я ее даже и не видел. Мне сказали что-то про "Мисс Вирджиния", я ответил, что в России девушки лучше, и ушел.
-А она хоккеистка, кстати. В воротах стоит.
- Да? Надо же. Ну и ладно... А вот еще про меня интересное пишут. Например, что в Пекине я напился и разгромил весь гостиничный номер. Или даже весь российский "Дом друзей Олимпиады".
-А на самом деле не весь?
- Половину только... Нет, серьезно, мне ужасно неприятно было это читать. Поехал туда только на четыре дня, и все они были забиты мероприятиями, встречами, походами на соревнования. Когда я успел бы так надраться, чтобы "Русский дом" разломать? Я потом сочинившим все это сказал: "Докажите, что это было, или пишите опровержение". Через месяц написали, что все это неправда.
-Как вам Пекин понравился?
- Ха, мне вот запомнилось, как в последний день мой менеджер Костя Селиневич, Алик Закарян, агент Плющенко, и я отправились на шоппинг в центр Пекина. Это вообще был цирк. Заходишь, говоришь: "У вас есть "Луи Вюиттон?" Или "Дольче-Габбана", или что угодно. Вас заводят куда-то и достают все, что хотите, - сумки, часы, и всего - горы. Причем все это, конечно же, made In China. Конечно, ничего этого покупать мы не собирались - не позориться же с халтурой, но смешно было: с китайцами торговаться прикольно. Со ста долларов можно сбить цену до десяти.
Вот чемодан я там себе купил более или менее нормальный. Столько сувениров вез из Китая, что пришлось. Уезжал, кстати, тоже с приключением.
-С каким?
- Меня в аэропорту одного оставили. У нас там группа была - Юлька Началова, кто-то еще из звезд эстрады. Все должны были сесть в автобус и поехать в аэропорт. Кто-то ушел в другой гостиничный корпус - платить за номера (один из которых я якобы разгромил), а я с Костей Селиневичем пошел собирать вещи. Выходим, а там никого нет. Костя говорит: "Езжай за ними". Приезжаю в аэропорт, а там - ни Началовой, ни делегации, никого. Одни китайцы. Телефон мой мобильный в Китае не работал, с китайцами никак не объяснишься: они вообще ни одного нормального языка не понимают. Ну, пошел в магазин покупать еще сувениры, чтобы не волноваться.
С СЕМОЙ В РАЗВЕДКУ
-Есть ли что-то, по чему вы больше всего скучаете?
- По московскому ритму жизни. Когда в Москву приезжаешь, даже отдыхать времени нет. Приходил домой, спал четыре часа - и снова в бой. Тусовки, вечеринки... А что вы хотите? Если человек пашет без передышки девять месяцев в году, ему после работы только и остается приходить домой и сидеть у телевизора с чипсами и водичкой, новости смотреть.
-А тут вы именно это делаете?
- Нет, тут, конечно, тоже можно развлечения найти. Просто времени меньше. Во время сезона особо не развлечешься. Мой главный досуг - хорошенько выспаться. В неигровой день вообще распорядок часто бывает такой: прихожу с тренировки, сплю, просыпаюсь в шесть вечера, иду ужинать в ресторан, возвращаюсь, смотрю фильм, снова сплю. Спокойно все очень. Вот в кино сейчас пойду с Никласом Бэкстремом. Можно пойти в русский ресторан, пообщаться с ребятами. В принципе не скучаю...
-Бэкстрем - лучший друг в команде?
- Нет, самые close friends мы с Семой (то есть "самые близкие друзья - с Александром Семиным". - Прим. С.М.).
-А на первый взгляд у вас нет ничего общего.
- Это только посторонним так кажется, тем, кто его не знает. Сема - компанейский парень, с ним очень весело, всегда какие-то приключения происходят.
-Приключения? Так-так...
- Вы не подумайте - в хорошем смысле.
-Я слушаю.
- В том смысле, что нескучно с ним. Все время делает что-то такое. Шутки, розыгрыши... Вы примеры хотите? Не могу это прессе говорить.
-Ну вот, пожалуйста: в хорошем смысле, а говорить прессе не можете.
- Бывает и так. Просто я хочу сказать, что на самом деле Сему никто не знает с той стороны, с которой его знаю я. И близко никто его так не знает. Это такой парень, с которым можно в разведку пойти.
-Розыгрыши, особенно на выездах, - в НХЛ обычное дело. Что-нибудь из овечкинско-семинского репертуара расскажете?
- Скажу одно слово - "стакан". Семин поймет, о чем я. В Миннесоте дело было. Мы так и договорились: если кто нас про выездные приколы спросит - ответим: "Стакан".
-Александр, эксклюзивное интервью - это не эксклюзивно для одного читателя.
- Вот и гадайте теперь, что я мог со стаканом сделать.
БРАШИР СОБРАЛСЯ В МОСКВУ
-Из тех соперников, с которыми доводилось встречаться на льду, кто самый неприятный?
- Наверное, Яркко Рууту. Самый грязный игрок, все у него исподтишка. Крыса такая бегает...
-А как насчет профессиональных раздражителей, игроков типа Шона Эйвери?
- Они раздражают только тех, кто легко раздражается. А нормальные люди на них не обращают внимания. К тому же я большую часть того, что они мне говорят, вообще не понимаю.
-Я слышал, как ваш штатный драчун Дональд Брашир переговаривается с вами по-русски. Учите его потихоньку?
- Это он сам учит. У него в телефоне такой переводчик есть - с английского на русский. Летом в Москву сбирается приехать - вот и готовится. Он вообще больше всего с нами, с русскими, тусуется.
-Вас в "Вашингтоне" четверо русских - двое молодых и двое "старых". Как ладите между собой?
- А мы "старых" пытаемся вовлекать в активную жизнь. Витя Козлов у нас штатный "крайний". Если что - сразу кидаемся на него. Хотя, бывает, что и Феде (Сергею Федорову. - Прим. С.М.) от нас с Семой достается. И вообще "старые" предпочитают с нами не спорить и во всем соглашаться.
...В то, что Овечкин - хозяин Вашингтона, поверить легко. Достаточно разок сходить в "Верайзон-сентер" и посмотреть, что творится там с людьми, когда россиянин забивает гол, а на табло появляется мультик про небритого киборга под названием "Русская машина". В то, что у Овечкина сам Федоров на посылках (или, во всяком случае, в соглашателях), не верится совсем. Впрочем, кто его знает. Этот Овечкин - такой парень, что соглашаться с ним чаще всего бывает легко и приятно.
А потому давайте согласимся с Овечкиным, когда он желает нам везения и успехов в Новом году. Соглашайтесь и принимайте. Ведь это говорит человек, у которого в достатке и того, и другого.
Вашингтон