Газета Спорт-Экспресс № 19 (4896) от 2 февраля 2009 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 февраля 2009 | Футбол

ФУТБОЛ

ИГРА НА ВЫЖИВАНИЕ

БИЗНЕС НЕ ПО-РУССКИ

Окончание. Начало - стр. 1

АМЕРИКАНЦЫ НЕ ПРИШЛИ В "МЮ" СО СВОИМ УСТАВОМ

Директор по управлению оперативными вопросами "МЮ" Майкл Болингброк начал встречу с россиянами неожиданно. "В школе я два года учил русский. Помню, правда, только "как дела?". А, еще. Если мы говорим о чем-то, касающемся "МЮ", надо употреблять слово "карашо". А если о "Ливерпуле" - "плохо".

Народ оживился - что и требовалось остроумному лектору, желавшему вывести людей из роли благоговейных слушателей. Откуда взялся у него этот артистизм, стало ясно из следующих слов: "До "МЮ" я работал в знаменитом цирке Du Soleil, чьи шоу ставятся по всему миру. Нахожу у цирка и футбола сходство, которое делает эти виды деятельности уникальными. И то, и другое - поверх любых границ и языковых барьеров. В футболе я люблю то, что, из какой бы вы ни были страны, на каком бы языке ни говорили, язык этого вида спорта вас объединяет, все на нем говорят. И в своей деятельности мы обязаны это использовать".

И они используют. Вместе с исполнительным директором клуба Дэвидом Гиллом путем исследований пришли к выводу о трех слоях болельщицкой аудитории - и определили примерную численность каждой. Слои эти никак не привязаны к стране: в каждом есть представители всех континентов. Любопытно, что во время лекции мистер Болингброк задал нашим студентам простой на первый взгляд вопрос: что такое болельщик? И завязались споры. Оказалось, что прийти к единой формуле не так просто!

Когда-то они с Гиллом задались тем же самым вопросом. И пришли вот к какому выводу. В центре условной окружности - "ядро". Эти люди обожают только "Юнайтед" и не делят эту любовь с каким-либо другим клубом. Второй слой именуется "поклонниками". Страсть к "МЮ" они совмещают с симпатиями к клубам иного калибра из своей страны или городка. И, наконец, слой номер три - "последователи". Они вроде как и небезразличны к клубу, но по-футбольному полигамны - с таким же интересом наблюдают, допустим, за "Арсеналом" или "Миланом".

Согласно проведенным на всех континентах исследованиям, "ядро" болельщиков "МЮ" исчисляется - только не пугайтесь - 139 миллионами человек! Второй слой - 130 миллионами. И третий - еще 64. Итого аудитория почитателей действующего победителя Лиги чемпионов составляет 333 миллиона человек. И для каждого из слоев руководство "Манчестера" придумывает свои способы обольщения. Его закон успеха в футбольном бизнесе сводится к двум составляющим: выигрывать на поле и всерьез работать с болельщиками за его пределами.

Болингброк напрямую подчинен Гиллу (другая ветвь подчинения от исполнительного директора ведет к Фергюсону, который на таблице изображен с Болингброком на одной линии). Периодически два функционера летают в США к трем сыновьям Малкольма Глэйзера, владельца клуба, и согласовывают с ними стратегические решения. Давно уже не слышно о демонстрациях протеста, которыми встречали покупку великого клуба семьей Глэйзеров, и мало кто вспоминает о любительской команде "Юнайтед оф Манчестер", созданной фанатами "истинного" "МЮ" в противовес американизированному. Так она где-то и застряла на том уровне, с которого и начинала, - и никто о ее судьбе слез не льет.

А все потому, что новые хозяева большого "Манчестера" не стали изобретать велосипед. Они не пришли в клуб, обладающий великими традициями, со своим уставом: мол, мы и без вас знаем, как вести бизнес. Деловой прагматизм подсказал им наилучшее решение - не искать от добра добра. Американцы сохранили Гилла на посту клубного руководителя, а с Фергюсона и вовсе сдувают пылинки. Они не лезут в футбол и не объясняют сэру Алексу, на каком фланге должен играть Криштиану и должен ли Руни действовать не на острие, а в оттяжке. В результате чего с удовольствием приезжают в Москву на финал Лиги чемпионов и становятся свидетелями триумфа. Я, кстати, не упустил возможности купить в фирменном магазине "МЮ" майку с контуром Кремля, посвященную этому событию. Чем внес свою скромную лепту в бизнес "МЮ".

76 ТЫСЯЧ "МАНЧЕСТЕРУ" МАЛО

Бизнес этот по своему масштабу - умопомрачительный. Болингброк с гордостью привел цифры из журнала Forbes, где выводилась цена бренда спортивных клубов мира. "МЮ" занимал в этом списке первое место - 351 миллион фунтов. Далее с 288 миллионами следовали "Реал", за ним - "Бавария", бейсбольный клуб "Нью-Йорк Янкиз", пятым же со 185 миллионами был "Арсенал".

Совсем не случайно две английские команды, которые входят в эту мировую пятерку - те, что обладают самыми вместительными клубными стадионами в стране. Вот данные, озвученные коммерческим директором "Ливерпуля" Ианом Эйром: разница в доходах от продажи билетов на один матч между 46-тысячным "Энфилд Роуд" и 76-тысячным "Олд Траффорд" составляет 1,05 миллиона фунтов! За сезон набегает 31,6 миллиона. И это - не включая деньги, которые тратятся болельщиками непосредственно на стадионе: программки, еда, атрибутика.

76 тысяч, которые нынче вмещает "Олд Траффорд" (как и 2,2 миллиона фунтов, зарабатываемых клубом за матч при условии полной арены), "МЮ", представьте, уже мало! И не потому, что заполняемость стадиона почти стопроцентная, а лист ожидания на получение сезонных абонементов составляет 20 тысяч человек. Причина - другая.

По рассказу Болингброка, перед сезоном расходятся 57 тысяч абонементов. Еще 8 тысяч мест раскупают владельцы корпоративных лож. Из 11 тысяч свободных мест три тысячи по правилам премьер-лиги отдаются гостям. Еще кое-что полагается спонсорам, официальным зарубежным клубам болельщиков "МЮ", игрокам и директорам. В итоге в продаже остается всего две тысячи билетов!

Но и они не поступают в кассы - такого вида распространения в "МЮ" уже давно нет. Человек со стороны на матч "Манчестера" вообще попасть не может - так что я даже не представляю, каких усилий стоило организаторам нашей поездки пробить через клуб 30 билетов на игру "МЮ" - "Челси".

Чтобы приобрести билет, человек должен состоять в клубе болельщиков. Он составляет (не считая владельцев абонементов) 140 тысяч человек. И все платят за это членские взносы и мечтают попасть хоть на какую-нибудь игру. Таким образом, шанс купить билет составляет для них одну семидесятую!

Эта-то элитарность попадания на матчи и является головной болью для руководства "МЮ". Ведь чем меньше возможностей прийти на игру у новых людей, тем слабее будет прирост у команды болельщиков. Вот о чем люди волнуются!

А еще о том, что делать с двумя тысячами абонементов, которые в среднем ежегодно сдают болельщики. Ротация, как и у других клубов, объясняется лишь двумя причинами - переездом в другой регион или смертью. Каждое лето Гилл и Болингброк садятся и ломают голову: заменить ли эти две тысячи "абонементщиков" другими или пустить высвободившиеся билеты в продажу на отдельные матчи. Эффект, правда, все равно будет один и тот же - "Олд Траффорд" заполнится до отказа. В сезоне-2007/08 посмотреть на "МЮ" пришли 1,4 миллиона человек...

Как поступить, если у тебя есть абонемент, но ты по каким-то причинам не можешь пойти на игру? Есть компания Viagogo, у которой заключен контракт с премьер-лигой. Если ты знаешь, что на матч не попадешь, - выставляешь свой билет на продажу на ее сайте. Но есть коренное отличие от интернет-аукционов вроде eBay - билет продается только по номиналу. Раз выставлен билет стоимостью, допустим, 30 фунтов - ровно столько покупатель и заплатит. А продавец вынужден будет уплатить еще 20 процентов от суммы компании Viagogo. Так что возможность спекуляции, преследуемой в Англии законом, и здесь исключена.

Борьба с перепродажей билетов закончилась полной и окончательной победой клуба два года назад, когда бумажные билеты были заменены пластиковыми карточками. Раньше обладателю абонемента присылали книжку с 19 билетами, каждый из которых можно было при желании перепродать. Теперь все билеты заложены в электронной карточке, и, продавая ее, ты лишаешься всего абонемента.

Изначальная сумма абонемента включает в себя только 19 гарантированных матчей премьер-лиги. Деньги же за все остальные билеты - будь то Лига чемпионов или кубковые турниры - снимаются клубом автоматически с предоставленной болельщиком заранее кредитки. После чего клуб вводит в компьютер его доступ на этот поединок. Просто и со вкусом.

Цены на абонементы в пересчете на один матч и на обычные билеты в "Манчестере" одинаковы. "Почему не сделать стоимость абонемента выше?" - спросил один из студентов, и Болингброк счел его законченным циником: "Да эти 57 тысяч тогда меня заживо съедят! Они-то как раз убеждены, что абонемент должен быть дешевле обычного билета, поскольку его владельцы являются самыми преданными болельщиками. Но в подъеме цены на разовые билеты нет особого смысла. Дело в том, что, согласно правилам премьер-лиги, билеты для гостей не могут превышать стоимость абонементов для хозяев в пересчете на одну игру. А поднимать цену всего для 8 тысяч человек - это нам ничего, по сути, не даст, кроме недовольства части публики".

ПОСЕЩАЕМОСТЬ В 75 ПРОЦЕНТОВ - ЭТО КАТАСТРОФА

Можно представить, сколько бы "МЮ" при вместимости "Олд Траффорд" зарабатывал на продаже билетов, если бы арена располагалась в Лондоне. Но местонахождение в рабочем Манчестере заставляет умерять аппетиты по части цен. А потому если самый дешевый сезонный абонемент для поклонника "Арсенала" на "Эмирэйтс" составляет 850 фунтов, то для почитателя "МЮ" - 475. В среднем за игру его обладатели платят всего 25 фунтов. И где? В "Театре мечты"!

Более того, у "Манчестера" в одном из углов "Олд Траффорд" существует специальная семейная трибуна - для тех семей, где одним из обладателей абонементов является ребенок или подросток до 16 лет. Детские абонементы (всего их три с половиной тысячи) стоят всего 190 фунтов. Там, естественно, не продается алкоголь, а стюарды особенно внимательно следят за лексикой ее обитателей.

Вот еще пара важнейших цифр, озвученных в великолепной лекции мистера Болингброка. Первая - чистая прибыль клубов по итогам прошлого сезона. "МЮ" тут с 66 миллионами фунтов - явный лидер, вдвое опережая идущий вторым "Арсенал". Но вот что крайне любопытно: даже в столь благополучной с деловой точки зрения лиге, как английская, десять команд закончили сезон-2007/08 в минусе!

На последнем, 20-м месте с отрицательным показателем в 17 миллионов фунтов следует "Челси" ("Манчестер Сити" чудить начал уже потом). Не оттого ли английские газеты сегодня пестрят сообщениями, что Луизу Фелипе Сколари не выделено ни пенса на зимнее доукомплектование, а клуб собирается ужесточать даже такие микрорасходы, как количество бесплатных билетов для игроков, и вводить плату за питание на базе? Пресса, конечно, может преувеличивать, но тенденция прослеживается. И заключается она, похоже, в том, что экономический кризис больше всего в Англии ударил по тем, кто до его начала, купаясь в деньгах, не задумывался о сведении дебета с кредитом. В то время как махины, подобные "МЮ", имеют долгосрочную деловую стратегию и продолжают работать на полных оборотах.

Второй показатель, приведенный Болингброком, - соотношение зарплат игроков и доходов клуба. В идеале на контракты футболистов должно тратиться не более 50 процентов того, что зарабатывает клуб. Но по итогам прошлого сезона в этот норматив уложились только три команды. Самое странное, учитывая купеческие замашки этого клуба, что на первом месте с 42 процентами сезон завершил "Тоттенхэм". Второй с 44 процентами - "МЮ", третий ровно с "полтинником" - "Арсенал". Зато "Челси" тратит на оклады игроков 70 процентов (и идет на 10-м месте), а замкнул таблицу "Уиган", который платит игроком абсолютно все, что зарабатывает, - 100 процентов. С такой финансовой политикой даже очень успешная игра, которую демонстрирует сейчас команда Стива Брюса, не поможет. Рано или поздно "Уиган", боюсь, ждет грустная судьба "Лидса".

А теперь - внимание. Знаете, какая посещаемость в Англии приравнивается к катастрофе? 75 процентов! Именно с таким показателем занял по итогам прошлого сезона последнее место "Болтон". В аутсайдерах еще три клуба, не дотянувшие до 80 процентов, - "Уиган", "Блэкберн" и "Мидлсбро". Им в связи с такими цифрами не сулят ничего хорошего. Как подумаешь, кто у нас, кроме "Зенита", может тягаться даже со скромными британскими провинциалами...

И последнее о "МЮ". Едва ли не главный канон английского футбольного бизнеса: доходы клуба должны делиться примерно поровну между тремя "китами" - продажей билетов, деньгами от телетрансляций и коммерческими поступлениями. В число последних входят и спонсорские соглашения, и продажа атрибутики. Так вот, по итогам сезона-2007/08 "Манчестер" на продаже билетов заработал 101,7 миллиона фунтов, от телевидения получил 91,5 миллиона, а от коммерции - 63 миллиона. То есть 40; 35,7 и 24,3 процента соответственно.

Клубам со столь гармонично развитой доходной частью никакой кризис не страшен. И сообщение последних дней, что титульный спонсор "МЮ" - американская страховая компания AIG, понесшая огромные убытки из-за рецессии, - не будет продлевать контракт, действующий до мая 2010 года, не вызвало в клубе никакого волнения. Желающих заменить AIG даже на более выгодных условиях найдется с лихвой.

Любопытно, правда, что в "МЮ" и в "Ливерпуле" нам привели разные данные о том, сколько AIG выделяет "МЮ" в год. По информации "Манчестера" - 19 миллионов фунтов. По сообщению "Ливерпуля", где "МЮ" на дух не переносят, - 14,27 миллиона. При этом даже в "Ливерпуле" вынуждены были признать, что и приведенная ими сумма является самым большим спонсорским контрактом в мире, опережающим "Баварию" с компанией мобильной связи T-Mobile без малого на миллион фунтов.

Словом, "МЮ" - первый не только на поле, но и за его пределами. Для цивилизованного бизнеса это естественно и нормально. Сотый в бизнесе там не будет первым в футболе, и наоборот.

Нормально и другое - делиться своими знаниями с теми, кто жаждет их получить. Во время пары часов общения с мистером Болингброком мы почувствовали масштаб этого клуба: и "фактура" выступления, и обаяние лектора произвели на всех студентов гигантский эффект.

"ЭМИРЭЙТС" ПЕРЕИМЕНОВАН НЕ БУДЕТ

В лондонских клубах - "Челси" и "Арсенале" - лекторы оказали на аудиторию не столь оглушительное воздействие, но и там довелось услышать немало интересного. Как фактов, так и идей.

- Нельзя эксплуатировать болельщицкую преданность, - рассуждал коммерческий директор "Арсенала" Адриан Форд. - Мы работаем не только для извлечения прибыли. Да, это бизнес, но - футбольный, не такой, как другие. Потому что футбол как продукт завязан на эмоциях. А эмоциональный продукт требует особой честности по отношению к клиенту - той, которую демонстрирует сам болельщик по отношению к клубу. Если бы мы, пользуясь стопроцентной посещаемостью, выставили часть билетов на аукцион, стадион заполнился бы на матчах с "МЮ" или "Челси", и клуб заработал бы много денег. Но есть еще "Болтон" с "Уиганом", на которые люди, оскорбленные таким отношением, просто не пришли бы.

Итак, в Англии понимают, что к болельщикам нельзя относиться потребительски. Понимают ли в России - большой вопрос.

Однажды "Арсенал" даже попытался снизить цены - на матч против "Тоттенхэма" на ранней стадии Кубка лиги, наименее престижного из турниров. Но возникла заминка. Если в матчах премьер-лиги вся прибыль от продажи билетов, в том числе и в гостевые сектора, достается хозяевам, то в кубковых поединках 25 процентов от сбора идет гостям, а еще 25 - футбольной ассоциации. Таким образом, от снижения цен страдал и "Тоттенхэм", который еще до игры подал на соперников в суд. Из-за этой кутерьмы продажа билетов в гостевые сектора затормозилась и оказалась ниже ожидаемой. И этот матч по сей день остается единственным в истории "Эмирэйтс", на котором не было аншлага.

Права на надпись на футболке и на название новой арены в клубе изначально хотели продавать раздельно. Но авиакомпания Emirates предложила такие деньги, что купила и то, и другое в пакете. Еще 12 лет арсенальская арена будет называться так же, как сегодня.

- А что произойдет после того, как контракт закончится? - спросил Форда один из студентов.

- Стадионам, как и детям, имена не меняют. Так по крайней мере принято в Англии. Поэтому если авиакомпания Emirates соглашение не продлит, арена будет называться также.

Главный принцип "Арсенала" - жить по средствам, и он остается в силе даже после ввода в строй "Эмирэйтс". По сей день самым дорогим трансфером в истории "канониров" остается покупка за 11 миллионов фунтов французского форварда Сильвена Вильторда. Для остальных топ-клубов это смешные деньги. Но именно из-за этого стремления к финансовому балансу "Арсенал" не хочет сейчас переплачивать (а может, платить адекватные деньги) за Аршавина. "Как болельщик я очень хотел бы увидеть его на "Эмирэйтс", но не знаю, смогут ли клубы договориться. Это не моя часть бизнеса", - сказал Форд.

Еще одна идея - космополитизм клуба, выраженный и в фигуре главного тренера Арсена Венгера, и в составе, где почти не найдешь англичан. "С точки зрения имиджа в глазах болельщиков вы из-за этого не страдаете?" - спросил я Форда. И услышал: "Ничуть. Болельщики устроены так, что в первую очередь любят клуб, а потом уже игроков, вне зависимости от их национальностей. Более того, в чем-то нам это помогает! Лондон - город космополитичный, и такой имидж клуба привлекает значительную часть болельщиков".

Тут я вспомнил диалог с одним поклонником "Тоттенхэма" в пабе после матча. Публика там была сплошь белая, и я спросил: "Они все живут поблизости?" В ответ прозвучало: "Жили. Теперь съезжаются на матчи из разных районов. А у "Уайт Харт Лэйн" поселился совсем другой народ, большей частью цветной. Трудно себе представить, но большинство жителей района болеют за "Арсенал"!"

34 ПОЛЯ НА БАЗЕ "ЧЕЛСИ"

Глава департамента бизнес-развития "аристократов" Дэмиен Уиллоуби раскрыл главную причину падения уровня итальянской серии А. По его убеждению, подкрепленному исследованиями, на Апеннинах впали в излишнюю зависимость от доходов за телетрансляции, отбросив две остальные составляющие - продажу билетов и коммерческую деятельность - на второй план. Вот и расхлебывают теперь, глядя снизу вверх на Англию.

Невзирая на все огрехи "Челси", которые явствуют из приведенной в Манчестере статистики, за одну вещь этому клубу - и лично Роману Абрамовичу - болельщики "синих" должны памятник поставить. А именно - за построенную с нуля базу в Кобхэме, на которую было потрачено 20 миллионов фунтов. У наших клубов голова кругом пойдет от одного только числа - там 34 поля! И работают там все, кто числится в клубе: первая команда, резервисты, юноши, дети, женщины, инвалиды. В 2007 году сдан в эксплуатацию жилой корпус для главной команды, в 2008-м - здание детской академии. Делается это для того, чтобы в перспективе "Челси" не тратил миллионы на покупку пришлых звезд, а стабильно воспитывал своих.

В конце концов, руководители калибра Питера Кеньона изначально не могли не понимать: сегодня Абрамович помешан на футболе и готов вкладывать в клуб любые деньги, а завтра изменится экономическая конъюнктура - и придется выживать самим. Что уже потихоньку и начинает происходить.

Перед клубом, по словам нашего лектора, поставлена задача - к концу сезона-2009/10 выйти "в ноль", перестать тратить больше, чем зарабатывать. С учетом того, что "Стэмфорд Бридж" вмещает всего 42 тысячи зрителей, сделать это будет непросто. И от того факта, что лист ожидания составляет 12 тысяч человек, не легче. Как и от того, что, согласно исследованиям, средний поклонник "синих" весьма состоятелен - он зарабатывает больше 50 тысяч фунтов в год.

Расширить "Стэмфорд Бридж" технологически невозможно, а купить новый участок земли для строительства в той же части Лондона не то что дорого, а практически нереально. Переезжать же в другой район - значит, терять болельщика: когда-то так поступил "Уимблдон", и где он сейчас? В смысле вместимости "Челси" находится в явно проигрышном положении по отношению к другим суперклубам - "МЮ" с его 76 тысячами, "Арсеналу" с 60, а также "Ливерпулю", который вот-вот начнет строительство нового 70-тысячника.

Что делать? Максимально наращивать отдачу от коммерческой деятельности. Не случайно официальный сайт клуба переведен на китайский, корейский, русский, японский языки, а для американских фанов "аристократов" сделан отдельный сайт, отличный от английского. Ну и летним поездкам в Азию, Америку и Россию придается большое значение. Как и долгосрочное сотрудничество в Азии - с Азиатской конфедерацией футбола и в Америке - с компанией "Уолт Дисней". В России такой партнер пока не найден.

Работа, которая ведется на десяти основных мировых рынках, заставила нашего собеседника прийти к выводу: аудитория поклонников "Челси" на всей планете с 2006 года выросла с 26 миллионов человек до 90 миллионов. Впрочем, с 333 миллионами "Манчестера" эти цифры все равно сравнить невозможно. Как невозможно - в обоих случаях - и проверить их подлинность.

По словам Уиллоуби, доход на английском рынке титульного спонсора "Челси" - Samsung - за три года сотрудничества с "Челси" вырос с 1 миллиарда фунтов до 4 миллиардов. Но ни эти цифры, ни другие показатели, честно говоря, не убеждают в реальности главной цели, поставленной перед клубом, - к 2014 году стать мировым футбольным брендом номер один. Уж без суперстадиона это точно невозможно, а подвижек в этом направлении нет.

СЛУЧАЙНО ЛИ "ЛИОН" НЕ ДОХОДИТ ДО ПОЛУФИНАЛА ЛИГИ?

И, наконец, "Ливерпуль". Пятикратный обладатель Кубка чемпионов, уникальный по численности листа ожидания на получение сезонных абонементов. Если у других команд он колеблется в пределах 20 тысяч, то у команды Рафаэля Бенитеса при 46-тысячной вместимости "Энфилд Роуд" таких людей - 65 тысяч! Эти цифры, приведенные коммерческим директором клуба Ианом Эйром, потрясли воображение. Как и то, что у "Ливерпуля", как и у "МЮ", находится немало болельщиков, завещающих развеять свой прах над полем арены. И клубы идут навстречу их памяти.

Один из студентов поинтересовался, почему бы "Ливерпулю" при таком спросе не возвести новую арену не на 70, а на 100 тысяч зрителей. "Ряд матчей не привлекает такое количество болельщиков, - объяснил Эйр. - Надо, чтобы на каждую игру кто-то из желающих не попадал - тогда сохранится спрос. Вот у "Арсенала" 60-тысячник заполнен на каждом матче. Так же должно быть и у нас".

30 тысяч зрителей, пока что составляющие разницу во вместимости арен "МЮ" и "Ливерпуля", - это огромная "вилка" в доходах двух клубов. Не говоря уже о том, что если в корпоративные ложи на "Олд Траффорд" вмещается 8 тысяч человек (на "Эмирэйтс" - вообще девять), то на старом "Энфилд" - всего две с половиной тысячи. А что такое для клубов эти ложи, нам четко объяснили в "МЮ". Из 66,3 миллиона фунтов, вырученных за продажу билетов на прошлый чемпионат Англии, на 66 тысяч обычных посетителей "Олд Траффорд" приходится только 36,8 (то есть 55 процентов). А на 8 тысяч "випов" - 29,5 миллиона. Без малого половина!

Так же будет обстоять дело на новом стадионе "Ливерпуля", права на название которого будут так же продавать, как в "Арсенале". "Мы гордимся "Энфилд", его историей и атмосферой, - сказал Эйр. - Но жизнь заставила сделать вывод: бизнес "Ливерпуля" перерос "Энфилд". И мы сделаем все, чтобы, улучшив инфраструктуру, сохранить прежнюю страсть".

Невзирая на огромную популярность, "Ливерпуль" тщательно работает с болельщиками. С этого года все службы клуба объединили данные о поклонниках в единую компьютерную систему. Звонит человек в клуб, работник вводит его имя - и тут же видит, что этот болельщик покупал в клубном магазине, какие страницы сайта посещает, какие игроки у него в любимчиках. Да все видит! "Single view of the fan" ("Индивидуальный взгляд на болельщика") - так называется эта блестящая затея, которая позволяет по-особому заботиться о каждом поклоннике. У нас о таком может мечтать только сумасшедший.

Поговорили и о пиве "Карлсберг", уже 16 лет являющемся титульным спонсором "Ливерпуля" и уже ставшем неотъемлемой его частью - даже мусорные урны на стадионе выполнены в форме пивных банок. Но с детских футболок, продающихся в фирменном магазине, слово Carlsberg недавно решено убрать - у детей любимый клуб не должен ассоциироваться с пивом.

Вызывает ли реклама алкоголя у клуба какие-то проблемы? Безусловно. Во Франции, скажем, таковая запрещена. Поэтому когда прошлой осенью "Ливерпуль" играл матч Лиги чемпионов в Марселе, команда вышла на поле без рекламного логотипа. Штрафных санкций от спонсора, впрочем, это не повлекло - такая возможность заложена в контракте, где указано: реклама на футболках появляется только в странах, где разрешена законом.

Но, учитывая, что Amstel является одним из главных спонсоров Лиги чемпионов, возник интересный вопрос. Является ли случайным тот факт, что лучший французский клуб - "Лион" - постоянно выбывает из Лиги на стадии четвертьфинала? Никому в Европе не нужна головная боль от юридических разбирательств, связанных с запретом на рекламу алкоголя. Представитель "Ливерпуля" по этому поводу только загадочно улыбнулся. А касается это, между прочим, не только Франции, но и России...

Впрочем, это уже совсем другая история. А резюме к нашей заключается в том, что на футбольной Англии мировой финансовый кризис, как признались во всех клубах, отразился мало - несмотря на резкое падение курса фунта. Более того, даже слова этого - кризис - ни в одной лекции не прозвучало. А дело все в том, что совсем не русский футбольный бизнес на туманном Альбионе не предполагает унизительного выклянчивания бюджетных денег у губернатора и создания мифических клубов без намека на болельщиков для чьей-то личной услады.

Да, в Англии тоже ждут проблем - летом, когда настанет пора продавать абонементы и корпоративные ложи на новый сезон, а некоторым заключать новые спонсорские соглашения. И клубы-моты, живущие по иным законам, там тоже есть. Но в целом этот бизнес на родине футбола настолько разумен и логичен, что его не собьет с ног никакой кризис. Потому что ум и логика - валюты, не подлежащие девальвации.

Игорь РАБИНЕР

Лондон - Манчестер - Ливерпуль - Москва

"СЭ" благодарит компанию RMA и специализацию "Менеджмент в игровых видах спорта" ГУУ за организацию командировки нашего корреспондента в Англию.