ФУТБОЛ |
Корреспондент "СЭ" посетил лучшую футбольную школу страны и задумался над особенностями национального подхода к выращиванию молодых талантов.
МЕССИ И ПУЙОЛЬ МОГЛИ БЫ ТОЛЬКО ПОЗАВИДОВАТЬ
Первая картинка с натуры. Барселона. Школа великого клуба. Среди 500 занимающихся есть элитная группа из шести десятков юных дарований. Они обитают непосредственно на территории стадиона "Ноу Камп", а лучшие из лучших - в легендарной "Резиденции", расположенной рядом со знаменитой ареной.
Этому трехэтажному зданию уже три века. Два, мягко говоря, небольших зала для приема пиши и развлечений, а также кухня и подсобные помещения на первом этаже. Две достаточно тесные комнаты для занятий с небольшим холлом (в котором свет для экономии отключается через каждую минуту), пара крохотных спален с двухъярусными кроватями и непритязательной мебелью - на втором. И комнаты для обслуживающего персонала - на третьем. Тесно, темно, неуютно. Все вместе создает ощущение не то тюрьмы, не то сиротского приюта.
Здесь и лишаются детства лучшие из молодых талантов Испании (и всего мира), здесь и рождаются Пуйоли и Месси. Их распорядок дня предельно суров: подъем в 6.30, пара бутербродов с кофе на завтрак и на автобусе - в общеобразовательную школу.
В полвторого автобус возвращает их на обед и получасовой отдых, после чего берет курс на базу, где занимаются все юношеские команды "Барселоны". Тренировка длится не меньше полутора часов. Потом молодежь возвращается в "Резиденцию", делает уроки. Отбой в 23.00. Свет отключается, дверь закрывается на замок.
Свободного времени практически нет, никаких гостей приглашать к себе нельзя. Родные в принципе могут навестить своих отпрысков, но только не мешая учебно-тренировочному графику. На практике иногородние воспитанники видятся с родителями два-три раза в год.
До 15 лет территорию школы звездочки сами вообще не покидают. Те, кто достиг этого возраста, имеют право на "увольнительную" в редкий свободный (обычно пятничный) вечер. Развлечения в городе допускаются только самые невинные - например, кино...
Теперь картинка номер два. Другой конец Европы - поселок Приморский, пригород Тольятти. Академия футбола имени Юрия Коноплева. Настоящий городок с десятком зданий и восемью футбольными полями. Общеобразовательная школа, современный медцентр, манеж, бассейн. Но главное отличие от барселонского приюта - в только что перестроенном и отремонтированном четырехэтажном жилом корпусе.
Сказать, что он не уступает по комфорту приличным европейским гостиницам - значит, не сказать ничего. Номера на три-четыре человека, в каждом - современные душ и санузел, телевизор и компьютер, а также специальный уголок для занятий, шкафы, столы и мягкие кровати.
Огромные холлы, уютное кафе, кинозал с суперсовременным оборудованием, игровая комната, конференц-зал... Просторно, светло, красиво.
Да и расписание жильцов этого райского уголка - не в пример мягче, чем у их каталонских сверстников. Подъем в 7.30, ездить никуда не надо - все, включая школьные классы, под рукой, в город можно выходить каждый день (с разрешения воспитателя, конечно, а младшим "академикам", тем, кому нет еще 14, - только вместе с ним), отбой - в половине одиннадцатого.
Да и меню в Тольятти выгодно отличается от барселонского. Оно гораздо разнообразнее, чем в "Резиденции", где недельный рацион выглядит примерно так: макароны - шпинат, макароны - цыпленок, макароны - мясо, макароны - рыба.
В академии же Коноплева - не только более широкий ассортимент, там еще и собственные оригинальные блюда. Что и неудивительно: главный повар здесь не просто мастер своего дела, а настоящий художник от кулинарии. Недаром он до Приморского работал в одном из самых шикарных московских ресторанов.
А еще больше вы удивитесь, когда узнаете, что шеф-повар в академии - иностранец. Серб Слободан Папич - человек удивительной судьбы. Географ по образованию, гастроном по призванию, он после распада Югославии успел поработать и на самом юге Африки, и на самом севере Европы. А сейчас вот радует своим мастерством ребятишек из российской глубинки, собранных в Тольятти.
-Интересно ли после столичного ресторана работать фактически в провинциальном общепите? - спросил я у него.
- Очень, - ответил Слободан. - Я - как футболист-профессионал, должен быть готовым к тому, чтобы сыграть в любом клубе. Это - новый вызов в моей судьбе, и я воспринял его с большим интересом.
А в начале февраля на подмогу Папичу приехал его земляк Марьян Миленкович - кондитер. Представляю, какие вкусности скоро будут уплетать юные "академики" из Тольятти!
Вытащил обоих сербов на Волгу вице-президент фонда "Национальная академия футбола" (под чьим крылом находится школа) Айваз Казиахмедов. Он - куратор тольяттинского проекта - хочет, чтобы все в Академии футбола было самым лучшим.
- Ремонт жилого корпуса, который мы затеяли в начале прошлой осени, по самым оптимистичным прогнозам должен был занять минимум полгода. Но мы понимали, что дети, которых временно поселили на территории одного из пансионатов и возили каждый день в школу и на тренировки, испытывают большие неудобства. Поэтому спланировали процесс так, чтобы одна операция еще только заканчивалась, а другая уже начиналась. И управились в четыре месяца!
-Говорят, вам рекомендовали привезти иностранных рабочих, а вы нашли их здесь же - в Тольятти?
- Да, шли на определенный риск, но он, как видите, оправдался. Мы полностью поменяли интерьер и мебель, закупили компьютеры, телевизоры, бильярд, столы для настольного тенниса, провели интернет, оснастили кинозал с большим экраном, где оборудование позволяет не только смотреть кинофильмы, но и проводить тренерские семинары. Меняем теперь и внешний вид академии - хотим, чтобы у нее был свой стиль, свое лицо. Серьезно обновили автопарк. Закупили новые тренажеры, современное медицинское оборудование. Перестроили раздевалки, из которых можно теперь попасть как на поле под крышей, так и на газон под открытым небом.
В общем, живи и наслаждайся жизнью. И сразу же возникает вопрос: а вырастут ли в таких по-настоящему комфортных условиях настоящие футбольные звезды? Почему в Барселоне воспитанников держат в ежовых рукавицах, а в Тольятти создают им чуть ли не тепличные условия?
ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ
Первым, кому я этот вопрос адресовал, стал глава фонда "Национальная академия футбола" Сергей Капков.
- Мы живем по принципу футбольного интерната и считаем, что условия в нем должны быть максимально приближены к домашним, - объяснил он позицию своей организации. - Дети в принципе должны жить дома, но поскольку у нас такой возможности нет - мы собираем ребят со всей России, - то комфортные условия для них очень важны. В футболе побеждают личности, поэтому мы стараемся создать атмосферу для их раскрытия, а не вводить казарменный дух.
-Попадание в такие условия и желание остаться в них служат стимулом для ваших подопечных?
- Естественно. Эти дети ведь в основном из небогатых семей.
-Набирающий силу кризис не отразится на бюджете академии?
- Он не сокращен ни на одну копейку - расходы на академию для НАФ не просто защищенная статья в бюджете, это приоритетная статья.
-И каковы же ваши главные цели в данном проекте?
- Главных целей две: создать одну из лучших академий Европы и выпускать из нее футболистов не только для нашего национального чемпионата, но и для европейских топ-клубов.
-Почему для столь амбициозного проекта выбран Тольятти?
- Академия досталась нам по наследству, но место ее расположения очень удобно не только потому, что сама Самарская область - футбольный регион, сюда удобно добираться и из многих городов Урала и Поволжья. Кстати, подобные школы мы планируем открыть и в Набережных Челнах, и в Свердловской области.
-Когда ваши воспитанники уходят в большие клубы, какая-то связь с ними остается?
- Да, мы продолжаем общаться, помогаем в устройстве их карьер, в решении вопросов с клубами, в получении общего образования.
-И какие чувства испытываете, когда выпускник академии Алан Дзагоев выходит на поле в форме сборной России?
- Очень им гордимся и рассчитываем, что Алан станет звездой, достойной любого европейского клуба. Но при этом уверены, да и ЦСКА заверяет, что и Рыжов с Власовым, пришедшие в армейский клуб вместе с Дзагоевым, в этом году должны выстрелить. Зико видит в них большой потенциал.
-Тренерским составом академии вы довольны?
- В целом - да. Но мы вместе с приглашенным голландским специалистом Луи Куленом будем реализовывать специальную программу, которая покажет потенциал каждого тренера и поможет развить его. В ближайшее время, кстати, привезем еще двух голландских тренеров - по физподготовке и технике. Это не считая того, что Раймонд Верхейен и Арно Филипс, известные по работе с российской сборной, будут регулярно, восемь раз за год, проводить у нас специальные семинары.
-Сколько игроков из числа ваших "академиков" должны каждый год попадать в премьер-лигу, чтобы вы были довольны?
- Четыре. Уже два года именно так и получается, притом, что даже в "Челси", например, один выпускник школы, попавший в клуб, - уже успех.
ГОЛЛАНДСКИЙ СОУС ДЛЯ РОССИЙСКОГО БЛЮДА
Следующим моим собеседником стал Луи Кулен - голландский тренер, приехавший передавать секреты своего ремесла русским коллегам.
-Каким ветром занесло вас в Тольятти?
- Здесь я благодаря Гусу Хиддинку: мы в свое время работали вместе и сохраняем дружеские отношения. Именно он предложил мне поехать в Россию.
-Хиддинку пришлось долго вас уговаривать?
- Нет. Семья меня поддержала, и я с интересом отправился в новую для меня реальность. И то, что здесь увидел, ожиданий не обмануло.
-Какие цели вы при этом преследуете?
- Основная цель, которую мы сформулировали вместе с Гусом, - сделать инфраструктуру академии более рациональной и повысить квалификацию работающих здесь тренеров.
-Зачем голландцу улучшать инфраструктуру русской школы? Это средство самореализации, хороший заработок или что-то еще?
- Мы, голландцы, умеем выращивать молодых игроков и весьма легки на подъем. Не думаю, чтобы за французским, к примеру, тренером российской сборной сюда бы потянулись другие его соотечественники. А вот голландцев сейчас в России уже несколько человек и станет еще больше. Это для всех нас новый профессиональный вызов.
-За четыре проведенных вами в России месяца, что вызвало наибольшее удивление?
- Очень многие вещи отличаются здесь от Голландии. Но самое главное - в России совсем иной язык. В Западной Европе всегда можно разобраться, попав в другую страну. Здесь же с первых минут чувствуешь себя абсолютно потерянным. Но я активно учу ваш язык.
И в доказательство Луи довольно четко произнес по-русски: "Я изучаю русский язык каждый день". После чего продолжил по-английски:
- Россия - совсем другая страна по сравнению с Голландией, у вас абсолютно иной менталитет.
-И мальчишки здесь тоже другие?
- Нет, вот они-то как раз очень похожи на голландских сверстников.
-В чем главные отличия голландской системы подготовки от российской?
- Главное отличие - в тренерах. Здесь они часто стоят у кромки поля с секундомером и свистком и выполняют роль контролера. У нас же процесс общения между тренером и игроками идет гораздо живее. Тренеры все время пытаются мотивировать детей, причем разными способами, а не только отслеживать выполнение ими заданий.
-И как, удается переделывать российских коллег на голландский лад?
- Я стараюсь сам больше находиться на поле, пытаюсь сделать тренеров более живыми, а игроков более самостоятельными. Очень важно, чтобы они не просто механически выполняли упражнения, но и были постоянно мотивированы психологически. А главное - чтобы постоянно росли как личности. За футболом нельзя ведь забывать об образовании. Я всегда говорю детям - вы пришли сюда с пустым рюкзаком за плечами, а уйти должны с заполненным. Только тогда вы окажетесь готовы к профессиональному спорту.
-Насколько наши тренеры грамотны методически?
- Сегодня тренерам всего мира необходимо постоянно работать над своим профессиональным мастерством, больше читать, больше работать с DVD.
-Что у российских мальчишек нужно подтягивать в первую очередь?
- Техника и тактика важны, но обучить им - не самое сложное. Как и подтянуть физподготовку. А вот изменить менталитет гораздо тяжелее. Ваши футболисты более закрыты, и это один из больших барьеров на пути их игрового совершенствования. А вообще, все хорошее, что есть в вашем футболе, надо полить соусом отработанных голландских методик, и тогда мы сможем получить очень качественное блюдо.
-Прошлой зимой я был в школе "Барселоны" - там все устроено совсем иначе, гораздо менее комфортно с точки зрения быта, хотя и не менее удобно с точки зрения футбола...
- Я не был в Барселоне, но могу сказать, что в Голландии, в школе "Аякса", к примеру, нет такого подхода - к мастерству через самоограничения. Там тоже отличные условия. Тем не менее даже в отличных условиях дисциплина крайне важна. И здесь мы с "Барселоной" схожи.
-Но не расслабляет ли ваших подопечных излишний комфорт?
- Нужно не позволять им расслабляться. Мотивировать к работе. Когда настроен соответствующе, то комфорт не мешает, а только помогает в плане восстановления после матчей и тренировок. Не думаю, что мы испортим ребят. Одна из первых задач тренеров - донести до воспитанников информацию, что такими условиями надо гордиться и заработать их можно лишь прилежным трудом.
-Среди ваших нынешних воспитанников много настоящих талантов?
- Много. Посмотрите только, сколько наших ребят приглашают в юношеские сборные России разных возрастов. Да и клубы российской премьер-лиги за многими охотятся. Думаю, что в ближайшем будущем таких футболистов здесь будет становиться все больше.
-И тогда сборная России будет регулярно обыгрывать сборную Голландии.
- Да уж, на последнем чемпионате Европы вы заставили нас пострадать. Но еще хуже было бы проиграть немцам. Вот это была бы катастрофа. А так все-таки нас обыграла команда Хиддинка. Друзьям же проигрывать всегда легче, чем врагам.
НЕ НАДО ВОРОВАТЬ - САМИ ОТДАДИМ, КОГДА НАСТУПИТ ВРЕМЯ
Итак, ни российский руководитель, ни голландский тренер не видят в комфорте проблемы, а только лишний стимул для своих воспитанников. Что ж, наверное, они правы. Это в Испании, где уровень жизни в провинции не очень отличается от барселонского, нужно, видимо, заставлять учеников отрекаться от каких-то вещей во имя великой цели. А для детей из российской глубинки условия, подобные тольяттинским, - лишний аргумент, чтобы цепляться за них руками, ногами и зубами.
Но за всеми этими бытовыми подробностями нельзя забывать и, собственно, о футболе. Тольяттинская школа работает очень продуктивно. Дзагоев, Рыжов, Власов, Горбатенко - это "академический" улов премьер-лиги в прошлом сезоне. Столяренко, Песегов, Юсупов, Кузьминых, Махмутов - в этом. Конечно, пока еще не Месси с Пуйолем, но какие наши годы?
Футбольные аспекты деятельности академии мы обсудили с ее директорами: генеральным - Дмитрием Герасимовым и Сергеем Кирдяпкиным. Оба неспешны, рассудительны, оба готовы рассказывать о своих многочисленных победах и существующих проблемах долго и со вкусом. Поскольку делают они это, прекрасно дополняя друг друга, приведу наш диалог без разграничения фраз собеседников.
-Как широк ваш селекционный охват?
- Наши люди бывают на всех заметных юношеских турнирах и колесят по всей России, чтобы найти будущих звездочек. А некоторые ребята приезжают к нам на просмотр сами. Но большинство все-таки живет в Тольятти - из пяти сотен занимающихся лишь около 150 человек - иногородние.
-Для чего вам своя команда во второй лиге?
- Для игровой практики. Когда мы запускали мальчишек во взрослые игры, многие говорили, что навсегда убьем в них психологию победителей. Ничего подобного! Опыт показывает, что в первой половине сезона они всем проигрывают, потом начинают делать ничьи, а на финише уже кое-кого и побеждают. А без практики любая учеба мертва. Кстати, тот же Рыжов рассказывал, что играть в турнире молодежных команд премьер-лиги после мужской рубки во втором дивизионе очень легко и даже неинтересно.
-Ваша цель - подготовить футболистов для топ-клубов. Но, насколько я знаю, вы недовольны тем, что некоторые из этих клубов оказывают к вашим воспитанникам повышенное внимание?
- Когда мы доводим мальчишку до определенного уровня, то сами заинтересованы в том, чтобы отдать его в сильный клуб. Как Дзагоева с Рыжовым или Песегова с Юсуповым. Но когда представители того или иного клуба начинают обхаживать 13 - 14-летних ребят, это никуда не годится. Наши успехи - это лишняя реклама, приманивающая сюда селекционеров всех мастей. Они обрабатывают детей, находят их родителей. Таким образом мы, к сожалению, потеряли уже несколько способных игроков, уезжать которым было очень рано. А некоторых у нас просто уворовали. Не то плохо, что они ушли отсюда, а то, что карьеру себе в большинстве случаев просто сломали.
-Судьба тех, кто ушел цивилизованным путем, зависит исключительно от таланта? Почему тогда Дзагоев уже играет в сборной, Рыжов только на подходе к основному составу в ЦСКА, а Власов осел где-то в молодежной команде армейского клуба?
- Талант важен, но еще важнее характер. Дзагоев по своему дарованию считался среди перечисленных вами ребят только третьим. Но по характеру и желанию работать был, безусловно, первым - и вот результат. Скажи Алану на тренировке, что надо посадить кого-то на шею и бежать - посадил бы и побежал. А вот Антон Власов скорее поискал бы к кому на шею усесться. У Димы же Рыжова слишком многое в голове, кроме футбола. Но, надеемся, что в ЦСКА всем им дадут толк.
-Те, кто пришел в клубы премьер-лиги в этом межсезонье, полностью готовы к новым испытаниям?
- Артур Юсупов и Женя Песегов - да. А вот Саше Столяренко не помешало бы еще один сезон провести у нас, чтобы окрепнуть.
-А кто, на ваш взгляд, пополнит команды премьер-лиги в следующем межсезонье?
- В команде 1992 года рождения таких претендентов несколько - нападающий Николай Иванников, защитник Константин Рябов, хавбеки Виктор Кузьмичев и Роман Еремеев. На них уже давно положили глаз большие клубы.
Борис ЛЕВИН |
Приморский - Москва |