ШАХМАТЫ |
МАТЧ ПРЕТЕНДЕНТОВ |
После того как Гата Камский (США) проиграл 2-ю партию матча за право сыграть с чемпионом мира Вишванатаном Анандом (Индия), счет стал 1,5:0,5 в пользу Веселина Топалова (Болгария).
КОНФУЗ В ЗАЛЕ №6
Юрий ВАСИЛЬЕВ |
из Софии |
Так как это первый мой "широкоформатный" отчет из Софии, скажу несколько слов о том, где и как организовано претендентское состязание. Матч проходит в одном из залов грандиозного Национального дворца культуры, как его называют жители болгарской столицы - НДК. Сооружение уникальное, построенное в 1981 году в честь празднования 1300-й годовщины Болгарии. В НДК 15 залов, способных принять в общей сложности 8000 человек. Матч проходит в зале №6.
Перед входом в зал, как в аэропорту, ты проходить через "рамку", вынимаешь все металлическое из карманов, твой фотоаппарат пропускают через рентген - в общем, ничего постороннего, способного принимать и излучать сигналы, пронести в зал попросту невозможно: меры антикомпьютерной безопасности предприняты беспрецедентные.
Зал погружен почти в непроницаемую темноту (гораздо более плотную и густую, чем была на матче Ананд - Крамник в Бонне). По настоянию делегации Камского огромные окна зала были тщательно задрапированы темной материей.
Игроков и зал отделяет обширная "нейтральная территория", на которой можно было бы спокойно разместить еще с десяток рядов кресел. Народу в зале не много, входной билет стоит 10 левов (порядка 5 евро).
Ну а теперь перейдем к тому, что произошло во второй партии - первой, где пролилась шахматная кровь.
Камский проиграл белыми, что само по себе ЧП для игрока, претендующего на мировое первенство. И почти катастрофа для столь короткого матча. Но поразительно было не то, что он проиграл, а то, как он это сделал: просрочил время на 32-м ходу в безнадежной позиции! Потратил час двадцать на первые десять ходов! Отчего такой конфуз случился с Камским, который и черными-то почти непробиваем?! Почему вдруг он впал в летаргический сон в партии, где у него были белые фигуры?!
Выбор дебюта черными, а ими играл экс-чемпион мира Топалов, по идее не должен был застать врасплох ни Камского, ни готовивших к поединку его тренеров. Ибо берлинский вариант испанской партии болгарский гроссмейстер применяет часто. И успешно.
Об этой довольно коварной системе развития я много писал еще в 2000 году, когда вел репортажи из Лондона, где "Берлинская стена", выстроенная Владимиром Крамником, стала непреодолимой преградой для 13-го чемпиона мира Гарри Каспарова. Тогда Гарри так и не сумел ее разрушить, что, собственно, и решило исход чемпионской битвы в пользу его оппонента. Так как выбить в матче белый цвет, значит, выиграть стратегическое сражение. Но с того памятного матча прошло уже почти целое десятилетие, и шахматная теория давно уже подобрала ключи к "Берлину" (так, для краткости, профи часто называют этот дебютный вариант).
Так в чем же тогда дело?! Отчего Камский на десять первых ходов потратил больше часа?!
А дело в том, что первый сюрприз был приготовлен Топаловым уже на 4-м ходу. Черные развили своего чернопольного слона на поле с5, чего в обычном "Берлине" не делают. Так - внешне несколько "наивно" - черные, конечно, могут развиваться, и так это делали еще в ХIХ веке. Ныне же это делают крайне редко, потому что у белых есть возможности получить стабильный позиционный перевес. Что доказала, в частности, партия, сыгранная на чемпионате мира ФИДЕ 2000 года между Алексеем Шировым и Александром Грищуком.
В своей походной шахматной базе, хранящейся в моем ноутбуке, я нашел партию, сыгранную в 1950 году в Будапеште на турнире претендентов. В том турнире победили, набрав одинаковое количество очков, Давид Бронштейн и Исаак Болеславский. Великие гроссмейстеры и большие друзья. Потом между ними состоялся матч, который выиграл Бронштейн, завоевав право на матч с Михаилом Ботвинником. Но я отвлекся.
Рассматриваю я, стало быть, эту партию на своем походном ноутбуке, как вдруг за моей спиной раздается мелодичный баритон гроссмейстера Эмиля Сутовского, тренера Камского.
- Ну, а что говорит "Рыбка" по поводу этой позиции?
В сказке Пушкина дед обращается к Золотой Рыбке с просьбой не отказать в неких материальных благах для своей старухи. А современные гроссмейстеры обращаются к "Рыбке" совершенно по другому поводу Они хотят, не затрачивая своего времени и не включая собственную голову, получить ответ: как сильнейшая ныне компьютерная программа оценивает то или иное продолжение.
Попросили мы государыню компьютерную "Рыбку", и она ответила нам царственно: у белых небольшой, но стойкий перевес.
Белые избрали самое принципиальное продолжение и первыми применили новинку: 9.Кс3. Но после мгновенного ответа Топалова Камский погрузился в летаргический сон. Как острили в чате ведущего российского сайта Chess Pro: создалось впечатление, что идут только часы Камского, а у Топалова они остановились.
Гата был настроен амбициозно, ведь это была его первая "белая попытка", он пожертвовал пешку и направил своих боевых слонов, а также ферзя на королевскую резиденцию черных. У него была возможность отыграть пешку: разменять одного из слонов на коня черных на поле g6, но он пошел другим путем. Его ход 17.Cf5 был грубой ошибкой, после которой черные могли получить большое преимущество, если бы нашли удар 17...Kef4! Но Топалов этот ход упустил из виду, и Сутовский, который был в этот момент в пресс-центре, перевел дух и сказал: "Ну теперь Гата все поменяет, и - ничья!"
И Гата поменял. Но шагреневая кожа отпущенного ему времени сжалась до размеров носового платка. Счет шел уже на секунды. В такой спешке ничего не упустить может только государыня "Рыбка"... Как признался потом Камский, он зевнул ход черных 21...Лс7!! Который, кстати говоря, пресловутая "Рыбка" указала в своей "первой линии" мгновенно.
Топалов был в реализации безупречен. Камский просрочил время на 32-м ходу и первым поздравил соперника с победой.
Да... Вот такое трагическое для американского гроссмейстера начало матча. Сумеет ли он оправиться от шока за выходной, который предусмотрен после каждых двух партий, мы узнаем уже сегодня.
Диаграмму партии смотрите в формате PDF |