ХРОНИКА |
ПОД РУЖЬЕ
Окончание. Начало - стр. 1 |
Еще один вопрос: почему нововведения затронули только МО, а не все организации, принадлежность к которым засчитывается сейчас за срочную службу? "На месте менеджеров из "Динамо", - сказал мне один из источников в ЦСКА, - я бы не слезал сейчас с телефона дня три-четыре и в результате получил бы в свое распоряжение dream team по всем видам спорта". Руководство МО озаботилось исправлением ситуации только в своем ведомстве, что логично, но при сохранении прежней системы в спортобществах других "силовиков" эта акция будет выглядеть уже не слишком логичной. Динамовцы, которые предложат спортсменам-срочникам тренироваться вместо того, чтобы драить казарму, а контрактников обеспечат погонами и социальным пакетом, теоретически смогут легко переманить к себе сливки армейского спорта. Кто от этого выиграет кроме бело-голубых?
Автоматически возникает еще один вопрос: заберут ли в армию других спортсменов высокого уровня, которые пока не служили, но вполне пригодны к этому по возрасту? Первый, кто приходит на ум, - 18-летний футбольный армеец Алан Дзагоев. Или его 17-летний партнер по команде Георгий Щенников - в скором времени. В футболе в последнее время вообще нечасто приходится слышать, чтобы игроки призывного возраста отправлялись на пике формы из клубов премьер-лиги в дальние гарнизоны. Не сказать, чтобы этого очень хотелось, однако чем футболисты лучше тех же Воронцевича или Албиева? Почему одни получают отсрочку, если речь идет именно о ней, а другие нет?
Закон един для всех. Если следовать этому правилу - а не следовать ему нельзя, - то получается, что большинство спортсменов высокого уровня, включая членов сборных страны, в самом что ни на есть спортивном возрасте будут вырваны на год из тренировочного процесса. Укрепление обороноспособности может ударить по спортивному престижу России. Сломаем старую советскую систему, но ничего не предложим взамен.
ВЫМЫЛ ПОЛЫ - ТРЕНИРУЙСЯ
Как решается аналогичная проблема в других странах? В Израиле, как разъяснил корреспондент "СЭ" Эли ШВИДЛЕР, служат все. Мужчины - три года, женщины - два. Отсрочки предоставляться могут, полное освобождение - нет. Условия службы там, правда, заметно отличаются от российских в лучшую сторону, большинство израильтян почитают за честь исполнить свой гражданский долг, но суть от этого не меняется.
Никаких спортивных обществ тамошнее МО не содержит. На спортсменов законы распространяются в полном объеме: бывшая белорусская теннисистка Анна Смашнова, например, ставшая гражданкой Израиля, всеобщую воинскую обязанность в свое время выполнила без всяких оговорок. Однако поблажки в государстве, тратящем на содержание своей армии 45 процентов бюджета, все-таки существуют. Так, специальная комиссия израильского министерства обороны имеет право присвоить спортсменам по представлению национального олимпийского комитета и соответствующей спортивной федерации различные статусы. Самый высокий из них - "спортсмен олимпийского резерва". Обладатель этого звания все равно будет служить - но не в боевых частях и не полный день. Помыл, скажем, с утра полы, подзубрил устройство гаубицы - ступай, тренируйся. Малейшая претензия военного начальства - и скидки на особую одаренность больше не действуют, служба тут же перестает касаться медом.
С футболистов, к которым приковано внимание всей страны, спрос особый. Скажем, форвард Бен Саар, принадлежащий "Челси", но выступающий за голландский "Де Графсхап", вынужден был в свое время специально прилететь домой, чтобы призваться и принести присягу. Впоследствии был найден некий компромисс (служба в Израиле в ряде случаев может быть заменена равнозначной деятельностью на благо страны), но совсем без армии Бен Саар не имел бы права играть за сборную. Как и все остальные израильские спортсмены.
В Германии, как сообщил корреспондент "СЭ" Ефим ШАИНСКИЙ, армия контрактная. Что не мешает большой группе спортсменов быть приписанными к бундесверу. Вчера источник в Олимпийском комитете страны разъяснил, как это делается. Из приблизительно четырех тысяч немецких спортсменов высшего уровня тысяча является военнослужащими. Это сделано в рамках политического решения, "одобренного народом", особо подчеркнул источник. В самом начале службы атлеты проходят 2 - 3-месячную подготовку по своей военной специальности. В дальнейшем они получают бундесжалованье, зарплату и льготы, как обычные солдаты бундесвера. Более того, многие и живут в казармах. Биатлонисты, например, - в Рупольдинге, возле национального центра подготовки. Бобслеисты и саночники - в Альтенберге, по соседству с которым также расположена войсковая часть.
После завершения активной карьеры спортсмен может уволиться из бундесвера или остаться служить по своей военной специальности. К немецкой полиции и таможне также приписана часть спортсменов высокого уровня, но зарплаты там поменьше, чем в бундесвере, который в этом смысле считается престижнее. Любопытно, что общая численность немецкой армии после объединения ФРГ и ГДР сократилась, однако количество спортсменов в бундесвере выросло на 10 - 15 процентов.
Можно, пожалуй, вспомнить еще историю фарерского пограничника, который закрыл глаза на небольшое нарушение в паспорте Роберто Донадони, главного тренера сборной Италии, и разрешил ему въезд в страну. Взамен фаререц был удостоен приглашения на матч итальянцев со сборной Овечьих островов. Но отказался, поскольку сам должен был выступать на следующий день за сборную хозяев. Однако сравнение России с Фарерами будет все же некорректным. С "карликов" другой спрос.
Заключительный вопрос, вызванный внезапной директивой МО, - будущее самого ЦСКА, Вчера представители многих команд, входящих в армейский клуб, обозначили свою растерянность и негативное отношение к переменам. Был озабочен ситуацией и министр спорта Виталий Мутко, пообещавший сделать все, чтобы члены сборных команд не призывались в армию. Остается не до конца ясной судьба детских школ и условия предоставления для тренировок армейских спортсооружений. И уж совсем непонятно, за счет чего будет жить и кого объединять новый, гражданский ЦСКА, если он сохранится в таком виде. В чем будет смысл существования самой идеи армейского спорта и великого бренда, оторванного от корней Министерства обороны?
ЕвгенийДЗИЧКОВСКИЙ
* * *
P.S. Как стало известно "СЭ" перед подписанием номера в печать, вчера вечером состоялась встреча министра спорта Виталия Мутко и министра обороны Анатолия Сердюкова. По ее итогам достигнута договоренность о том, что нынешним спортсменам - военнослужащим срочной службы ЦСКА будет предоставлена возможность находиться в своих клубах и сборных без перевода в действующие части. Для этих 35 рядовых и сержантов действие директивы будет приостановлено до окончания срока службы и никак не скажется на их спортивной карьере. Кроме того, будет сформирован список офицеров ЦСКА (в числе которых немало заслуженных спортсменов и тренеров), подлежащих увольнению в запас в связи с реформированием клуба. По каждому из них в МО примут особое решение с целью дать возможность дослужить до минимального военно-пенсионного возраста, чтобы не потерять пакет положенных социальных льгот.
- Прекрасно понимаю стремление Министерства обороны навести порядок в своей структуре, - сказал вчера Мутко корреспонденту "СЭ". - Министерство спорта со своей стороны всячески заинтересовано в сохранении очень весомого потенциала ЦСКА его спортивного наследия, достижений и традиций. Думаю, в ближайшее время мы сообща подготовим пакет предложений, касающихся будущего армейского спорта, активов клуба, детских школ и сооружений, для рассмотрения их в правительстве. Необходимо учесть интересы как армии, так и спортсменов.