Газета Спорт-Экспресс № 76 (4953) от 11 апреля 2009 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 22

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 апреля 2009 | Хроника

ХРОНИКА

СВОЯ КОЛОНКА

Сергей БУТОВ

ЗВЕЗД НАДО ДЕЛАТЬ!

На днях я вернулся из Праги, где встречался с олимпийской чемпионкой и рекордсменкой мира в метании копья чешкой Барборой Шпотаковой (материал о ней вышел в "СЭ" во вчерашнем номере). Это была очередная встреча в рамках проекта "День в жизни", который осуществляет Международная федерация легкой атлетики (IAAF) - с целью популяризации своих спортсменов.

Несмотря на колоссальное количество элитных атлетов, в легкой атлетике не так уж и много настоящих звезд уровня Елены Исинбаевой и Усэйна Болта. Ну, может, от силы десяток. При этом мировая спортивная жизнь столь разнообразна и переменчива, что удержать интерес к конкретной персоне отнюдь не просто. Его, этот интерес, необходимо постоянно подпитывать, причем не столько усилиями самих атлетов (хотя высокие результаты, несомненно, обязательное условие популярности), сколько функционеров, если они, конечно, и впрямь заинтересованы в том, чтобы именно их вид спорта постоянно находился на слуху.

Да, организация проектов, подобных "Дню в жизни", стоит денег. И в общем-то немалых. В случае со Шпотаковой, по моим данным, это удовольствие обошлось IAAF приблизительно в 10 тысяч долларов. Могу предположить, что львиная их доля ушла на приглашение журналистов из России, Кубы и Южной Африки (кроме того, в Праге побывали репортеры из Финляндии, Германии и Словении), которым оплатили проживание, а некоторым, знаю, и перелет.

Я к чему вообще заговорил про деньги? Да к тому, что "День в жизни" - мудрое, современное и крайне эффективное их вложение. Ни один нормальный редактор - что в Германии, что в России - не опубликует ни с того ни с сего объемный материал о чешской копьеметательнице, пусть даже очень сильной и титулованной. А тут - приглашение из IAAF. Кто из тех же редакторов откажется в такой ситуации командировать своего журналиста на встречу с иностранной чемпионкой, а затем опубликовать репортаж? Это ведь престижно - оказаться среди изданий, на которые пал выбор международной федерации!

Хорош и сам формат проекта - два расписанных буквально по минутам дня, с обязательным обстоятельным интервью в неформальной обстановке, посещением тренировки и знакомством с родителями спортсмена. Это дает возможность репортерам побыть какое-то время "на одной волне" с атлетом, оценить его сильные стороны и одновременно увидеть скрытые от посторонних глаз проблемы. Очень многие, например, удивились неожиданному (после серии из 25 побед подряд!) поражению на Олимпиаде в Пекине хорватской прыгуньи в высоту Бланки Власич. А вот те, кто участвовал год назад во встрече с ней в рамках того же проекта "День в жизни" (в том числе и автор этих строк), совершенно не удивились. Потому что видели и практически ощущали тот невыносимый прессинг, который оказывался на Власич внутри ее семьи. Поражаться тут нужно было тому, как это она умудрилась не проиграть еще до Пекина.

В общем, в IAAF прекрасно осознают, как именно нужно работать с журналистами. И трезво оценивают ситуацию, понимая, что именно пресса и телевидение превращают талантливых спортсменов в звезд, а звезд - в суперзвезд.

Здесь самое время перейти на уровень ниже - к национальным федерациям по олимпийским видам спорта. Если конкретно, то перебросить мостик к российской действительности, а, перебросив, схватиться за голову. Потому что большинство отечественных федераций не ведет вообще никакой работы с журналистами.

Организованные встречи со спортсменами у репортеров случаются раз в четыре года - накануне выезда на Олимпийские игры. Покрываются паутиной сайты федераций (если они вообще существуют). Считается нормой отсутствие в штатном расписании федерации должности пресс-атташе, функции которого выполняют все кто ни попадя - президенты, главные тренеры сборных и прочие Очень Занятые Люди, к тому же категорически не понимающие сути работы с журналистами и их потребностей. Позиция пресс-атташе, на Западе считающаяся престижной и высокооплачиваемой, у нас протокольна и малозначима. На том же Западе люди, работающие с прессой, почти всесильны (фраза "кто владеет информацией - тот владеет миром" была впервые произнесена еще лет 200 назад), а в России - бесправны и чаще всего изолированы от источников информации.

И мало кто из президентов этих самых федераций, швыряя в ходе очередного исполкома газету на стол со словами: "Опять эти журналисты там понаписали", понимает, что виноват в этом сам.