ФУТБОЛ |
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 4-й тур |
"МОСКВА" - "СПАРТАК" - 3:1 |
Корреспондент "СЭ" рассказывает об атмосфере, в которой прошел матч на домашней арене "Москвы".
Валентин ИВАНОВ: "ЭТО НАША РОДИНА"
Александр МАРТАНОВ |
с Восточной улицы |
Стадион "Торпедо" для меня родной. Не "имени Стрельцова", при всем глубочайшем уважении к Эдуарду Анатольевичу, а именно "Торпедо". Так его по-прежнему все местные и называют.
Родился, вырос и до сих пор живу в Кожухове. Которое наравне с Автозаводской, Дубровкой, Шариком (Шарикоподшипниковской. - Прим. "СЭ") и прочими прилегающими территориями всегда считалось торпедовской вотчиной. Хотя с детства по примеру отца переживал за другую команду, не за "Торпедо".
Именно на "Торпедо" я в пять лет научился кататься на коньках. На катке, который заливали на гаревом поле стадиона, где сейчас лежит искусственный газон.
В 85-м здесь я по бесплатным билетам смотрел матч юношеского чемпионата Европы. С кем играли, не помню. То ли с венграми, то ли с немцами. В любом случае - выиграли. Почему-то запомнилась фраза диктора, звучавшая тогда на Восточной: "Вместо Роландаса Бубляускаса № 11 в игру вступает Арманд Зейберлиньш № 15".
Осенью того же года, будучи учеником седьмого класса, я дебютировал на "Торпедо" за сборную школы по футболу. И даже парочку мячей забил в матче, завершившемся 3:3.
А в 88-м, помню, когда "Днепр" рвался к своему второму золоту, на игре с ним на Восточной случился нередкий в те времена аншлаг. "Топи "Днепр"!" - раздавалось со всех сторон. И клуб, возглавляемый Евгением Кучеревским, "затопили" - 2:0. Однако это не помешало украинцам стать чемпионами. Правда, сидел на Западе и переживал за черно-белых, которые в те времена не опускались ниже пятой-шестой строчки.
Словом, "Торпедо" для меня - свой стадион.
ПАРАДОКС, НО ФАКТ
С ранних лет завидовал жителям соседнего со стадионом дома. Того, из окна или с балкона которого можно запросто наблюдать за любыми матчами. Находится он по адресу Восточная улица, 2, строение 5. А учитывая, что дом стоит на возвышенности, вид на арену оттуда - закачаешься.
Перед субботним матчем я решил исполнить свою давнюю мечту. За полтора часа до начала игры набрал на домофоне номер квартиры, что на восьмом, последнем этаже, окна которой, по моим расчетам, выходят как раз на торпедовское поле. Был уверен: хозяева дома. А как иначе, если такая игра предстояла! Но на мой сигнал никто не откликнулся.
Ладно, думаю, "спущусь" этажом ниже. И тут - тишина. Помялся я у подъезда и ушел ни с чем.
Правда, внимание мое переключили на себя мальчишки со спартаковскими шарфами на шеях: "Пока они ворон считают, давай перемахнем быстро". Пронеслись мимо меня и первого подъезда дома № 2/5. Я - за ними. Не бегом, конечно. Думаю, "перемахнули". Просто прикинул, что проблем возникнуть не должно было. Два милиционера вдоль латанного-перелатонного забора ходят, но вряд ли для юрких мальчишек они могут служить серьезной преградой.
Других вопросов по организации матча не было. Даже у самых придирчивых. Восточную перегородили в самом начале улицы и еще с утра. Постовой с улыбкой на лице объяснял автолюбителям - не из числа болельщиков - причину временных неудобств. Вежливо так.
Солдатики в серых шинелях через каждые 20 метров солнечный весенний пейзаж не портили. Даже ребенок в красно-белой "розе", не отпускавший ни на секунду руку мамы, поражался: "Может, сегодня матч обыкновенный?! Или все уверены в победе "Спартака"?"
Матч был действительно обыкновенным. Если подходить с той точки зрения, что на "Торпедо" на играх "Москвы" и ее предшественников ни разу не случалось аншлага с момента возникновения "Торпедо-ЗИЛа". Парадокс, но факт. Не случилось его и теперь.
ПО-НАСТОЯЩЕМУ НАРОДНАЯ КОМАНДА
Стадион на Восточной был построен в 1959 году и долгое время использовался в качестве тренировочного поля для футбольной команды ЗИЛа - московского "Торпедо". До 1976 года на нем была всего одна трибуна, которая располагалась на склоне прилегающей к полю насыпи. После реконструкции, проведенной незадолго до московской Олимпиады-80, вместимость арены была увеличена до 16 тысяч мест. С 1978 по 1997 год - домашний стадион "Торпедо".
С 1997 года там проводит матчи "Москва", прежде именовавшаяся "Торпедо-ЗИЛ" и "Торпедо-Металлург". На поле "Торпедо" одной из первых в России была смонтирована система искусственного подогрева газона. Перед проведением в Москве в 1998 году Всемирных Юношеских игр изрядно обветшавший к тому времени стадион был отремонтирован, на трибунах появились пластиковые кресла. Вместимость арены уменьшилась до 13 200.
21 июля 1997 года стадиону было присвоено имя легендарного Эдуарда Стрельцова. В конце 2005-го стадион выкуплен у ЗИЛа новыми владельцами ФК "Москва" - компанией "Норильский никель", тогда-то из названия и исчезло слово "Торпедо".
Никто не расскажет лучше про арену на Восточной, чем Валентин Козьмич Иванов, игравший за "Торпедо" и тренировавший эту команду с перерывами с 1967 по 1998 год.
- Это наша родина, мать родная и отец заодно, - сразу выпалил Иванов.
-Какие приметы у вас были?
- Да какие приметы?! Обыгрывали мы всех - и ничего больше!
- Командочка посильнее нынешней была, - вступила в разговор супруга Лидия Иванова.
-Насколько знаю, хоть стадиону и дали имя Стрельцова, он здесь ни одного официального матча не провел, верно?
- По-моему, он здесь за дубль выходил, - продолжила разговор Лидия Иванова. - Значит, все-таки играл. Хотя спорить не буду.
- Наверное, все-таки вы правы, не играл, - сказал Валентин Козьмич. - Он сидел, вернулся, но на Восточной поиграть не успел.
-А вы?
- Конечно, поиграл. Но по большей части тренером здесь отметился.
-Какие у вас самые памятные матчи здесь?
- Не буду выделять. Один вытащишь, другой в тени останется. Не хочу.
-По поводу нынешней ситуации с "Торпедо" у вас есть что сказать?
- Больно, страшное дело. Как это могло произойти? Вроде бы Мамут с Тукмановым договорились - и вдруг Мамут соскочил.
-Ваше сердце сейчас где? В "Москве" или "Торпедо"?
- Если "Торпедо" будет, перейдем туда обязательно, но на данный момент все чувства отданы "Москве". Потому что часть истории "Торпедо" принадлежит ей.
-Когда были тренером "Торпедо", чувствовали, что за этот клуб переживают все прилегающие районы?
- Конечно! Это была по-настоящему народная команда.
-Вернется это когда-нибудь?
- (В сторону.) Ладо, вернется команда наша?
- Вернется, я верю, - вставил слово Владимир Сомая, который дружит с Ивановым много лет.
ТРУСЫ ДЛЯ НАПАДАЮЩЕГО ИВАНОВА
- Давайте я расскажу, - взяла инициативу в свои руки Лидия Иванова. - Спрашивайте, я же 50 лет рядом с футболом.
-Знаете какие-нибудь байки о стадионе?
- Валя больше играл в "Лужниках", чем здесь, на "Торпедо". И туда я ездила, обманывая милицию. Говорила: пустите, везу трусы нападающему Иванову. Иначе игра не начнется. А на Восточной он в основном был в роли тренера. Жесточайший период в нашей истории. Приходила сюда в разных ролях - жены игрока, потом тренера, матери футбольного судьи. В общем, столько напереживалась за свою жизнь от футбола, что сейчас пришла и отдыхаю. Нет, за "Москву", конечно, волнуюсь, но разве это болезнь, если бы он был в шкуре тренера?!
А что касается баек, после "Лужников" стадион на Восточной мне казался каким-то маленьким. Со временем он, конечно, модернизируется, усовершенствуется, чему мы, понятно, рады. Ребята его считают родным.
-Когда Валентин Козьмич был на тренерской скамейке...
- ...он был ненормальным! Сегодня сидела рядом с Никитой Палычем Симоняном. Он-то болеет за "Спартак", но мы друзья уже 50 с лишним лет, все-таки вместе золотые олимпийские медали выигрывали. И говорю ему: "Никита, где тут тренеры, никого не вижу. Валя, наверное, уже был бы в центре поля. Стоял бы мат-перемат, и все было бы на месте". Ведь Валя что вытворял: он даже телевизионные камеры закрывал ладонями. Мол, прекратите на меня наводить, показывайте футбол. А еще курил он - и много. А когда бросил, народ не мог привыкнуть к этому факту. В газетах продолжали писать: "Иванов, не вынимая сигареты изо рта..." А он завязал! Валя - сильной воли человек: положил сигарету и больше к ней не вернулся.
-Когда это произошло?
- У нас родилась внучка, и он, чтобы не портить воздух, завязал с курением. Было это под новый, 1980 год. Сейчас, правда, Валя немного слабее стал, заметили? Такая нервотрепка, публичная еженедельная порка бесследно не проходит. Он не спал толком. Телефон у нас был словно в Ревкоме. Когда выигрывали, все поздравляли, проигрывали - наоборот. Трубку, как правило, брала я. Кого посылала, кого - нет.
-А можно ли сказать, что вы на стадионе провели столько же времени, сколько и дома?
- Нет. Сама тренировалась тоже. Занималась на "Динамо" и, когда гремел стадион, туда с роду не заходила. В "Лужники" же приходила за пять минут до конца матча. Спрашивала у зрителей, какой счет и кто забил. Как правило: либо Иванов, либо Стрельцов. Однажды Валя поинтересовался: "Смотрела?" Я кивнула. А на вопрос, кто забил, ответила, перепутав порядок авторов мячей. И он меня раскусил. Тогда в футболе почти ничего не понимала. Это теперь разбираюсь: куда бежать, кому отдавать.
-Как можно охарактеризовать атмосферу стадиона на Восточной?
- Приятная, уютная, эксклюзивная, домашняя. Не махина, но чертовски симпатичный стадиончик. Наш, торпедовский!
МАТЧ МОГЛИ ПРИОСТАНОВИТЬ
Об организации матча по его окончании поговорил с начальником службы безопасности "Москвы" Николаем Казанаевым.
- Матчи с участием "Спартака" - всегда повышенного риска, - подчеркнул Казанаев. - Исходя из этого мы и строили работу служб безопасности. Как обоих клубов, так и милиции. Но мы принимающая сторона, значит, основные вопросы ложились на нас. В целом матч прошел нормально, без серьезных эксцессов. Хотя случился эпизод с выбеганием на поле болельщика. Его быстро нейтрализовали и передали в руки милиции. И еще неприятно, что на Восточной трибуне случился поджог кресла. Причиной стал один из файеров, который уронили на сиденье. В результате возник столб дыма, ветер разнес запах от горящего пластика почти на весь стадион. Была даже угроза того, что матч могут приостановить.
-Это обсуждалось?
- Нет. Но едкий запах, распространяемый по воздуху, мог привести к этому. Ведь даже зрители не могли нормально дышать, не говоря уже о футболистах.
-Как же получается, что при таком скоплении милиции и солдат файеры все же проносят на трибуны?
- По этому факту не сомневаюсь, будет проведена служебная проверка. При таком скоплении людей трудно отследить всех. Однако это не должно быть оправданием. Впредь предпримем все, чтобы подобного не повторилось.
-Это ЧП?
- Для матчей повышенного риска в Москве - рабочий момент. Такое часто бывает.
-Что грозит этому болельщику?
- Либо штраф, либо арест от пяти до пятнадцати суток.
-Если упомянутые инциденты вынести за скобки, все остальное вас в плане организации устроило?
- Да. По окончании матча все болельщики спокойно отправились по домам. В перерыве мы организовали соревнование между нашими и спартаковскими болельщиками по настольному футболу. Это сближает, объединяет.
ЧАСТЬ ФАНАТОВ ОСТАВИЛИ НА "ТРЕТИЙ ТАЙМ"
Президент "Москвы" Игорь Дмитриев тоже остался доволен порядком на стадионе. А также высказался по поводу ауры этой арены.
- Тут царит дух традиций советского футбола, тех людей, которые ковали славу торпедовского футбола и советского в целом, - заявил Дмитриев. - При том что стадион не соответствует современным требованиям, здесь присутствует душа. Нравится это кому-то или нет, на нас в том числе лежит ответственность за то, что мы являемся продолжателями тех традиций, которые были заложены предшественниками из "Торпедо". Тема больная, согласен, но мы ощущаем себя частью торпедовской истории. Хотя это не выпячиваем и никому не навязываем. И стараемся это доказывать делами.
У "Торпедо" особый болельщик. Не экстремист, из разных социальных сословий, хорошо разбирается в футболе. Может аплодировать и сопернику за удачное действие. Хамства нет и в помине. Как, например, помните, в начале игры спартаковские фанаты ухали в адрес нашего легионера. Ну не дело это! Возможно, и по этой причине высшие силы их наказали. "Спартак" это не красит.
-До игры у вас были опасения по поводу организации матча?
- Нет. Ни малейших. Во-первых, мы серьезно подготовились. Во-вторых, довольно продуктивно сотрудничали со "Спартаком". Мы пошли им навстречу и дали возможность организованно реализовать билеты для своих болельщиков. Конечно, есть паршивые овцы. Часть болельщиков, например, мы оставили на так называемый третий тайм. Они поломали кресла, сейчас с ними разбираются.
-Обратил внимание, что вы даже позволили разместить на территории стадиона палатки для реализации спартаковской атрибутики.
- А почему нет?! Давайте рассуждать логично. Если у "Спартака" самая большая болельщицкая аудитория, у него всегда будет численное преимущество зрителей. И зачем мешать тому удовольствию, которое болельщики могут получить?
-Вы что-то имеете с этой продажи?
- Нет. Понятно, что футбол - коммерция. Но еще и социальное явление. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы зарабатывать деньги. Но не любыми средствами. Деньги, которые мы могли получить, несущественны. И если бы мы не разрешили реализовывать атрибутику для гостей, кто от этого выиграл бы? Мы - точно нет. Продавцы - тоже. Болельщики - тем более. А какой тогда смысл?!
-Ну и последний вопрос: сколько заплатили за погоду?
- Ни рубля. Не стоит кощунствовать на эту тему. Бог послал, за что спасибо.