ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
Участники ЧМ в первые же дни подвергли организацию швейцарского мирового первенства резкой критике.
СТЫДНО ДАЖЕ ФАЗЕЛЮ
Михаил ЗИСЛИС, Андрей КУЗНЕЦОВ |
из Берна |
Бабулька, проверяющая аккредитации на входе в медиацентр, невероятно похожа на фрау Заурих. Так, напомним, звали старую опрятную немку из "Семнадцати мгновений весны", с которой Штирлиц постоянно играл в берлинской пивной в шахматы. Сходство пожилой волонтерши с героиней фильма - не только внешнее. Любовь к чистоте у нее тоже фирменная немецкая. Замечания корреспондентам, бросающим окурки и банки из-под колы мимо урн, она делает без устали.
Поражают своей чистотой и бернские трамваи, на пол которых можно без страха ложиться в белой рубашке. А бесчисленные лужайки подстрижены так идеально, словно над каждой поработала бригада профессиональных парикмахеров. Трудно поверить, что люди, создающие вокруг себя этот невероятный комфорт, - соотечественники членов оргкомитета ЧМ-2009.
При всем окружающем великолепии нынешнее мировое первенство в Швейцарии серьезно рискует остаться в истории как худший турнир со времен 1998 года. Одиннадцать лет назад сильнейшие сборные мира также соревновались на швейцарских катках. Наша команда выступала тогда в Базеле, где под ледовую арену переделали построенный в 50-х годах бетонный велотрек. Вот и теперь хоккейная инфраструктура Берна и Клотена преподносит сюрпризы со знаком "минус".
ПО "ШВЕДСКОМУ СТОЛУ" СКУЧАЮТ НЕ ТОЛЬКО ШВЕДЫ
В Швейцарии очень трудно найти лужайку, на которой не паслись бы рогатые родственники официального символа ЧМ - бычка Кули. Однако у участников и гостей чемпионата невольно возникает ощущение, что они попали в страну вегетарианцев. Калорийность обедов в официальных отелях турнира решает любые проблемы с лишним весом. Топ-модели или американские журналисты весом под полтора центнера диетической кухне могли бы порадоваться, но хоккеисты от йогуртов, сухариков да десятиграммовых сырков явно не в восторге. Мясо и рыба на обед выдаются такими скромными порциями, словно их приходится доставать по талонам в Таиланде.
На все претензии команд к качеству питания у организаторов один ответ - прайс-лист на дополнительные продукты. Цены в нем заставляют с уважением вспоминать о московских ресторанах. "Швейцарцы словно взяли пример с соседей-французов, которые за яйцо, чашку чая и трехсантиметровый бутерброд берут по 65 евро", - засмеялся, увидев все это, президент ФХР Владислав Третьяк.
Руководство нашей федерации мгновенно откликнулось на просьбы игроков и оплатило улучшенное меню. А вот шведская федерация такой же расторопности пока не проявила. Вчера скандинавские журналисты шутили, что некоторых игроков "Тре крунур" просто не узнать - настолько осунулись их лица. Такой, знаете, черный швейцарский юмор: приходится голодать даже гражданам страны, где придумали "шведский стол".
ТЮРЕМНЫЕ КАМЕРЫ СТРАНЫ БАНКОВ
Но больше всего проблем участникам ЧМ "дарит" дворец в Берне. Форвард сборной Латвии Александр Ниживий в субботу жаловался на жару. Не столько даже на улице, сколько под крышей. После матча США - Латвия на скамейках обеих команд осталось по десятку мокрых полотенец - пот с хоккеистов лил ручьями. "Дышалось так тяжело, что мы уже во втором периоде физически подсели. После пары коротких рывков не оставалось сил куда-то бежать и бороться. Сразу чувствуется, что крыша арены наполовину стеклянная. Сегодня она нагрелась очень серьезно. Да и лед из-за этого был неважный", - рассказал Ниживий.
Сборной России в отличие от латышей со стартовым матчем повезло. В пятницу, когда наши играли против немцев, бернское небо было затянуто облаками, накрапывал слабый дождик. Зато организаторы ЧМ в тот момент серьезно опасались выходных, на которые синоптики прогнозировали 25 градусов тепла. По словам работников дворца, в этом случае на основном катке появились бы лужи. Однако бернская погода спасла честь земляков: во второй половине дня в воскресенье столбик термометра в столице Швейцарии опустился до "плюс пяти".
Расписание тренировок для сборных также трудно назвать идеальным. Наш тренерский штаб уже высказывает открытое недовольство часами, отведенными для раскатки. Оргкомитет составил расписание таким образом, что Ковальчуку и К° приходится выходить на лед либо в девять, либо в десять утра - это самое неудобное для занятий время. Столь же рано занимаются и латыши. При этом режим наибольшего благоприятствования, естественно, создан для швейцарской сборной.
Вообще двойные стандарты от ИИХФ в Берне налицо. Протесты России и Латвии растворяются в воздухе, а к мнению других команд прислушиваются самым внимательным образом. Скажем, немцы взбунтовались и отказались тренироваться в неигровые дни ранним утром, и по "соседскому блату" швейцарцы передвинули их на полдень.
Впрочем, кое-кто из обиженных, напротив, завидует России. "На чемпионате мира есть две элитные сборные - Россия и Швейцария, - утверждает не без доли юмора наставник шведов Бенгт-Оке Густафссон. - Именно им достались лучшие раздевалки. Нам достались помещения похуже. Правда, в ходе подготовки к плей-офф возмущаться особо некогда".
Нашей команде и вправду отвели самую новую и просторную раздевалку. Видимо, оргкомитет не рискнул ущемлять в правах чемпионов мира. Зато остальным сборным еще предстоит намучиться в "чуланах" бернской арены. Шведские хоккеисты, обсуждая швейцарское "гостеприимство", признавались, что злополучные раздевалки напоминают им тюремные камеры.
КОМУ ПЕРВЫМ ИДТИ В ДУШЕВУЮ?
Хозяева ЧМ, кстати, решили не проводить традиционную журналистскую экскурсию по бернской арене. Видимо, не хотели позориться. Проход к раздевалкам шести команд охраняется от представителей СМИ целой бригадой дюжих молодцов едва ли не тщательнее хранилищ знаменитых швейцарских банков. Но разве от репортеров скроешь, что раздевалки эти - нечто среднее между паршивой коммуналкой и бараком для гастарбайтеров, посыпанный бетонной крошкой пол, теснота, старые умывальники... Даже интеллигентный и выдержанный тренер латвийской сборной Харийс Витолиньш не сдержался в разговоре с бригадой "СЭ", охарактеризовав ситуацию самыми резкими словами. Их примерный перевод на газетный язык звучит как "не очень".
"У нас общая душевая с немцами, - заметил Витолиньш. - Представляете, если в матче с ними дойдет дело до драки? Тогда в душевой можем получить "продолжение банкета". Когда делегация Латвии подняла этот вопрос на заседании директората ИИХФ, президент международной федерации Рене Фазель в шутку предложил прибалтам делить душевую с немцами по принципу "кто выиграет матч, тот идет мыться первым".
Подопечные Витолиньша, кстати, критикуют не только раздевалки. В их гостиничных номерах стоят старые короткие кровати. Смотреть телевизор можно только за отдельную плату. "В хоккейных странах - России, скажем, или Чехии - таких условий не было никогда", - заметил Ниживий в разговоре с корреспондентами "СЭ".
"Не поверите, но в Швейцарии не нашлось часов", - сокрушался Владислав Третьяк. В раздевалку нашей команды часы не повесили даже после долгих препирательств с директоратом. "Эта мелочь на самом деле очень мешает готовиться к игре. Вместо того чтобы настраиваться, отдыхать, концентрироваться, приходится бегать и спрашивать время у партнеров", - делился хоккейным опытом Третьяк. В конце концов исполнительный директор ФХР Валерий Фесюк купил настенные часы в магазине - за свой счет.
В деревне под названием Сьер, где Россия провела контрольный матч с венграми, в раздевалке было три массажных стола. В столице Швейцарии на официальной арене ЧМ не оказалось ни одного! Эту необходимую вещь российская делегация получила только на третий день под невозвращаемый залог в сто франков. И то, говорят, благодаря содействию сына Рене Фазеля, который занимает один из постов в оргкомитете ЧМ. Да что стол - даже фрукты и мыло для душевой в первые дни добывались нашей делегацией с боем.
Окончание - стр. 11 |