ОЛИМПИЗМ |
ПЯТЬ КОЛЕЦ с Александром РАТНЕРОМ |
КАК ТАМ В СОЧИ?
В центре всеобщего внимания на прошлой неделе был визит в Сочи Координационной комиссии МОК. "СЭ", да и другие издания достаточно подробно осветили это событие, цитируя то главу комиссии Жан-Клода Килли, то исполнительного директора МОК по Олимпийским играм Жильбера Фелли, то вице-премьеров российского правительства Дмитрия Козака и Александра Жукова, то президента Оргкомитета "Сочи-2014" Дмитрия Чернышенко. Отдельное внимание, безусловно, привлекла встреча зарубежных гостей с премьером и главным гарантом реализации олимпийского проекта Владимиром Путиным.
Мне повезло. Вместе с телевизионщиками и небольшой группой иностранных журналистов я смог не только побывать на открытии пленарного заседания и заключительной пресс-конференции, но и совершить поездку по строящимся олимпийским объектам.
Но перед тем, как поделиться увиденным, хочу честно признаться: до этой поездки главным источником информации об олимпийском строительстве были общеполитические газеты, и потому я очень осторожно относился к заявлениям ответственных лиц о том, что все будет сделано вовремя. К тому же надо учитывать психологический фактор. В сознании обывателя под олимпийским строительством понимается возведение стадионов, трамплинов, катков, мест проживания участников и гостей Игр, журналистов и т.д.
Возможно, в Москве или Санкт-Петербурге было бы именно так. Но в Сочи все создается практически с нуля. И первая задача - это создание инфраструктуры, на базе которой можно вести капитальное строительство. Вот почему на данном этапе в Имеретинской долине возводятся грузовой порт и железнодорожный терминал. Куда-то же надо завозить цемент, щебенку, песок, металлоконструкции и прочие материалы. Так вот масштабы этих строек поражают. Там трудятся тысячи человек, и, как утверждают подрядчики, деньги на строительство поступают исправно.
Объездную дорогу вокруг центра Сочи спроектировали еще в 80-е годы прошлого века. Но реально начали работы только после того, как стройка получила статус олимпийской. Часть уже сдана в эксплуатацию. К концу этого года обещают ввести в строй все 18 км. А дорога эта - сплошь туннели и эстакады.
Подобная картина и на другом амбициозном проекте. От Сочи до Красной Поляны прокладывают новое шоссе и железнодорожную ветку. Длина трассы 48,5 км, и именно по ней во время Игр будут добираться в горный кластер участники и гости Игр. Трасса разбита на десять равных участков, на каждом из которых своя вахтовая бригада. Причем, чтобы начать строительство, пришлось проложить технологическую дорогу вдоль русла реки Мзымта. Иначе грузовики блокировали бы существующее шоссе от моря в горы.
Теперь о том, чего я не увидел. Должного уважения к системе взаимоотношений в олимпийском движении. Ведь существует определенный этикет. Когда в страну, тем более на ответственное мероприятие, приезжает руководитель международной федерации, президент национальной федерации должен быть рядом. Если этого не происходит, гость может подумать, что либо его коллега зазнался, не уважает начальство, либо потерял доверие своих властей, раз его никуда не приглашают. А может, он, как глава "Олимпстроя", в самый важный момент ушел в отпуск? И то, и другое, и третье не способствует авторитету страны на международной спортивной арене.
Наших президентов, увы, пригласить в Сочи забыли. Хотя там были руководители абсолютно всех международных федераций. Трудно понять и то, почему среди участников заключительной пресс-конференции не оказалось президента ОКР. Может, кресел не хватило?
Обратно в Москву я летел тем же самым рейсом, что и самый авторитетный европейский эксперт по созданию горнолыжных трасс Бернар Рюсси. Именно он проектирует будущие олимпийские трассы для Игр в Сочи. Воспользовавшись случаем, я узнал много интересного о том, как идет его работа в Красной Поляне. Но подумал: почему не устроили его пресс-конференцию? Ведь все, что он мог рассказать, только добавило бы уверенности в том, что подготовка к Играм на правильном пути.
Кажется, этому процессу вообще не хватает открытости. Или понимания того, что, когда из бюджета тратятся миллиарды, общественность имеет право знать, что и как на эти огромные деньги создается. Если б не приезд комиссии МОК, я вряд ли увидел бы то, что увидел, а читатели вряд ли узнали бы то, что узнали.
Хотя ничего секретного в этих сведениях нет. Напротив, вся информация - сугубо позитивная. Хочется верить, что и впредь она будет исключительно таковой.