ФУТБОЛ |
СВОЯ КОЛОНКА |
Игорь РАБИНЕР
НАСТОЯЩИЙ СЕМИН
Сначала огорошу читателей вопросом: какое отношение имеет победа Александра Рыбака на "Евровидении" и "Оскар" фильма "Миллионер из трущоб" к возвращению Юрия Семина в "Локомотив"? На размышления даю вам то время, которое вы будете читать эту колонку. А пока порассуждаю сам.
Сегодняшний шоу-бизнес (а к нему многие владельцы клубов относят и футбол) пропитан фальшью, работой под фонограмму (договорными матчами) и засильем искусственных звезд (не только биланов, но и бекхэмов), сделанных всесильными продюсерами (президентами клубов) и компьютерами, "подправляющими" голос (хотя бы этого в футболе быть не может - там всегда "поют" при зрителях). Оттого у людей, измученных постоянным обманом, и возникла тяга к чему-то настоящему - пусть даже и не завернутому в волшебную обертку, но искреннему, по сути.
Разве у Рыбака какой-то феноменальный, сражающий наповал голос? А может, на сцене его окружали олимпийские чемпионы по фигурному катанию? Разве "Миллионер из трущоб" насыщен невероятными режиссерскими ходами или спецэффектами? Даже не будучи глубоким знатоком сценарной технологии, вижу, что прием, использованный создателями фильма, далеко не нов. Скажем, "Чемодан" Сергея Довлатова построен на нем же: герой спустя много лет после отъезда в Америку находит под кроватью запылившийся чемодан, каждый предмет в котором вызывает в памяти захватывающую историю из жизни. В "Миллионере из трущоб" роль этих предметов играют вопросы телешоу "Как стать миллионером?"
И песня, и фильм покорили людей в первую очередь тем, что оказались настоящими. Что очень непривычно для конца первого десятилетия XXI века. А почему, допустим, болельщики "Зенита" и ЦСКА так любили бывшего главного тренера этих клубов Павла Садырина? Не только ведь за выигранное им с обоими золото. Но и зато, о чем сказал мне еще один человек из тех, кто не фальшивит, - Александр Розенбаум: "Мы с Садыриным много говорили и об искусстве. И что мне запомнилось: он достаточно тонко разбирался в том, что настоящее, а что - подделка. Интуитивно чувствовал фальшь. Потому что сам был настоящим".
Искренность, я бы сказал, душевная незагримированность, думаю, когда-то и сделала близкими друзьями Садырина и Юрия Семина. Их жены, кстати, по сей день не разлей вода. И будь жив Павел Федорович, думаю, он бы сейчас искренне порадовался за Юрия Павловича, который совершил один из самых настоящих поступков в современной футбольной России. Из киевского "Динамо", где ему, Семину, было очень хорошо, вернулся в родной "Локомотив", которому давно уже плохо.
У Семина оставался еще год прекрасного - и по финансам, и по результатам, и по отношению к тренеру - контракта в Киеве. Думай он о себе - в ответ на предложение возглавить "Локомотив" только посмеялся бы. Кому нужен такой "геморрой" (как один бывший футбольный президент назвал клуб, который в тот момент возглавлял), когда в жизни все отлажено? И зачем вместо заработанного собственным трудом загара под ласковым киевским солнышком собственными руками вновь разгонять тучи над Черкизовым?
Бывают поступки, о которых потом вспоминают через поколения. Вроде похода Игоря Нетто к судье во время матча ЧМ-1962 СССР - Уругвай с просьбой отменить гол советской сборной, поскольку он был забит через дырку в боковой сетке. Или объявления Валерия Газзаева в 93-м о собственной отставке прямо на пресс-конференции после разгрома "Динамо" от немецкого "Айнтрахта" - 0:6. Может, по долгом размышлении ни тот ни другой подобного бы не сделали. Но их первая, спонтанная реакция была именно такой. Как и жесты Андрея Аршавина, когда он открестился от своего первого английского гола в ворота "Блэкберна", поняв, что это - автогол. Или когда пытался доказать судье, назначившему пенальти, что соперник его... не сбивал.
Решение Семина вернуться в "Локомотив" - в том же ряду. Может, оно даже еще более ценно, так как время на размышления у тренера было. И он решил, что отклонить предложение родного клуба - все равно что вырвать из груди собственное сердце.
Поступок Палыча объединяет с песней "Сказка" и фильмом "Миллионер из трущоб" то, что они - настоящие. И я мечтаю, чтобы у этого настоящего сюжета получился достойный его масштаба финал.