Газета Спорт-Экспресс № 116 (4993) от 1 июня 2009 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 2 июня 2009 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 11-й тур

"ЛОКОМОТИВ" - "СПАРТАК" - 2:1

НЕ УРОНИТЬ СЕМИНА И МАМИНОВА!

На примере матча в Черкизове корреспонденты "СЭ" изучили, как готовятся фанатские акции на стадионах.

В последнее время много говорят и пишут о баннерах, перформансах и прочих проявлениях фанатской активности на трибунах. Правда, как правило, всеобщее внимание привлекают не самые, мягко говоря, корректные акции болельщиков.

Но нельзя же все сводить к конфликтам с милицией и нецензурным баннерам! Почему бы не взглянуть на позитив - красочное действо, которое нередко устраивают болельщики до и во время матчей? Чтобы узнать о том, как оно создается, корреспонденты "СЭ" обратились к фанатам "Локомотива" и "Спартака". Красно-белые, однако, сразу предупредили: им по финансовым соображениям пришлось отказаться от крупных акций в Черкизове, ограничившись баннерами. Поклонники железнодорожников средства на красочное представление нашли. Вот как оно готовилось.

ТРИ МАШИНКИ, И ВСЕ ЛОМАЮТСЯ

У вас когда-нибудь случалось такое: радостная новость поломала все планы? Тогда вы поймете, что чувствовали во вторник болельщики "Локомотива". На собрании, которое прошло за две недели до матча, они решили изготовить огромное полотно: на первом плане - Владимир Маминов, за ним - команда. А тут сенсация: в родной клуб возвращается Юрий Семин! Естественно, идею надо было срочно пересматривать.

Маминова решили изобразить уже без команды, зато вместе с Семиным, на фоне герба клуба, нижняя часть которого сделана из полотна, а верхняя выложена как мозаика. К новому рисунку понадобился и другой текст. Вместо "Иди вперед - разбей врага" стали готовить слова "Вместе и до конца".

Изменение идеи привело и к дополнительным трудностям. Полотно пришлось перешивать, и оно уменьшилось в размерах. Кучу хлопот доставили три швейные машинки - основная техника на первом этапе работы. Несмотря на то что даже они украшены символикой "Локомотива", работать их бесперебойно не заставишь: то нитки путаются, то иголки ломаются.

"НАМ НУЖНА КАЖДАЯ ВАША СОТНЯ"

Идея - это, конечно, хорошо. Но чтобы воплотить ее в жизнь, нужны деньги. И не маленькие. На хороший перформанс - как минимум сто тысяч рублей. И если раньше болельщикам помогал "Локомотив", то в последнее время группировка United South из-за разногласий с руководством клуба от его финансовой поддержки отказалась и все делает на членские взносы. Они невелики, но в сумме набегает немало. Рады фанаты и любой дополнительной помощи: в офисе их организации даже стоит урна: "Сбор средств на перформанс. Нам нужна каждая ваша сотня".

Что приобретается на эти деньги? Десятки коробок с краской в баллончиках, веревки и, конечно, ткань. Ее требуется огромное количество. Полотно, представленное в субботу в ширину 30 метров, в длину - 40. Это больше тысячи квадратных метров ткани, которую еще нужно правильно сшить!

Основное время для труда - вечер и ночь, ведь делается все в свободные от учебы и работы часы. Причем одни и те же ребята оказываются в роли и швей, и художников. Универсализм здесь ценится. Всего, начиная с авторов идеи и заканчивая теми, кто занимается предматчевой раскладкой, в подготовке акции задействовано 30-40 человек. Даже не верится, что так мало - особенно когда видишь на трибуне результат их работы.

БЕССОННЫЕ НОЧИ

В Черкизове мы оказались в среду вечером, когда на полотне уже начали появляться первые рисунки. В теплые солнечные дни выбирается большая площадка на свежем воздухе: и творить легче, и краска сохнет быстрее. В непогоду приходится работать в гаражах, спортзалах и других помещениях, которые готовы предоставить члены движения.

-Неудобно это, наверное? - поинтересовались мы. - Не во всяком ведь помещении такое полотно разложишь.

- Почему? Мы же красим по заранее сделанной разметке, - объяснил один из лидеров United South Павел Григорьев. - Так что больших сложностей не возникает. Разворачиваешь необходимый участок полотна и работаешь с ним.

Белая ткань заняла половину парковки за Северной трибуной.

- Это только низ полотна! - объясняют фанаты. - Дальше будем пристрачивать новые куски и красить их с помощью баллончиков.

Цвета используются традиционные: красно-зеленые. А самая серьезная и кропотливая работа достается девушке Даше. Она - главный художник, и ей предстоит нарисовать лица Семина и Маминова. Для этого нужна уже бежевая краска, причем разных тонов. Ответственность огромная: дрогнет рука - и попробуй догадайся, Юрий Палыч это или дядя Вася. Но все-таки опыт уже есть: приходилось рисовать Маминова, Гуренко, Филатова, Аксененко.

- Даже в простом закрашивании свои нюансы, - поясняет Павел, когда ребята начинают активно работать баллончиками. - Например, нам важно создать фон, но прокрашивать отдельные места необязательно. Так экономим краску.

Иначе создается текст к полотну. Из красной подкладочной ткани ребята вырезают буквы и наклеивают на зеленую материю. Так получается аппликация, которая в субботу спускалась на VIP-места и завершала композицию.

Но в среду до этого еще не дошло - все было только в начальной стадии. В последние же дни перед матчами активистам приходится работать и ночью.

-Свет-то есть? - спросили мы.

- Конечно. На всякий случай фонарики берем, - пошутили ребята.

А на асфальте о предыдущей акции напоминают ее следы - до сих пор не смылось слово "Преображение", которое здесь же наносили на полотно перед матчем с "Зенитом".

"НАДЕЕМСЯ НА ИХ АДЕКВАТНОСТЬ"

В день игры в десять утра болельщики "Локомотива" несут баннер к стадиону. Предстоит одна из самых непредсказуемых процедур - получение от милиции разрешения на пронос фанатского произведения. В течение получаса сотрудники органов правопорядка изучают содержание баннеров и полотен.

- А почему без собак? - бросает кто-то из офицеров. И тут же появляется овчарка, которая начинает обнюхивать рисунки.

Ничего предосудительного не находят. Но проблема все-таки есть. В соответствии с правилами пожарной безопасности все полотна должны быть пропитаны жидкостью, предохраняющей их от воспламенения. От этой новости на лицах болельщиков появляется смятение. Мучиться до четырех утра, чтобы утром из-за такой мелочи все рухнуло?

- Решили пойти навстречу болельщикам, - соглашается в итоге на уговоры милиционер с тетрадкой, в которую записано содержание баннеров. - Понимаем: все доделывали в последний момент. Надеемся на их адекватность - хочется верить, что никто не станет отрывать куски ткани и поджигать их. Что касается содержания полотен, ничего недопустимого мы не обнаружили.

-А всегда ли легко ли пронести заготовки на матч? - интересуемся у болельщиков.

- Все зависит от ситуации в клубе и от акции, которая готовится, - отвечает один из лидеров United South Иван Крылов. - Сейчас, когда нужно поддержать Маминова, зеленый свет дан на все. Но если акция носит критический характер, помощь обычно минимальна.

Со смехом вспоминают фанаты "Локомотива" эпизод в Краснодаре. Тогда милиционеры не хотели пропускать баннер: "Босс №1". Долго не могли понять почему. Ведь задумывалось поддержать не "Локомотив", а, скорее, соперника, а именно Сергея Овчинникова. Оказалось, краснодарские сотрудники правоохранительных органов просто не знают прозвища главного тренера "Кубани".

ПОД КУПОЛОМ ЦИРКА

Наконец, предпоследний этап работы - раскладка. Казалось бы, какие могут здесь возникнуть проблемы? Времени требуется не очень много - зоны поделены. Народа задействовано немало. А нужно-то только разложить плашки да прикрепить ткань.

Можно все сделать и заранее. Так, кстати, поступили перед матчем с "Зенитом". Только погоде идея явно не понравилась: ночью прошел дождь, и утром болельщикам пришлось менять раскисшие плашки на новые. На них в тот раз, кстати, даже была инструкция по применению. Не удивляйтесь - просто плашки сделали двухцветные, и фанаты должны были знать, когда их нужно переворачивать.

Перед матчем со "Спартаком" болельщики железнодорожников, несмотря на неудачный опыт, вновь работали ночью. До полуночи раскладывали плашки. А одному из лидеров движения пришлось даже почувствовать себя гимнастом под куполом цирка. Под самую крышу стадиона потребовалось забраться, чтобы подготовить тросы для портретов Маминова и Семина. Веревки только оказались слишком тонкими, и все волновались - выдержат ли они полотно.

ЛУЧШЕ ПРИЙТИ ПОРАНЬШЕ

За два часа до матча все готово. Начинается проверка трибун. Милиционеры с металлоискателями еще раз проходят по рядам.

- Нам нужна девушка к пятому сектору! - требует рация одного из сотрудников правопорядка.

На этой стадии основная проблема организаторов акции - добиться высокой посещаемости матча. Вся идея может рухнуть только из-за того, что один из секторов не будет заполнен. Как, например, было на товарищеской встрече Россия - Бразилия.

- Не пришел целый сектор болельщиков, - рассказывает Иван. - Поэтому вместо "РОССИЯ" было "ССИЯ" - картины не получилось.

Возникают и другие курьезные ситуации. Например, иногда болельщики перед началом встречи начинают меняться плашками. Зачем? Цвет не нравится. А о том, что таким образом портится рисунок, они почему-то не задумываются. Или же другая беда - болельщики задирают плашку над головой, закрываясь от дождя или солнца.

- Стоят и смотрят на поле. Но на него еще 90 минут смотреть, - объясняет Иван. - Можно и потерпеть. Чтобы получился рисунок, плашку нужно держать прямо перед собой под углом 45 градусов.

Иногда кто-то из фанатов вообще игнорирует то, что лежит у него на сиденье. И когда все поднимают плашки, начинает размахивать флагом или шарфом. Поэтому в идеале в день перформанса болельщики должны приходить на стадион минут за пятнадцать до начала матча, чтобы им на месте успели все объяснить.

ОТВОЕВАННЫЙ ПЕРЕХОД

Рядом со стадионом в Черкизове есть подземный переход. Все его стены, ступеньки и перила уже больше трех лет разукрашены в красно-зеленые цвета. Однако за день до субботнего дерби стены оказались исписанными фанатами красно-белых. "Вперед "Спартак", - самая приличная из надписей. Оставлять в таком состоянии "родной угол" было нельзя. Поэтому девушки-художницы всю ночь потратили на то, чтобы вернуть переходу былой вид. Неприятельские мотивы закрасить сумели, хотя переход стал похож не на локомотивский, а на антиспартаковский. А к матчу приготовили баннер: "Ваша краска быстро стерлась".

ПОЧТИ АНШЛАГ

Десять минут до стартового свистка. Трибуны почти полностью заполнены болельщиками. Исключение - боковые сектора "Юга". Но эти дыры по краям не должны испортить заготовленной картины.

И вот - с верха трибуны болельщиков "Локомотива" побежало полотно с эмблемой клуба. Дело за малым - поднять как можно выше портреты Семина и Маминова. Один из тросов все-таки не выдерживает нагрузки и лопается. Тем не менее удается дотащить изображения до того уровня, где их можно распознать.

В ответ от красно-белых - лишь стройный гул кричалок. Болельщики "Спартака" отказались и от нескольких запланированных баннеров - упор сделан на звуковую поддержку. Но сказать, что фанаты гостей совсем ничего не принесли на трибуны, нельзя. Дымовых шашек и файеров они пожгли немало.

В перерыве болельщики "Локо" решают усилить эффект от первой акции. И в начале второго тайма вывешивают еще одно полотно. На нем изображен Маминов в костюме воина.

Действо на Южной трибуне растрогало и.о. главного тренера "Локомотива" почти до слез. После матча он еще долго аплодировал болельщикам и благодарил их за поддержку.

ГРЯЗНАЯ ИСТОРИЯ

По окончании встречи у выхода со стадиона возмущались шестеро фанатов "Спартака". Их одежда была в одну и ту же черную грязную крапинку, местами переходящую в пятна. Новый "рисунок" появился из-за неисправного огнетушителя. Причем, по словам пострадавших, испачканных было намного больше. Но в ответ на претензии болельщики слышали: пожарный действовал по уставу. Таким образом не все фанаты покинули Черкизово с положительными эмоциями. Но разве могло быть по-другому в матче, в котором противостояние на трибунах не уступало по энергетике поединку на поле?

Екатерина БРЕДИНА, Григорий ТЕЛИНГАТЕР