ФУТБОЛ |
О ситуации, сложившейся в тренерском цехе премьер-лиги, с "СЭ" поделился член бюро Объединения отечественных тренеров.
Гаджи ГАДЖИЕВ: "В ЕВРОПЕ К ВЫДАЧЕ ТРЕНЕРСКИХ ЛИЦЕНЗИЙ ПОДХОДЯТ ЖЕСТЧЕ"
-Сейчас несколько тренеров в премьер-лиге работают без соответствующей лицензии - Карпин, Овчинников, Гордеев... До недавнего времени в такой же роли был и Маминов. О чем, на ваш взгляд, это свидетельствует?
- Причин несколько. Одна из наиболее значимых мне видится в том, что лица, ответственные за приглашение тренера, не совсем хорошо представляют, каким критериям он должен соответствовать или, образно говоря, каким должен быть его портрет. Ошибка в выборе неизменно ведет к конфликтам: хотели видеть одно, а видят другое. Надо, видимо, лучше знать законы профессионального футбола, причины, определяющие результат, уметь объективно оценивать возможности соперников и своей команды. Тогда абсурдных решений, принимаемых впопыхах, станет меньше. Ведь сегодня причина почти всегда одна - тренер. Пример "Рубина" в этом смысле показателен: сохранив Бердыева и решив ряд организационных проблем, клуб миновал кризис и стал чемпионом.
-Не кажется ли вам, что часть этих проблем лежит в сфере деятельности РФС?
- Безусловно, и в первую очередь - подготовка и ранжирование тренеров в зависимости от их возможностей. Виталий Мутко как-то отметил, что требования к тренерам при лицензировании несколько занижены ввиду необходимости предоставить лицензии большой группе кандидатов. От количества к качеству? Нормально, если, конечно, так произойдет.
-А как вы относитесь к тому, что в тренеры в кризисных ситуациях переквалифицируются футбольные менеджеры (Карпин, Сарсания)? Насколько эффективна эта мера?
- Люди они футбольные. Поэтому смотрю на это спокойно. Теперь все зависит от меры их тренерского таланта. Есть способности - будут хорошими тренерами, нет их - ничего не сделать. Талант тренера многогранен, и нужно проявить немало упорства и трудолюбия, чтобы его раскрыть. Как говорил Демокрит, "ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться".
В подобных случаях я всегда вспоминаю Владимира Салькова - прекрасного тренера и начальника команды. Думаю, что Николай Старостин также обладал не только талантом классного организатора, но и большого педагога, а Валерий Лобановский, наоборот, мог бы стать прекрасным руководителем клуба.
КАРПИН СТРЕМИТСЯ ЗАЩИТИТЬ СВОЙ НЫНЕШНИЙ СТАТУС
-Прав ли Карпин, когда заявляет в интервью "СЭ", что "не представляет, что нового может узнать на тренерских курсах"? Так ли уж они нужны для тренеров?
- То, каким я его знаю, и то, что мы видим на поле в исполнении "Спартака", скорее всего, свидетельство хороших задатков Карпина и его способности вырасти в квалифицированного тренера. Раскрашивать мысль примерами не хочется, и без того все видно. "Вырасти" - потому что наивно полагать, что тренер Карпин находится в высшей точке своего развития и не будет повышать свой профессиональный уровень год от года. Чепуха, не правда ли? А развитие его как тренера во многом будет зависеть от желания к самосовершенствованию, от внутренней установки на это. Не верю, чтобы Карпин не понимал сказанного или же не соглашался с такой очевидно элементарной мыслью. В нем скорее говорят эмоции, перемешанные с амбициями, и стремление защитить свой сегодняшний статус.
Заявление Валеры Карпина - резкое, неожиданное, подобное не приходилось слышать прежде от тренеров. Неожиданное еще и потому, что Карпин начал с того, что пригласил Романцева. Шаг разумный и не вписывающийся в канву его интервью вашей газете.
-Но ведь главный тренер действительно не может знать всего...
- Да, но решения принимает он и потому должен знать многое. Карпин, надеюсь, поймет, что подобные заявления вредят нашему футболу. Ведь он, безусловно, личность. К тому же известная, уважаемая в футбольном сообществе. Личность, к которой прислушиваются.
Думаю, что, проведи он последние свои годы после завершения футбольной карьеры не в бизнесе, а на тренерской скамейке, подобные мысли не прозвучали бы. Ведь если работа не вызывает у тренера вопросов и сомнений в любой ее части, то это означает, что он выбрал не ту профессию.
-Станет ли тренер квалифицированнее, если закончит ВШТ и пройдет лицензирование?
- Может быть, и нет. Возможно, учеба ничего не даст и не сделает тренера сильнее. Примеров подобного рода немало. И только по той причине, что тренеры не занимались самообразованием, самоподготовкой и не слышали многое из того, что говорили преподаватели.
-Насколько обоснованно, с вашей точки зрения, правило, по которому тренер премьер-лиги без лицензииProимеет право руководить командой в течение 90 дней?
- Подвести обоснование под любое решение несложно. Ответил бы так - оно неразумно. Такие спонтанные решения могут приносить отдельные тактические успехи, но в итоге беспорядок всегда приводит к стратегическим провалам. Назвать происходящее другим словом можно, но и это недалеко от истины. Понимаю, все многообразие жизненных обстоятельств трудно уместить даже в очень широкие рамки, и в исключительных случаях надо давать такое разрешение. Но эти случаи должны быть заранее оговорены регламентом.
В ведущих футбольных державах Европы условия получения тренерской лицензии любой категории несоизмеримо более жесткие. Об этом, в частности, говорил Хиддинк в своем недавнем интервью. В Голландии, чтобы стать дипломированным тренером, нужно учиться пять лет. Лицензию без учебы не могли получить даже такие выдающиеся футболисты, как ван Бастен, Гуллит, Райкард, Крол, Неескенс, Куман. Для них были организованы ускоренные, но в то же время углубленные и очень качественные курсы длительностью один год, и на этот период они были отправлены помощниками к большим тренерам.
УЧЕБУ В ВШТ НУЖНО СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ
-Вас, как специалиста, устраивает сложившаяся ситуация с подготовкой тренеров вратарей, спортивных врачей, физиотерапевтов, тренеров по физподготовке?
- Такой подготовки практически нет, поэтому она, наверное, не устраивает никого - ни тренеров, ни функционеров. Здесь мы серьезно отстали - и именно в последние годы. Поэтому наши главные тренеры и приглашают на эти должности специалистов из-за рубежа. Знаком с несколькими такими специалистами, работавшими в ведущих командах Европы. А с тремя из них работал сам. Все они хорошо знают основные положения теории спортивной тренировки, умело трансформируют их в практическую плоскость футбола. Правда, это касается отдельных упражнений, тренировочных занятий и коротких циклов подготовки. Выстроить же всю работу по физподготовке в рамках более крупных периодов им не под силу. И этим вопросом должен заниматься главный тренер со своими помощниками и желательно ученые, специализирующиеся в этой области.
И еще одна деталь. Специальная работа с мячом в соревновательном периоде частенько занимает до 80 процентов от общих объемов нагрузки, и в них также решаются задачи физической подготовки, а проводить их должен главный тренер. Да, тренерский штаб становится все шире, но это повышает требования к образованию главного, а не снижает. Ремесленником быть главному тренеру не подобает. Растет информационный поток об игре, тренировке, состоянии футболистов, медико-биологическом обеспечении. При больших клубах - таких, как, например, "Милан" и "Челси" - созданы научно-методические центры. С каждым днем эта информация будет более глубокой и объемной. И главный должен по крайней мере понимать, что ему докладывают коллеги.
-Есть отличия в лицензияхPro,полученных в России и за рубежом?
- Может, и есть, но не думаю, что они существенны - ведь программа одна, и она утверждена УЕФА. Но замечаний и к программе, и к ее реализации достаточно. В чем-то есть объективные трудности - кадры, проблемы общероссийского уровня и другие, а где-то хромаем сами.
Учебу в ВШТ, на курсах лицензирования, с моей точки зрения, нужно совершенствовать. Излагаемый материал будет лучше усваиваться, если ввести не предметное, как в вузах, а тематическое его преподавание. Тогда появится возможность строить весь процесс обучения наподобие подготовки команды на разных этапах. Что и ближе, и интереснее для тренеров.
-Не кажется ли вам, что ценность тренерской профессии вообще постепенно девальвируется?
- Наоборот. Это вы можете оценить, сопоставив контрактные обязательства клубов перед тренерами сегодня и в прошлом. К тому же игра становится сложнее, способы подготовки - разнообразнее, информации для управления больше, психологические нагрузки выше, требования к тренерам жестче. А "девальвация" - она в головах дилетантов была, есть и будет. С одной стороны, они полагают, что тренер волшебник и при нем после одного-двух месяцев работы футболист, до того не попадавший в ворота после десятка лет тренировок, непременно станет это делать. С другой, считают, что проще профессии нет, и стоит им как следует "взяться за дело", так сразу могут подсказать тренеру "новые" подходы к решению старых и таких "элементарных" проблем, которые до сих пор почему-то не решены. Проблемы, естественно, остаются, причины, их породившие, тоже. Не остаются только тренеры, которых меняют с надеждой на удачу - повезет, не повезет...
-Дилетанты - это вы о менеджерах?
- И о них тоже. Если возникают более или менее серьезные проблемы, трудности, что в нашей работе неизбежно, то их, как правило, моментально охватывает эмоциональный и творческий кризис. Интересы команды, клуба отходят на третий план.
В этой ситуации собственник клуба видит кривое зеркало или слышит испорченный телефон - отсутствие базовых знаний об игре, тренировке, боязнь за свою карьеру отдаляет таких управленцев от коллектива, делает их не участниками процесса, а ревизорами. Увольте - но это не учреждение. Там свои сложности, свои законы. Там вы, возможно, профессора. Но на поле футбольном или внутри команды законы другие. Как мне кажется, куда более экстремальные - каждую неделю тест, а может, и два. Поэтому команда должна быть едина и неделима. Конфликт моментально отражается на внутреннем состоянии коллектива, а со временем боевая команда легко может превратиться в аморфное существо.
ВОЗВРАЩЕНИЕ СЕМИНА - ПОБЕДА ДОБРА НАД ЗЛОМ
-В сезоне-2009 в премьер-лиге уже состоялись три тренерские отставки (Лаудруп, Рахимов, Ребер). Как бы вы их прокомментировали?
- Рахимов попал не в "свой" клуб, да мне кажется, передоверился специалистам из Австрии. Думаю, что в "Локо" многим тренерам после Юрия Семина работать было бы непросто. Клуб, его болельщики жили Палычем все это время. Комментарий по поводу Лаудрупа и Ребера фактически прозвучал выше - как признание руководством клубов своих ошибок. И если Лаудруп при всей своей инфантильности все-таки понимал, что он тренирует футбольную команду, то Реберу это понять было не по силам.
-Как оцениваете возвращение в Россию, в "Локомотив" такого авторитетного специалиста, как Семин?
- Символически. А подробнее - как благо для нашего футбола, не только в смысле возвращения квалифицированного специалиста, но и как победу добра над футбольным злом, может быть, и как показатель возросшего уровня футбольной зрелости, если хотите, культуры. От ошибок не застрахован никто, не совершать их невозможно, если живешь активно. Но и признаемся мы в них редко. Поэтому честь и хвала тем, кто принимал такое решение.
-Можно ли сказать, что ваша работа в "Рубине" в качестве консультанта чем-то похожа на функции Романцева в "Спартаке"?
- Я могу только ориентировочно предполагать, какие функции сейчас выполняет Романцев в "Спартаке". Но различия наверняка есть. Например, и мне, и Бердыеву интересно знать, как работает клубная школа и что можно сделать для улучшения ее деятельности. Курбана интересуют также вопросы научно-методического обеспечения. Мы уже знаем, что Карпина это не интересует. А в остальном, думаю, функции схожи.
Пользуясь случаем, хотел бы разъяснить некоторые свои взгляды на подобную работу. Если тренер подготовил команду, ставшую чемпионом России, да еще в такой глухой - в смысле футбола - периферии, то это большой тренер. А если он еще и выстроил все звенья клуба - от школы, интерната, второй команды до современной базы - и не останавливается на этом, то это большой организатор. Поэтому в моем случае нужно не консультировать, а принимать участие в обсуждении вопросов, которые ставит главный тренер "Рубина". А если сам поднимаешь какую-то проблему, то должен это делать, во-первых, деликатно, а во-вторых, так, чтобы не разрушить сложившуюся систему, которая пока приносит результат. Пока, потому что абсолютно совершенной системы нет.
Владимир КОНСТАНТИНОВ