ОЛИМПИЗМ |
ПЯТЬ КОЛЕЦ с Александром РАТНЕРОМ |
РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО: КОГДА, ЕСЛИ НЕ ТЕПЕРЬ?
В Лондоне прошло заседание пресс-комиссии МОК. Событие, прямо скажем, локального масштаба, если учесть, что основная задача, стоящая перед этой комиссией, - помочь организаторам предстоящих Олимпийских игр создать оптимальные условия для работы пишущей и снимающей братии.
Я же обратился к лондонской встрече потому, что в состав комиссии входят и члены МОК, и представители мировых информационных агентств, и руководители пресс-служб минувших Игр, и ряд журналистов, давно и постоянно освещающих олимпийскую тематику. Одним словом, люди, мнение которых читателям "СЭ" может быть интересно. Особенно в связи с приближающейся 121-й сессией МОК, на которой пройдут выборы президента МОК и станет известна столица Олимпийских игр 2016 года.
Первая часть - выборы президента МОК - интриги не несет. Жак Рогге наверняка останется единственным кандидатом на занимаемый им пост, и под аплодисменты коллег (что, правда, не исключает формального голосования) получит мандат на очередной 4-летний срок.
Выборы столицы Олимпиады-2016 могут оказаться более занимательным действом. Хотя и тут места для сенсаций не видно. В финал конкурса городов вышли, как известно, Мадрид, Токио, Чикаго и Рио-де-Жанейро. Но шансы испанской столицы - при всем уважении к ней - слишком весомыми не выглядят. Трудно представить, что после Лондона и Сочи Игры опять отдадут Европе. К тому же влияние Хуана Антонио Самаранча на членов МОК за восемь лет, прошедших после его ухода с поста президента, не могло остаться неизменным, а часть голосов представителей латиноамериканских стран неизбежно отойдет в пользу Рио.
Основная проблема Токио схожа с мадридской. Всего два года прошло после Игр в Пекине. Даже с учетом того, что к 2016 году этот разрыв увеличится до восьми лет, в Азии летние Игры так часто не проходят. Вернее сказать, у членов МОК из азиатских стран не так много голосов, чтобы эту тенденцию переменить. Да и в разных частях Азии свои стратегические интересы.
Фаворитами, стало быть, надо считать Чикаго и Рио-де-Жанейро. Одни эксперты отдают предпочтение столице штата Иллинойс, другие самому известному городу самой большой страны Латинской Америки. Но равны ли их шансы на самом деле? Поживем - увидим. Однако представляется, что главного козыря - поддержки американского телевидения - Чикаго лишен. Ведь оба города расположены в одном часовом поясе, а это значит, что телекомпаниям и рекламодателям в общем-то все равно, какой из них предпочтут члены МОК. Так или иначе, телезрители в США будут смотреть наиболее популярные соревнования в прайм-тайм.
При этом вторичные аргументы Рио - более весомы. Начать хотя бы с того, что членам МОК, их гостям и сопровождающим лицам будет более комфортно провести около трех недель рядом с теплым океанским пляжем, нежели на берегах озера Мичиган. К тому же президент НОК Бразилии Карлуш Нузман, возглавляющий Заявочный комитет "Рио-2016", имеет отличные отношения со многими коллегами, а первые лица НОК США меняются так часто, что их толком никто не успевает запомнить.
Есть, правда, большой вопрос, способна ли одна страна, в данном случае Бразилия, справиться с подготовкой и проведением с интервалом всего в два года таких масштабных мероприятий, как чемпионат мира по футболу (который, напомню, состоится в 2014-м) и Олимпийские игры? Вопрос не праздный, особенно в нынешних условиях глобального экономического кризиса.
Впрочем, на проблему можно смотреть и под другим углом зрения. К чемпионату мира, который пройдет в шести городах страны, в Рио будет создана значительная часть инфраструктуры, необходимой для проведения Олимпийских игр. То есть совмещение двух проектов даже выгодно. К тому же в Южной Америке Олимпиады никогда еще не проводились. И даже со времен Мехико-1968 прошло уже более 40 лет.
Какой взгляд на вещи окажется преобладающим, покажет время. Но ясно одно: второго такого шанса, как теперь, у Рио скоро не появится. Трудно представить, чтобы в случае успеха Чикаго Игры 2020 года опять были отданы Новому Свету.