ФУТБОЛ |
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА |
СТРАСТИ ПО АГИАРУ
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Суета вокруг дозаявочного окна, до открытия которого еще целый месяц, набирает силу. Вот краткое изложение сути вопроса. "Динамо" в стартовом для себя раунде Лиги чемпионов очень рассчитывает на уругвайского атакующего полузащитника Луиса Агиара. Речь о двух матчах: первый состоится 28/29 июля, второй - 4/5 августа. О двух - потому, что заявки от клубов УЕФА принимает на обе игры сразу.
Между тем заявить Агиара в еврокубки при существующем порядке вещей у "Динамо" не получится. УЕФА допускает появление в заявке только футболистов, которые имеют право участвовать в национальном чемпионате. Если учесть, что российское дозаявочное летнее окно, согласно утвержденному регламенту, начинается 1-го и заканчивается 31-го августа, а последний срок подачи заявок в УЕФА - 23 июля, выходит: сыграть Агиару в конце июля - начале августа за "Динамо" в Лиге не суждено. Цугцванг.
- Ситуация не такая безобидная, как кажется, - говорит генеральный директор "Динамо" Дмитрий Иванов. - Вроде бы один футболист, два матча - не смертельно. С другой стороны, это самые важные для "Динамо" игры. В случае положительного их исхода мы продолжим борьбу в Лиге чемпионов и гарантируем себе участие в групповом турнире Лиге Европы. А вот если не пройдем первого соперника, не попадем никуда. С этой точки зрения стартовый раунд, как ни парадоксально звучит, для нас важнее следующих игр еврокубков, и участие в нем Агиара обретает совсем другую цену.
С Ивановым сложно не согласиться. Иметь под рукой готового креативного игрока, вовремя полученный трансферный лист, наигранный состав с его присутствием, и не иметь юридической возможности использовать новичка - противоестественно. Тем более что речь идет лишь о недельном несовпадении российского дозаявочного окна с датой подачи заявки в УЕФА. Возможен ли выход из ситуации?
Первое, что приходит в голову, - попытаться разделить понятия регистрации и заявки футболистов в РФС. Можно, грубо говоря, поставить Агиара на внутренний учет, отправить его данные в УЕФА и дать сыграть за "Динамо" в Лиге. А уж потом, двумя днями позже, допустить его к участию в чемпионате России. Прецеденты были. Говорят, волгоградец Зернов в конце 90-х выступал в Кубке УЕФА, не будучи заявленным за "Ротор" в чемпионате России. За давностью лет проверить это не представляется возможным, да и по времени "раздвоение" Зернова наверняка было непродолжительным, однако при здравом размышлении подобное вполне допустимо.
Люди из РФС также не отрицают: могло подобное быть, однако указывают на разницу в старом и новом регламентах. Тогда можно было - теперь нет. Что ж, давайте обратим внимание на баскетбол. Терренс Моррис, форвард ЦСКА, не был заявлен для участия в чемпионате России из-за лимита на легионеров, а вот в Евролиге выходил на паркет исправно. Аргумент?
Не совсем. В баскетболе другие представления о дозаявочных окнах. Да и многие положения регламента свои, узкоспециальные. Тем не менее попробовать предложить УЕФА схожий вариант по поводу Агиара все-таки стоило.
- Мы и предложили, - продолжает Иванов. - Задали несколько абсолютно конкретных вопросов. Такой, дескать, случай, что делать? Получили еще более конкретный ответ: УЕФА принимает заявки только на игроков, допущенных к участию в национальных чемпионатах. Точка. Никаких других трактовок в Ньоне не признают. Более того, там не хотят видеть саму проблему несовпадения еврокубковых и национальных заявочных окон. Потому что первые узаконены УЕФА, вторые - ФИФА. Европейский союз требует соблюдения своих норм, а по поводу окон Международной федерации резонно заявляет: "С ФИФА и разбирайтесь".
В такой ситуации ничего не остается, как попытаться обойти гору с другой стороны. То есть проверить на растяжимость позицию РФС.
- В 2007 году уже был случай, когда мы самовольно расширили границы дозаявочного окна, - рассказывает заместитель генерального директора РФС Сергей Куликов. - ФИФА за это по головке не погладила, поставив нам на вид. С тех пор придерживаемся четких рекомендованных норм: 12 недель между сезонами и 4 недели во время паузы между кругами. Специально поднимал данные: во всех пяти ведущих европейских чемпионатах, а также в Бразилии и Аргентине этим границам следуют неукоснительно. Сдвигать их разрешают, но увеличивать или дробить - ни в коем случае. Мы бы пошли на то, чтобы в России было два одинаковых окна по восемь недель - зимнее и летнее. Идеальный вариант! ФИФА говорит - нельзя.
Есть предложение разбить предстоящее летнее окно на два периода по две недели: часть июля и вторая половина августа. Снова отказ. Ситуация почти безвыходная, но ведь так захотели сами клубы, утвердив предложенные сроки в регламенте! Для многих крайне важна последняя неделя августа. Она синхронизирована с периодами дозаявок в других странах. Следовательно, цена на игроков в последние дни или даже часы может упасть, количество и качество предложений перед закрытием "биржи" также бывают сногсшибательными… Некоторые клубы на флажке решают кадровые вопросы за меньшие деньги, подбирают "крошки" с чужого стола, выхватывают до последнего надеявшихся на лучшую долю свободных агентов. У "Динамо" проблема с одним уругвайцем, но, сдвинув ради него наше окно на девять дней раньше, мы выпадем из европейской рыночной системы и ущемим интересы других российских клубов. В том числе низших дивизионов, жестко привязанных к тем же дозаявочным срокам.
Кроме того, надо понимать, что мы и так слегка выходим за рамки четырех недель. В России летнее окно составит не 28 дней, а 31. Надеемся, в Цюрихе закроют на это глаза.
Что же делать пораженному в правах "Динамо"? Иванов не сдается.
- 7 июля состоится общее собрание руководителей клубов премьер-лиги, - продолжает генеральный директор бело-голубых. - Мы вынесем на обсуждение два предложения. Первое - сдвинуть дозаявочное окно на более ранний срок, чтобы участники еврокубков могли усилиться. Если оно не пройдет, запустим второй вариант: увеличить окно до 40 дней. ФИФА недовольна? А в чем конкретно проявляется это недовольство? Какие санкции положены за расширение окна? Никто толком не знает, это нигде не прописано. Если уж мы все равно нарушаем правило четырех недель, почему бы не нарушить его не на три дня, как сейчас, а на двенадцать? Семь бед - один ответ. По крайней мере клубы сделают все возможное для успешного выступления в еврокубках, а не выйдут на поле недоукомплектованными.
В последнем тезисе кроется некий морально-этический подтекст. Если вдруг Иванову удастся раздуть достаточно мощный пожар и добиться желаемого, велик шанс, что в случае неудачи на него же первого и кивнут. Мы, дескать, пошли на конфронтацию с ФИФА, вывернулись наизнанку, а "Динамо" со своим незаменимым уругвайцем в следующий раунд все равно не прошло. Реально? Вполне. И Иванов прекрасно это понимает. Однако знает он и другое: независимо от результатов бело-голубых в третьем отборочном раунде Лиги, руководитель клуба не должен потом упрекать себя в бездействии, если вдруг уругвайца команде будет действительно не хватать. "Делай, что должно, и пусть будет, что будет".
В связке с "Динамо", по логике вещей, должны идти "Крылья", оказавшиеся в точно такой же ситуации в Лиге Европы. Но у волжан, по всей видимости, пока нет в рукаве джокеров, подобных Агиару. Поэтому если они и побьются, то, скорее всего, за принципы, а не за что-то и впрямь актуальное.
Кстати, о принципах. Даже если в нынешнем году решение, удовлетворяющее всех, не будет найдено, это не отменяет возникновения той же проблемы в следующие годы. Следовательно, выход клубам и РФС нужно искать комплексный, а не однократный.