Газета Спорт-Экспресс № 153 (5030) от 15 июля 2009 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 19

Поделиться в своих соцсетях
/ 16 июля 2009 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

ТУР ДЕ ФРАНС

Вчера состоялся этап, который наверняка войдет в историю легендарной "Большой петли". В ходе него командам было запрещено пользоваться внутренней радиосвязью. Вопреки ожиданиям этап оказался самым скучным и малособытийным на этом "Туре". И, видимо, неспроста.

ПРОВЕРКА СВЯЗЬЮ

Разговоров об этом этапе было ужас как много. Наверное, даже больше, чем о противостоянии Армстронга и Контадора, хотя, казалось, больше быть не может в принципе. Писались петиции, метались громы и молнии, критические стрелы попадали аккурат в наиболее незащищенные части тел организаторов "Большой петли": ишь, чего удумали!

Очень коротко о матчасти. Примерно за две недели до старта "Тура" его устроители с ведома Международного союза велосипедистов решили пойти на эксперимент, объявив, что два этапа будут проведены без использования радиосвязи. Приличная волна негодования поднялась уже тогда, но об этом скоро позабыли, так как перед стартом "Тура" у команд, как правило, и других забот невпроворот. Но в начале нынешней недели разговоры об эксперименте возобновились с новой силой.

Тем, кто за велоспортом следит, не вдаваясь в детали, трудно понять, что означает этот запрет. Начиная со второй половины 1990-х вся жизнь профессионального пелотона постепенно оказалась зациклена на радиосвязи. Радио стало всевидящим оком, с помощью которого спортивные директора могут реагировать на любые изменения в гонке, раздавая команды своим парням, которые крутят педали с микрофонами в ушах. В связи с чем, по мнению скептиков, велоспорт мутировал в настольную игру "Монополия": расчетливость взяла вверх над романтикой, оборона - над атакой.

- Одна из проблем современного пелотона заключается в том, что гонщики перестали мыслить, - считает государственный тренер по велошоссе Юрий Кучерявый, сам в прошлом известный гонщик. - Едут себе, как роботы, а тренер им в уши командует: "Сидите, не дергайтесь" или "Ну-ка, давайте, поработайте". Многие вообще перестали самостоятельно предпринимать какие-либо действия без согласования со спортивным директором. Тоже мне, курортники!

- Раньше все было совершенно иначе, - продолжает Кучерявый. - Помимо своей основной работы - крутить педали - гонщик был обязан держать в голове массу информации. Изучать промежуточные финиши, анализировать ситуацию в общем зачете. Скажем, ушел отрыв у тебя под носом, а ты обязан иметь представление о том, кто где в этом зачете находится и какую опасность представляет лично для тебя. А сейчас такими вещами можно не забивать себе голову - спортивный директор за тебя и протокол прочтет, и решение примет.

Разумеется, многое из того, что сказал выше гостренер, относится больше к юношескому велоспорту, нежели к элите. Потому-то с недавних пор использование радиосвязи в юниорских и "андеровских" (для гонщиков до 23 лет) соревнованиях запрещено.

Впрочем, как это часто бывает, есть и вторая правда. Заключается она в том, что никакой персональной вины нынешних спортивных директоров и нынешних гонщиков в повсеместном распространении радио нет. А отмена ключевого средства коммуникации просто-напросто до предела усложнила бы им работу (и без того нелегкую), поэтому не так уж не правы те, кто считает: "Тур" - не место для подобных экспериментов.

- Я прекрасно понимаю плюсы и минусы радиосвязи, - говорит эксперт "СЭ", известный российский гонщик Александр Ефимкин. - Но, как мне кажется, для нынешнего состояния велоспорта радио - это благо. Оно дает уверенность, в том числе и при возникновении дорожной опасности, что бывает сплошь и рядом. Кстати, я только что зашел на сайт Ассоциации велогонщиков-профессионалов, где проводился опрос "Нужно ли использовать радио?". И голоса, что показательно, распределились примерно 50 на 50. Как ни крути, с радио безопаснее. Но вот интереснее ли? Знаете, иногда спортивные директора начинают по ходу гонок "играть в Playstation", а это ни к чему хорошему не приводит. Есть множество гонщиков, которые слушаются тренеров "от и до". Лично я и мой брат Владимир к их числу не принадлежим. И далеко не всегда выполняем то, что нам говорят в рацию, потому как мы, сидя в седле, чувствуем гонку все-таки лучше, чем сидящие в автомобилях.

Разумеется, тема радио так или иначе всплывала по ходу и перед началом вчерашнего этапа. Лэнс Армстронг, давая интервью, сказал, что без микрофона в ухе "чувствует себя голым". Тогда как одноклубник Дениса Меньшова по "Рабобанку" немец Гриша Нирманн вышел на старт с огромной автомобильной антенной, приделанной к шлему. Пелотон покатился со смеху.

Трудно с уверенностью утверждать, что пелотон саботировал вчерашний этап. Но впечатление создалось стойкое. В отрыв уехали три французских гонщика (могло ли быть иначе в день взятия Бастилии?!), представляющих команды, которые не подписали общую петицию за отмену запрета радио. К ним примкнул и Михаил Игнатьев, однако, судя по тому, что до последних километров россиянин демонстративно пропускал свои смены, можно сделать вывод о том, что он просто контролировал действия беглецов от лица большей части пелотона.

Петиция, отметим, была организаторами "Тура" отклонена, и ее подписанты, судя по всему, просто договорились не предпринимать вплоть до финиша ровным счетом никаких действий. Причем договоренность эта выполнялась неукоснительно. А на финише, где каждый был сам за себя, победил Кавендиш. Кто бы сомневался!

Сергей БУТОВ

96-я мужская многодневная велогонка "Тур де Франс"

10-й этап. Лимож - Иссудин. 194,5 км. 1. Кавендиш (Великобритания, Columbia) - 4:46.43. 2. Хусховд (Норвегия, Cervelo).3. Фаррар(США, Garmin - Slipstream). 4. Дюке (Колумбия, Cofidis). 5. Рохас Гил (Испания, Caisse D'Еpargne). 6. Мондори (Франция, AG2R)… 38. Поццато (Италия, "КАТЮША") - у всех время победителя… 54. Ванденберг (Бельгия, "КАТЮША") - отставание 0.15… 61. В. ЕФИМКИН (AG2R)… 67. КАРПЕЦ ("КАТЮША")… 72. БОЧАРОВ ("КАТЮША")…79. ТРОФИМОВ(Bouygues Telecom). 80. ИВАНОВ ("КАТЮША")… 83. МЕНЬШОВ (Rabobank)… 135. ИГНАТЬЕВ… 144. Оррах (Испания)… 169. ТРУСОВ (все - "КАТЮША") - у всех то же отставание.

Общий зачет. 1. Ночентини (Италия, AG2R) - 39:11.04. 2. Контадор (Испания) - 0.06. 3. Армстронг (США) - 0.08. 4. Клоден (Германия) - 0.54. 5. Лайфаймер (США, все - "Астана") - 0.39. 6. Мартин (Германия, Columbia) - 1.00… 16. В. ЕФИМКИН - 3.00… 20. КАРПЕЦ - 4.04… 26. БОЧАРОВ - 5.15. 27. МЕНЬШОВ - 5.17… 53. ТРОФИМОВ - 18.55… 75. ИВАНОВ - 33.38… 97. Поццато - 48.08… 119. Оррах - 1:04.08… 125. ТРУСОВ - 1:09.12… 133. ИГНАТЬЕВ - 1:13.04… 134. Ванденберг - 1:13.38.