ФУТБОЛ |
ЖИТЬ ПО СРЕДСТВАМ
Обозреватель "СЭ" размышляет о том, как финансовый кризис сказывается на жизни клубов премьер-лиги.
Игорь РАБИНЕР
Говорят, дней десять назад в канцелярию Барака Обамы поступило письмо из города Финикс. Губернатор штата Аризона, ранее в любви к хоккею не замеченный, слезно просил президента США посодействовать в оказании финансовой помощи загибающемуся клубу НХЛ "Финикс Койотс". Дескать, аризонские индейцы любят забаву с шайбой без памяти, а если их ее лишить, они окончательно вымрут. Обама, лишь мельком взглянув на письмо и не успев на него ответить, вылетел в Москву на переговоры с российским президентом Медведевым - а весь Финикс, отправившись на митинг в защиту любимого клуба, стал с нетерпением и страхом ждать президентского вердикта. Где он все-таки поставит державную запятую в предложении "казнить нельзя помиловать"?
Читатель, конечно же, уже понял, что вся эта история про Обаму - вымысел. В Америке и Европе ситуации, при которой профессиональный спортивный клуб (то есть коммерческая организация, выступающая в коммерческой лиге) прибегает к помощи главы государства, чтобы не обанкротиться, быть просто не может. В России же это в порядке вещей. По одной простой причине: профессиональный футбол да и хоккей в нашей стране многими рассматриваются не как формы бизнеса, а как социальный проект. Как форма отвлечения населения от бытовых неурядиц, искусственная инъекция радости и эмоций на фоне серости будней. А раз проект социальный - значит, и государство, и его глава тут, что называется, при делах. Почему бы не ударить ему челом?
Возьмем, к примеру, "Томь", о проблемах которой сейчас много говорят. Очевидно, что в Томске действуют абсолютно в рамках такого вот специфически российского понимания спорта и его роли. Ничего удивительного: львиная доля клубов в России финансируется из местных бюджетов или компаниями, принадлежащими государству (прекрасно понимаю Валерия Непомнящего, на днях сказавшего мне: "Для меня не совсем понятно, чем мы принципиально отличаемся, скажем, от "Зенита").
Вполне вероятно, мольбы "Томи" о помощи, адресованные непосредственно президенту России, будут услышаны и какую-нибудь нефтяную компанию вежливо, но настойчиво попросят помочь клубу. В Томске вздохнут с облегчением, но беда тут вот в чем: такая развязка явится не каким-то вопиющим исключением, а логическим продолжением всего того, что происходит в нашем футболе и вокруг него.
Президент ЦСКА Евгений Гинер, с которым я побеседовал, придерживается по этому вопросу жесткой позиции:
- Кризис начался еще в прошлом году. Поэтому полагаю, что у клубов было время правильно оценить свое положение на этот год. Когда в той же "Томи" начали понимать (а процесс это был явно не мгновенный), что назревает серьезная проблема, надо было нескольких игроков продать, выручить за них определенные деньги, покрыть за их счет долги и уравновесить клубный бюджет. Но там предпочли пойти по другому пути, рассчитывая, что письмо к президенту страны восстановит статус-кво.
Считаю, что обращаться по таким вопросам к главе государства в корне неправильно. Государство должно помогать пенсионерам и другим нуждающимся людям. Да, футбол - социальное явление. Но, допустим, в Хабаровске оно точно такое же социальное, как и в Томске. Нужно просто соизмерять свои возможности. Нет их - играйте в первом дивизионе, формируйте бюджет не в 25, а в 8 - 10 миллионов долларов, что существенно проще. Как говорится, по одежке протягивай ножки. Не вижу, кстати, в томской проблеме ничего связанного с финансовым кризисом, на который у нас сейчас все любят ссылаться. Подобные вещи происходят в нашем футболе из года в год.
К словам Гинера добавлю: происходят в первую очередь потому, что многие клубы привыкли сидеть на шее у государства, а государство установило такие правила игры, при которых это сидение все воспринимают как должное. И пока с такой практикой не покончат, клубы будут зависеть от благосклонности губернаторов и мэров.
Гинер: - Вне зависимости от того, кризис на дворе или процветание, убежден, что клубы должны быть частными. Возможно, что какой-то небольшой процент акций может принадлежать области или городу, но не более. Не существует клуба мэрии Лондона, не найти команды, принадлежащей губернатору Страны басков и т.д. В топ-странах Европы клубы принадлежат либо корпорациям, либо частным лицам, и клуб никак не зависит от местных бюджетов.
Окончание - стр. 3 |