Газета Спорт-Экспресс № 155 (5032) от 17 июля 2009 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 17 июля 2009 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

"ЗОЛОТАЯ МАНТИЯ". ПРИЗ "СЭ" ЛУЧШЕМУ АРБИТРУ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ

МОГУТ ЛИ У ПУЛЕМЕТЧИКА БЫТЬ ПРОБЛЕМЫ СО ЗРЕНИЕМ?

О шибка Эдуарда Малого в матче "Зенит" - "Москва" и все, связанное с ней, будоражили умы поклонников футбола не один день, вызвав шквал комментариев и мнений в прессе, интернете и на телевидении. Прочитанное и услышанное, признаюсь, шокировало. Кто-то вел речь об офсайде (?!), в котором оказался игрок "Москвы", кто-то из телекомментаторов утверждал, что футболист "горожан" не имел права добивать мяч после отскока от вратаря, говорилось о вине судьи-помощника, не посодействовавшего главному. Многие, очень многие пытались определить, кто первый вошел в штрафную площадь до удара Самедова, а затем, исходя из этого, строили ошибочные умозаключения.

А потому еще раз остановимся на правиле 14 "11-метровый удар".

Перед выполнением 11-метрового удара судья (в нашем случае Малый) должен убедиться, что выполнены следующие требования: определен должным образом игрок, выполняющий удар (Самедов), мяч установлен надлежащим образом на 11-метровую отметку, вратарь обороняющейся команды (Чонтофальски) находится на линии ворот между стойками ворот лицом к игроку, выполняющему удар, игроки ("Зенита" и "Москвы"), кроме выполняющего удар (Самедова), находятся в пределах поля, вне пределов штрафной площади, вне пределов дуги штрафной площади (то есть на расстоянии 10 ярдов, или 9,15 метра от мяча), позади мяча.

Выполняющий 11-метровый удар должен направить мяч ударом вперед, он не имеет права касаться мяча повторно, пока мяч не коснется другого игрока. Мяч считается находящимся в игре, когда по нему нанесен удар и он движется вперед.

До выполнения удара, во время и после могут возникать самые разнообразные ситуации. Рассмотрим только некоторые из них, связанные с нарушением правил и сузив эти нарушения. Будем говорить о случаях, когда игроки после свистка судьи до того, как мяч окажется в игре, не соблюдают положенное расстояние и входят в пределы штрафной. Эпизоды, когда футболисты входят в пределы дуги штрафной, оставим без внимания.

Возможны шесть ситуаций, которые удобно сведены в таблицу в объяснениях и указаниях судьям, прилагаемых к правилам игры. Ее можно найти в интернете по следующему адресу:http://www.fifa.com/mm/document/affederation/federation/81/42/36/lawsofthegameen.pdf. А выглядит она так:

Нарушение (вход в штрафную площадь)

Гол

Нет гола

Игрок атакующей команды

Повторный удар

Свободный удар

Игрок обороняющейся команды

Гол

Повторный удар

Оба

Повторный удар

Повторный удар

За соблюдением правил игроками (кроме вратаря обороняющейся команды) следит главный арбитр. Один из судей-помощников, располагаясь в месте пересечения линии ворот с линией штрафной площади, контролирует исключительно действия вратаря и взятие ворот.

Не имеет никакого значения, кто из нарушающих правила первым забегает в штрафную площадь. Даже если первыми окажутся все игроки-партнеры выполняющего 11-метровый удар, а вслед за ними до того, как мяч войдет в игру, в штрафную вбежит футболист обороняющейся команды, арбитр обязан назначить повторный удар. Подчеркну, что все вышесказанное относится к пенальти, выполняемым до того, как истечет основное время матча.

О ДРУГИХ ПРИМЕРАХ

Помимо игры "Зенит" - "Москва" в чемпионате-2009 еще в пяти случаях игроки нарушали правила, входя в штрафную площадь до того, как мяч окажется в игре. Судьи либо не видели этого, либо в переносном смысле закрывали глаза.

2-й тур. "Кубань" - "Спартак" - 1:0. 20-я минута. До удара спартаковца Алекса, который затем парировал Ботвиньев, в пределы штрафной вошел кубанец Боавентура. Владислав Безбородов имел основания назначить повторный 11-метровый.

2-й тур. "Динамо" - "Химки" - 3:2. 32-я минута. 11-метровый выполнял Кержаков, правила нарушили два футболиста "Химок" и один динамовец. Николай Иванов гол засчитал и повторный удар назначать не стал.

6-й тур. ЦСКА - "Ростов" - 1:2. 73-я минута. Удар Осинова парировал Акинфеев. Между тем правила нарушил один из армейцев. Станислав Сухина повторный пенальти не назначил.

8-й тур. "Спартак" Нч - "Химки" - 0:0. 90-я минута. Удар Амисулашвили отразил Березовский. До этого в штрафную вошел игрок "Химок". Иванов на это не отреагировал.

9-й тур. ЦСКА - "Зенит" - 2:1. 85-я минута. До удара Вагнера Лав в штрафную вошли Маазу и Ким Дон Чжин. Сухина не потребовал повторить 11-метровый.

Оговорюсь, что в разных случаях футболисты забегали на разные расстояния. Особенно "отличились" они в игре в Химках, а также в поединке "Зенита" с ЦСКА. Но по правилам это все - нарушения. Почему арбитры не реагировали? Вопрос не по адресу. У арбитров есть президент КФА Сергей Зуев и главный методист (читай тренер) Валентин Иванов.

Предположу, что не реагировали в том числе благодаря согласованному с Ивановым на февральском сборе "правилу полутора метров". Я уже рассказывал в "Золотой мантии", что арбитрам фактически позволили не обращать внимание на полутораметровые "заступы" и посоветовали находиться как раз на таком расстоянии от линии штрафной, чтобы видеть, забегают ли "за тебя" футболисты или нет. Не мои выдумки - под диктофон информацию подтвердил теперь уже бывший арбитр Игорь Захаров и, с условием не называть их фамилии, действующие судьи. Того же Сухину отстранять от работы не стали, когда Вагнер Лав забил "Зениту" победный гол, хотя пенальти нужно было перебивать. Станислав потом судил финал Кубка России.

О "ТРЕНЕРАХ"

В последнем выпуске "Свистка" на одном из каналов "НТВ Плюс" Зуева и Иванова спросили о специальных упражнениях, предлагаемых ФИФА и УЕФА. Президент КФА пояснил, что у коллегии есть свои упражнения, направленные на тренировку внимания и проводимые вместе с легкоатлетическими. "Тяжело это натренировать", - в унисон начальнику добавил Иванов. Вопрос первый: при чем тут беговые упражнения, если при выполнении пенальти судья находится в статическом положении? Вопрос второй: если тяжело, то что - вообще не стоит пытаться? Как не пытаются последние три года.

Любопытно, почему недели три назад Иванов не говорил то же самое в Австрии на совместном семинаре ФИФА и УЕФА для инструкторов. Там-то он, выступая перед коллегами, наоборот, рассказывал об упражнениях, разработанных специалистами обеих ведущих футбольных организаций мира и Европы, раздавал диски с записями занятий, в том числе направленных на тренировку действий судей при выполнении 11-метровых. Проводились такие занятия и на сборах судей УЕФА - вплоть до рефери топ-класса.

Делалось это и у нас - до Зуева. Судьи разбивались на две команды. Для испытуемого моделировались разные ситуации. Причем он не знал, что именно произойдет в тот или иной момент, кто забежит в штрафную, из обеих команд или лишь одной.

О МАЛОМ

Малый объясняет свою ошибку тем, что сконцентрировал свое внимание на ближнем к нему футболисте - Чеснаускисе, что не видел общий план и другую половину штрафной, а значит, и других забегавших игроков. Поверил бы такому объяснению, если бы рядом с 88-м номером "Москвы" не находился Мейра. Посмотрите раскадровку. Как можно видеть Чеснаускиса и не видеть игрока "Зенита"?! 190-сантиметровая фигура не могла не остаться хотя бы белым пятном в поле зрения судьи между бордовыми Чеснаускисом и Самедовым. А со зрением у Малого - пулеметчика, прошедшего школу спецназа ГРУ, бывшего вратаря - должно быть все в порядке. Если только арбитр заранее не вбил себе в голову, что литовец - нарушитель правил. Верить в это не хочу. Тогда что? Не знаю. Но то, что Эдуард оказался не готов к проведению такого матча - факт. Об этом свидетельствуют и другие моменты встречи в Санкт-Петербурге.

О ТУРЕ

Игра в Питере затмила собой другие, хотя и в них хватало судейских промашек. В целом тур, прошедший сразу после австрийского сбора главных арбитров, где они в основном занимались физической подготовкой, получился для них не самым удачным. Снижение оценки Максиму Лаюшкину связано с неудалением на 69-й минуте матча "Химки" - "Рубин" Ибрагимова, которого следовало наказать вторым предупреждением. На 51-й минуте той же игры ошибся судья-помощник Алексей Монахов, неправильно зафиксировавший положение "вне игры" у футболиста гостей и сорвавший тем самым выход один на один. Сергей Карасев непонятно за что в самом конце первого тайма назначил 11-метровый удар в ворота "Кубани". Арбитр находился в считаных метрах от боровшихся за мяч Топчу и Концедалова и ошибочно определил нарушение правил со стороны капитана хозяев.

Алексей Ковалев получил низкий балл от "СЭ" за неудаление ростовчанина Астафьева, ударившего локтем Макеева и нанесшего травму спартаковцу. Кроме того, так и неясно, за какое неспортивное поведение получил от рефери "горчичник" полузащитник "Ростова" Петрович. Вот что он сам сказал корреспонденту "СЭ" Марии Кравченко: "Не знаю, за что показали желтую карточку. Очевидно, что в том эпизоде судье нужно было наказать виновников столкновения, приведшего к повреждению Макеева. Скорее всего, судья намеревался дать красную карточку, но с того места, где стоял арбитр, ситуация была не видна. Думаю, он просто перепутал нас с Астафьевым. И вслед за одной ошибкой сразу же совершил вторую: дал мне ту самую карточку. Потом он мог бы признать, что был не прав, но решил этого не делать. Выяснял ли я отношения с Быстровым? Нет. Ничего такого не было. Могу сказать с уверенностью. Именно поэтому и говорю, что совсем не знаю, почему получил эту карточку". Что касается падения в спартаковской штрафной Лебеденко, определить, был ли в том эпизоде толчок со стороны Макеева и, соответственно, следовало ли назначить пенальти, видеозапись не позволяет.

Чудят, случается, наши судьи. Но их, слава богу, уже не "казнят" и не отправляют в "ссылки", как это было с Владимиром Петтаем, наказанным фактически за ошибки его помощников, или с Павлом Кулалаевым, который не в "кооперативе" (что это такое, люди футбольные знают), вот и мается во второй лиге.

Радует, впрочем, что в судейском корпусе остались нормальные люди. Не так давно Захаров дал интервью моим коллегам по "СЭ" Александру Кружкову и Юрию Голышаку. Многие арбитры возражали против его "непарламентских" выражений в адрес Зуева и Иванова, но согласились с общим содержанием сказанного.

Александр БОБРОВ