Газета Спорт-Экспресс № 160 (5037) от 23 июля 2009 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 23 июля 2009 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

ТУР ДЕ ФРАНС

Победителем вчерашнего этапа, в ходе которого пелотону пришлось преодолеть сразу пять горных вершин, стал люксембуржец Франк Шлек, а желтую майку сохранил испанец Альберто Контадор. Капитан российской "Катюши" Владимир Карпец поднялся на 15-ю позицию в общем зачете.

ЛЭНСОМАНИЯ НЕ ОТСТУПАЕТ

Сергей БУТОВ

из Ле Гран-Борнан

БЕЗ ПОСИДЕЛОК У КОСТРА

Мне тут в пресс-центре выдали ценнейшую вещицу. Так называемый "роудбук" "Тура" - толстенный справочник о гонке. Как говорил классик, очень своевременная книга. Оттуда удалось заблаговременно почерпнуть важные и совершенно секретные сведения - в ночь со вторника на среду "Катюше" предстоит жить в одной гостинице с "Астаной". То есть альпийское рандеву Карпеца с Армстронгом, начатое во вторник, вполне могло продолжиться за обеденным столом. Воображение так и рисовало картины полуночных посиделок у костра под аккомпанемент гитары.

Но все оказалось менее романтично. Les Arcs - полноценный гостиничный город во французских Альпах, расположенный на высоте почти 2000 метров, с видом прямо на заснеженную верхушку Монблана. Зимой здесь нет проходу от накачанных глинтвейном горнолыжников, а сейчас, летом, от ценителей "Тур де Франс". Специально для развлечения гостей сюда на целую неделю выписали двух легенд французского велоспорта недавнего прошлого: Ришара Виранка и Лорана Жалабера. Они открыто ходят по местным улочкам, не задирают нос, и с ними запросто можно поручкаться - вот как с вами.

По вечерам легенды, сменяя друг друга в строго установленное время, устраивают на импровизированной сцене на главной площади нечто вроде ток-шоу. Делятся впечатлениями от "Тура", дают прогнозы на каждый новый этап, отчаянно грассируя, именуют Армстронга АрмстрОнгом и отвечают на вопросы толпы, которая неизбежно собирается поглазеть на знаменитостей. К слову, Жалабер - не просто "генерал в отставке". Не так давно Лорана, с которым мы как-то ехали в журналистском шаттле на Олимпиаде в Пекине (Жалабер тогда работал экспертом одного из телеканалов), назначили главным тренером шоссейной сборной Франции, что автоматически придаст вес каждой его фразе.

Здесь же, в Les Arcs, расквартировалась и французская команда Boyugues Telecom, поэтому глупо было не воспользоваться случаем нанести визит вежливости одному из российских гонщиков на "Туре" Юрию Трофимову. Благо сделать это было проще простого - на видном месте в каждом отеле висят списки членов команд, с указанием их номеров. Трофимов, бывший чемпион мира по маунтинбайку среди "андеров" (то есть гонщиков до 23 лет) обрадовался мне как родному. Это второй для Юрия "Тур", но пока самый продолжительный, так как в прошлом году россиянин почти в самом начале заболел и перед 10-м этапом был вынужден повесить велотуфли на гвоздь. Трофимова настраивали на борьбу за отдельные этапы, однако ему в какой-то степени не повезло. Его одноклубники, Пьеррик Федриго и Томас Воклер, уже отпраздновали здесь победы, а значит, командный аппетит, равно как и аппетит главного спонсора, теперь почти полностью утолены. Тем не менее Трофимов, как честный человек, продолжает искать счастья в отрывах и во вторник, например, финишировал в одной группе с Контадором и Армстронгом, что, честно говоря, скрылось от моего внимания, сосредоточенного в этот день исключительно на Карпеце.

ЗАДАЧА "АСТАНЫ" - УБРАТЬ С ДОРОГИ УИГГИНСА

Утро на "Туре" начинается рано. Пока гонщики еще спят, обслуживающий персонал уже на ногах и, уничтожив цистерну кофе и вагон круассанов, принимается за работу. Снуют туда-сюда, контролируя ситуацию, высокие чины "Большой петли", вроде ее директора Кристиана Прюдомма. Все вчерашнее утро месье Прюдомм стоял посреди площади, прямой как палка, раздавал руководящие указания и выглядел при этом неважно. С волосами, торчком стоявшими на голове, и несколько выпученными глазами, точно его недавно душили и он еще не совсем очнулся. Впрочем, кто из нас выглядел бы лучше, с таким-то ежедневным гигантским ворохом хлопот и волнений?

Вчерашний этап изначально считался едва ли не самым сложным на этом "Туре" и, вероятно, решающим с точки зрения распределения мест в общем зачете. Во всяком случае, признанный горный эксперт Денис Меньшов еще до начала гонки обращал на этот этап особое внимание и заранее приезжал его просматривать. Итак, что за зверь такой, этот отрезок дороги между Бурж-Сен-Морис и Ле Гран-Борнан, которого боялись все без исключения? Буду краток. Если и называть королевским какой-либо этап "Большой петли", так именно этот. С четырьмя вершинами первой категории сложности и одной - второй на 169 км дистанции.

Караван "Тура" далеко не каждый год, но все-таки приезжает в это место, и Армстронг должен хорошо его помнить, так как в 2004-м одержал здесь победу, открывшую ему дорогу к очередному чемпионскому титулу. Разумеется, именно Лэнс по традиции был главной фигурой в стартовом городке. Вообще Лэнсомания достигает на "Туре" каких-то циклопических размеров. Это в полной мере ощущают на себе все без исключения члены "Астаны", даже водитель автобуса, пользующийся здесь повышенным вниманием со стороны длинноногих блондинок, жаждущих через него передать слова поддержки Лэнсу. Правда, абсолютно не уверен, что они доходят до адресата. Сверхпопулярностью пользуется и спортивный директор "Астаны", двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Екимов, с которым мы почти случайно столкнулись перед стартом. Екимов сам по себе собеседник крайне любопытный, а уж в создавшихся условиях - тем более.

- Дело привычки, - философски заметил Екимов, обведя взглядом повисших гроздьями на ограждениях галдящих фанатов. - Хлопот, конечно, немало, даже при том, что команду охраняют сильнее, нежели любую другую. Видали телохранителей Лэнса? Зверюги. Французские спецслужбы. Похоже, что с лицензией на убийство. Да не шучу я. Едем как-то в Швейцарии на тренировке с Лэнсом. Он внезапно разворачивается посреди дороги, парни на машине за ним, через две сплошные. Проходит минута, сзади мигалки - швейцарская полиция на хвосте. Документы, туда-сюда. И что? Через пять секунд отпустили. Не знаю уж, что за корочки у мужиков, но, видимо, очень серьезные. Швейцарская полиция на какую-нибудь липу не поведется.

Разумеется, не могли не обсудить мы и противостояние Армстронг - Контадор, особенно актуальное в первые дни "Тура". Екимов не стал скрывать, что некоторое напряжение присутствовало, но это нормально, так как Армстронг приехал во Францию со своими амбициями.

- Парни разобрались между собой, напряжение спало, - сказал Екимов. - Контадор показал здесь, чего он стоит. Неопределенность ушла, поэтому Лэнс спокойно заявил, что готов работать на команду. Если его помощь, конечно, понадобится. Он же ведь нормальный парень, адекватный.

Если кто считал, что судьба желтой майки была решена еще до начала вчерашнего этапа, то в стане "Астаны" такой уверенности, как ни странно, не было. Связано это прежде всего с британцем Брэдли Уиггинсом, за какой-то год превратившимся из классного раздельщика в классного "генеральщика". Поначалу его всерьез не воспринимали, но проходил один горный этап за другим, а ожидаемого кризиса все никак не наступало. До вчерашней гонки Уиггинс крепко держался за свое третье место в общем зачете, а его двухминутное отставание от Контадора накануне разделки в Аннеси вносило определенную сумятицу в тактические расклады "Астаны". Поэтому, по словам Екимова, едва ли не главной задачей команды было сбросить с колеса Уиггинса. Ну, если не сбросить, то хотя бы нагрузить его на пяти вершинах так, чтобы на следующем этапе британец ничего путного показать бы не сумел.

- Порадовался за "Катюшу", когда Иванов выиграл этап, - добавил Екимов. - В "генерале" ничего показать ей, правда, не удалось. Карпец, конечно, поднялся на несколько мест в общем зачете после вторничной атаки, вот только к чему это приведет теперь? То, что сейчас пойдут серьезные разборки, я не сомневаюсь ни секунды. Не лучше ли ему было попробовать усидеть за лидерами сегодня? Что касается Меньшова, то я не особенно верил в то, что он способен что-либо показать на "Туре". Даже при том, что я Денису симпатизирую, он не того плана гонщик, чтобы выиграть за месяц два "Гран-тура". Меньшов свое в этом году уже выиграл, и это немало.

ДВА ПАДЕНИЯ МЕНЬШОВА

Атаки действительно начались едва ли не с 50-го метра 169-километровой дистанции. Неожиданно в группе отрыва обнаружился и Меньшов. Хотя почему, впрочем, неожиданно? Стало понятно, что Денис намеренно во вторник отстал на максимально возможное время от лидеров общего зачета, чтобы совершенно перестать представлять для них какую-либо угрозу и попробовать взять хотя бы один из этапов.

Прямо со старта здорово ливануло. Было холодно и очень ветрено. В машине спортивного директора "Катюши" Дмитрия Конышева один за другим раздались призывы о помощи - падения. Упали Иванов и Карпец, причем последнему понадобилась помощь медицинской технички. Ах, как некстати!

На командном совещании перед этапом было решено дождаться, как будут развиваться события, оценить в деле состояние Карпеца и уже потом принимать какое-то атакующее решение. Либо не принимать его вовсе. Впрочем, помимо Карпеца, у "Катюши" был дополнительный патрон в лице крепкого и цепкого горняка Александра Бочарова, практически вхолостую, без особой активности, проехавшего этот "Тур".

На втором подъеме дня - на Коль де Сэсье - стало очевидно, что отрыв с участием Меньшова вряд ли сможет претендовать на что-то серьезное. Иначе его не достал бы с такой легкостью, а потом не показал спину обладатель зеленой майки норвежец Тор Хусховд. Понятно, что Хусховд поехал вовсе не за победой на этапе, а за промежуточными спринтерскими финишами, но сам факт, что спринтер играючи ушел от "группы Меньшова" и долго не давал себя настичь, говорил в первую очередь о потенциале самой группы.

Увы, начиная с третьей горы дня - Кот д'Араш, - Конышев получил задание сопровождать гонщиков, ставших постепенно отставать. Поэтому о дальнейших событиях захватывающего этапа мы узнавали по обрывкам сообщения "Радио Тура" да по постоянно срывавшейся в горах телевизионной картинке с монитора, вмонтированного в переднюю панель технички.

Первого падения Меньшова мы не увидели. Первого - потому что вслед за ним, буквально через пару километров, последовало и второе. Только безумный мог тогда предположить, что после всего того, что произошло с Денисом на этом "Туре", он в состоянии претендовать хотя бы на этап.

Лишь к концу предпоследней горы ситуация наконец прояснилась. Отрыв был съеден, и за дело взялись фавориты. После атаки Франка Шлека рассыпалась доселе дружная группка основных претендентов на высокие места. За Шлеком удержался лишь его младший брат Анди да Контадор с одноклубником по "Астане" Андреасом Клоденом. Армстронг не удержался и стал отставать, теряя шансы удержаться на второй позиции.

Наконец нам удалось отыскать и Карпеца, который работал в одной компании с теми, кого Владимир пытается опередить, чтобы попасть в десятку сильнейших общего зачета - на расстоянии в 3.30 от желтой майки.

- Серж, гони Влади, гони, - прокричал Конышев Парсани во внутреннюю рацию.

Контадор тем временем попытался уйти в одиночное плавание, однако своим рывком погубил отнюдь не братьев Шлек, а Клодена. Что это за тактика - бей своих, чтоб чужие боялись? На финише эта троица приехала вместе, получив дивидендов сполна. Франку Шлеку досталась победа на этапе, Контадору - желтая майка, а Анди - желанное второе место в общем зачете. Впрочем, в ходе сегодняшней разделки у самолюбивого Армстронга наверняка появятся к братьям Шлек вопросы.

96-я мужская многодневная велогонка "Тур де Франс". 22 июля. 17-й этап.Бурж - Ле Гран-Борнан (Франция). 169,5 км. 1. Ф. Шлек (Люксембург, Saxo Bank) - 4:53.54. 2. Контадор (Испания, "Астана"). 3. А. Шлек (Люксембург, Saxo Bank) - у всех время победителя. 4. Нибали (Италия, Liquigas) - отставание 2.18. 5. Армстронг (США, "Астана") - 2.18. 6. Клоден (Германия, "Астана") - 2.27. 7. Уиггинс (Великобритания, Garmin-Slipstream) - 3.07… 15. КАРПЕЦ - 6.12… 27. БОЧАРОВ - 7.47… 29. ИВАНОВ - 8.30… 36. Ванденберг (Бельгия, все - "КАТЮША") - 11.00… 63. МЕНЬШОВ (Rabobank) - 21.31… 65. Поццато (Италия) - 29.43… 86. ТРУСОВ - 29.43… 98. Оррах (Испания, все - "КАТЮША") - 29.43… 129. ТРОФИМОВ (Bouygues Telecom) - 35.47… 137. ИГНАТЬЕВ ("КАТЮША")- 35.47.

Общий зачет.1. Контадор - 72:27.09. 2. А. Шлек - отставание 2.26. 3. Ф.Шлек - 3.25. 4. Армстронг - 3.55. 5. Клоден - 4.44. 6. Уиггинс - 4.53… 15. КАРПЕЦ - 12.08… 18. БОЧАРОВ - 19.20… 41. ИВАНОВ - 47.03… 44. МЕНЬШОВ - 48.35… 52. ТРОФИМОВ - 58.19… 84. Оррах - 1:42.19… 98. Ванденберг - 1:59.25… 103. Поццато - 2:06.50… 113. ТРУСОВ - 2:26.17… 140. ИГНАТЬЕВ - 2:47.43.