Газета Спорт-Экспресс № 163 (5040) от 27 июля 2009 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 июля 2009 | Плавание

ВОДНЫЕ ВИДЫ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

ШТОРМОВОЙ УЛОВ

В заключительный день марафонского турнира российские пловцы завоевали две медали на 25-километровой дистанции. Двукратный чемпион мира Владимир Дятчин стал обладателем бронзы, а дебютантка мировых первенств Анна Уварова финишировала второй.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Остии

7 сентября 1994 года у тех же самых берегов, но на сто с небольшим километров южнее, в марафонском плавании произошла сенсация. Никому не известный российский пловец Алексей Акатьев, который вышел на старт 25-километрового заплыва впервые в жизни, открыл счет медалям мировых первенств. Это была тоже бронза, но именно тогда я, пожалуй, впервые задумалась, насколько тяжело могут доставаться такие награды. Акатьев вышел из воды самостоятельно, в то время как каждого второго финишера вытаскивала на берег специально подготовленная санитарная бригада, но когда я подошла ближе, стало ясно, что наш пловец весьма приблизительно осознает происходящее. Та картинка стояла у меня перед глазами еще несколько лет. И вспомнилась вновь, когда на трибуну участников после заплыва привели Владимира Дятчина.

ГОЛОДНЫЙ ФИНИШ

Он сидел на краю раскаленного пластмассового сиденья в полурасстегнутом комбинезоне, вцепившись обеими руками в протянутый кем-то бутерброд и яростно терзал его зубами. Было понятно, что ничего больше в этом мире для пловца сейчас не существует. Лишь дикая усталость и первобытный инстинкт.

У Дятчина это тоже, как и у Акатьева, был первый опыт столь "длинного" плавания на мировых первенствах. Марафонцы-спринтеры (если так позволительно назвать тех, кто специализируется на пяти и десятикилометровых проплывах) редко отваживаются на более длинные дистанции. Владимир решил нарушить традицию, причем в свойственной ему манере подвел под это решение теоретическую базу.

- Я очень хочу победить в 2012 году в Лондоне. Поэтому рассчитал подготовку на четыре года вперед. Первый этап - развитие выносливости. И 25 километров способствуют этому как нельзя лучше.

В субботу участников чемпионата ждал неприятный сюрприз. Море разыгралось до такой степени, что организаторы объявили заранее: может случиться, что заплыв будет остановлен на 20-километровой отметке. Нечто подобное, кстати, имело место на прошлом чемпионате мира в Мельбурне. Из-за погоды ровно на середине была остановлена женская 25-километровая гонка, и розыгрыш наград перенесли на следующий день, запустив участниц в воду с тем гандикапом, который сложился на момент отмены первого старта. Точнее, должны были запустить. На деле же все оказалось несколько странно. По данным тренерских секундомеров, группа из трех человек, в которой находились две российские спортсменки (серебряный и бронзовый призеры чемпионата мира-2006 Наталья Панкина и Ксения Попова), отставала от лидера - двукратной чемпионки мира-2004 Бритты Камрау-Корештайн - на 2.35. В минуте с четвертью сзади них плыла американка Кэлин Келлер. Однако никаких официальных протоколов по итогам незавершенного заплыва в компьютерах так и не появилось. А вот на следующий день Камрау по неизвестной причине была отправлена на дистанцию на целых четыре минуты раньше остальных, а отставание Келлер каким-то образом сократилось до тридцати секунд. В итоге России досталась лишь бронзовая медаль, обладательницей которой стала Попова.

Но в Рим Попова не попала. Как не попал, кстати, и пятикратный чемпион мира, действующий обладатель высшего титула Юрий Кудинов - остался на отборочном чемпионате страны четвертым. Рассчитывать на то, что Дятчин сумеет бороться за золото не приходилось, но надежда на чудо все-таки была. Тем более что проигрыш на "пятерке" ощутимо щелкнул пловца по самолюбию.

- Я сам виноват, - признался Дятчин после финиша. - Упустил момент, когда итальянец и австралиец пошли в отрыв. Вернее, поплыл к лодке сопровождения - подкормиться. Теоретически мог пропустить эту кормежку, как это, собственно, сделали те, кто плыл впереди, но испытывал какой-то нечеловеческий голод. Побоялся, что без питания просто не доплыву дистанцию до конца. В итоге между нами сразу образовался отрыв - в таком случае нагнать тех, кто плывет впереди, бывает трудно. Скорости-то примерно одинаковы. А на финише я уже сам "встал". Последний километр дался совсем тяжело.

С берега казалось, что на последнем круге у лидеров просто-напросто отказали мозги. Сразу после прохождения первого буя итальянец с австралийцем вдруг резко изменили курс и, вместо того чтобы напрямую плыть ко второму гигантскому оранжевому поплавку, направились в открытое море. Дятчин за ними.

"Что он делает? - стонали на трибуне российские тренеры. - Сейчас бы пошел напрямую, глядишь, нагнал бы..."

- Это была вынужденная мера, - позже пояснил Владимир. - Плыть вдоль берега было гораздо тяжелее - слишком сильно прибивало волнами. Думаю, именно поэтому Клери и Гримси ушли вглубь. И я за ними.

- Вы знали, что заплыв могут остановить раньше времени?

- Да. Нас предупредили, что, если после седьмого круга (длина круга - 2,5 км. - Прим. Е.В.) будет дан длинный гудок, это означает, что следующий отрезок - последний и нужно будет финишировать. Но сказали, чтобы мы на это особо не надеялись. Мол, вероятность минимальна.

В целом я своим выступлением здесь доволен. Хотя до сих пор думаю, что отборочный чемпионат у нас в России был проведен все-таки не в те сроки. Если бы он проходил раньше, вся команда могла бы выступить сильнее. Плыли ведь все по несколько дистанций. И просто не успели восстановиться.

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ

На пьедестале Анна Уварова стояла в темных очках. "Попросите ее поднять медаль повыше и снять очки", - передала я тренеру вице-чемпионки Ирине Будо просьбу фотографов. Она замотала головой. "Очки нельзя. Глаза у Ани слишком сильно распухли. Мы, наоборот, специально таким образом их спрятали. И губы тоже распухли - пять с лишним часов в соленой воде - то еще удовольствие..."

Уварова действительно вылезла из воды в таком виде, что впору было ужаснуться. Финишировала она почти одновременно с итальянкой Фредерикой Витале, но чуть быстрее. Выступление в Риме на 25-километровой дистанции стало для спортсменки вторым в карьере: первый раз Аня плыла большой марафон год назад на чемпионате Европы и сразу стала призером. Правда, на вопрос, сколько всего времени Уварова занимается марафонским плаванием, затруднилась ответить даже ее тренер Ирина Будо.

- Не знаю даже. Долго. Помню только, что первый раз мы выступали в соревнованиях в 2003 году - поехали за свой счет на этап Кубка мира.

Женский финал стал непростым испытанием и для тренеров. Переполненную лодку, на борту которой был организован пункт питания, стало с такой силой швырять на волнах, что у тех, кто в ней находился, начались приступы морской болезни. По этой причине с берега последовало распоряжение отогнать посудину подальше в море - чтобы не портить непрезентабельными сценами телевизионную картинку. Всего таких лодок было две. На одной расположились тренеры, на второй за подкормку россиянок отвечали олимпийская чемпионка Лариса Ильченко и врач Елена Ломазова.

- В том, что нашу лодку переместили, был один недостаток, - рассказывала Будо. - Мы планировали встать на трассе с таким расчетом, чтобы подкармливать девчонок с равными промежутками времени, а тут получилось, что эти промежутки стали разными. Но Аня молодец: держалась в серединке лидирующей группы, как и Наташа, а перед кормлением выплывала вперед. Нас Лариса Ильченко этому научила.

- Чему именно?

- Если подплыть к лодке первым, можно занять дальнюю позицию у борта, чтобы остальные спортсменки, поев, проплывали мимо тебя. Тогда очень удобно становиться им в ноги и плыть дальше. В этом отношении Аня вела себя очень четко.

- Но ведь первое кормление она пропустила - вообще проплыла мимо лодки, где ее ждала Лариса.

- Так ведь большого опыта нет - привыкла реагировать только на тренера. Вот и не сообразила сразу, на кого смотреть.

На заключительном круге дистанции Уварова неожиданно начала отставать. Переместилась в хвост первой десятки. Но ненадолго. Едва вперед ринулась испанка Рита Домингес, Аня вцепилась в нее мертвой хваткой и пошла на последний буй, проигнорировав пункт питания. В этот момент грубую ошибку сделала Панкина - ушла из группы в сторону - за питательным напитком. И, естественно, потеряла темп. С берега казалось, что Панкина растерялась: не может решить, плыть за группой или нет. И все-таки повернула в сторону лодки.

- Я успела все взвесить, - сказала она позже. - Понимала, что не сумею продержаться за теми, кто начинает ускоряться. Поэтому и поплыла к плоту.

После финиша и допинг-контроля вице-чемпионка, наконец, вышла к журналистам.

- Довольна, что заняла второе место, - сказала она, с трудом шевеля распухшими губами. - Когда оказалась позади всех в группе, понимала, что "раскатиться" будет сложно. Слишком сильно били волны. И дышать было сложно. Я все-таки попробовала потихоньку выбираться вперед, добралась до четвертой позиции и, когда уже повернули на финиш, подумала, что сильно расстроюсь, если не дожму итальянку. Дожала. Наверное, второе дыхание открылось. Там главным было правильно сделать последний поворот. Так, чтобы возле буя не захлестнуло водой и не слетели очки и шапочка.

- Судя по вашим действиям в воде на заключительном круге, очки уже слетали?

- За два с половиной километра до финиша меня несколько раз ударили по лицу. Очки удержались, но я решила их как следует поправить - для пущей уверенности, что ничто не помешает нормально доплыть этот круг.

Больше всего меня пугал финишный баннер. Я вспоминала, как мимо него промахнулась Ильченко, поэтому старалась правильно рассчитать движения. Еще подумала, когда коснулась: "Неужели меня поставят на третье место?" Но все сложилось удачно. Хотя и очень тяжело. Когда в прошлом году я выступала на этой дистанции в первый раз, был штиль. Я заняла третье место и как-то стала считать, что в том, чтобы плавать 25 километров, вообще нет ничего страшного. А тут периодически вообще отключалась. Никак не могла сосчитать, сколько кругов мы уже проплыли, сколько осталось. Трудно было различать лица на тренерских лодках. На одной из них сидела наш врач Елена Ломазова, я слышала, как она кричит мне: "Держись", - но никак не могла сообразить, кто она такая. И думала только о том, как много мы перед этим чемпионатом работали. Слишком много, чтобы не постоять на пьедестале.

Чемпионат мира по водным видам спорта

Остия. Плавание на открытой воде. 25 км. Мужчины.1. Клери (Италия) - 5:26.31,60. 2. Гримси (Австралия) - 5:26.50,70. 3. ДЯТЧИН - 5:29.29,30... 15. СЕРЕБРЕНИКОВ - 5:46.21,70.

Женщины.1. Маурер (Германия) - 5:47.48,0. 2. УВАРОВА - 5:47.51,90. 3. Витале (Италия) - 5:47.52,70... 9. ПАНКИНА - 5:50.36,80.