ФУТБОЛ |
ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. РОССИЯ - АРГЕНТИНА - 2:3 |
Матч с Аргентиной корреспондент "СЭ" наблюдал из кабины, откуда вели репортаж комментаторы Первого канала.
НОВОЕ АМПЛУА КАПИТАНА
Борис ЛЕВИН |
из Черкизова |
Моими соседями по комментаторской будке оказались Виктор Гусев и Алексей Смертин.
- Как сложился такой необычный дуэт?
- У нас уже был опыт совместного репортажа, - поделился воспоминаниями Гусев. - Работали в 2007-м в Англии на матче сборной России. И пусть игра сложилась не очень удачно, ее комментарий благодаря Алексею запомнился. Сейчас продолжили. Случилось это во многом благодаря инициативе Смертина - закончив выступать, Леша ищет себя в постфутбольной жизни. Одно из занятий, которые ему нравятся, - телевизионное комментирование. Знаю, что он даже собирается брать уроки речи, чтобы уверенно чувствовать себя у микрофона. И когда Алексей позвонил и спросил, нет ли возможности развить английскую историю, я пригласил его на сегодняшний матч.
Первое, что меня вчера удивило, - высота, на которой расположены кабины. Никогда не думал, что стадион "Локомотив" столь высок! "С птичьего полета" - это не фигура речи, а точное описание места, откуда ведут репортажи телевизионщики. Поле где-то далеко внизу, игроки словно фигурки в настольном футболе. Тех, кто должен не пропустить ни одной детали матча, выручают лишь два небольших монитора, стоящие рядом на приставном столе. Но смотрят в них комментаторы, как я заметил, только при повторах.
Повод для удивления номер два - количество всяческого справочного материала, выложенного на столик Гусевым. Какой-то видавший виды кондуит, свежая страница которого заполнена пометками разноцветными фломастерами. Сверху - отдельный лист с полными данными обо всех участниках матча. И стопки бумаги вокруг - на них специально выуженная из интернета и газет информация, которая может пригодиться в разные моменты матча. Даже об аргентинозаврах! Не хватило места программке к матчу - она была отправлена на пол. Подготовка, я вам скажу, фундаментальная.
Смертин поначалу заметно волновался. Даже с надеждой поинтересовался: уйду ли я со стартовым свистком.
- Вы же не боитесь миллионов телезрителей - что вам один корреспондент "СЭ"?
- Но их-то я не вижу!
Впрочем, освоился бывший капитан сборной очень быстро. Минуте к пятнадцатой его уже ничто, кроме матча, не волновало. Алексей начал шутить, причем иногда так удачно, что смех редакторов из Останкино в его наушниках было слышно даже мне. В ответ на мой поднятый вверх большой палец начинающий комментатор улыбнулся.
- Какой по счету у вас репортаж? - спросил я у Смертина в перерыве.
- Четвертый или пятый. Но с такой верхотуры еще ничего не комментировал.
- А кто вам только что звонил? Жена?
- Нет, мой друг Алексей Голиков, он когда-то работал в сборной России. Сказал, что ему наша работа нравится, но лично мне стоило бы добавить эмоций.
На самом деле эмоций у комментаторов хватало. Как зазвенели их голоса, когда Семшов вогнал мяч в ворота аргентинцев! И с каким трудом они заставляли себя говорить не переставая, когда в начале второго тайма мячи влетали уже в наши ворота.
- Работать на матче, где можно болеть "в полный голос", легче? - любопытствую у Гусева.
- Конечно, - отвечает он, - но, когда наши проигрывают, настроение сразу падает.
- А что сложнее - играть или комментировать? - вопрос уже Смертину.
- Безусловно, играть - не задумываясь, выдает тот. - Причем значительно.
Честно говоря, я в этом не столь уверен. Ведь у моих соседей не было ни минуты, чтобы перевести дух. Даже когда забил Датоло и хотелось помолчать.
В начале первого тайма, кстати, случился эпизод, в котором поучаствовал и ваш покорный слуга. Одну из атак гостей прервал в центре штрафной наш игрок. Смертин был уверен, что это Зырянов, но я четко видел Янбаева, о чем и шепнул Гусеву, хотя до эфира клятвенно обещал рта не открывать. Виктор выдал информацию в эфир, потом, то ли засомневавшись, то ли получив уточнение из редакции, показания поменял, назвав героем Колодина. Но я-то до сих пор уверен в своей правоте!
После гола Павлюченко соседи вновь оживились. Увы, сравнять счет сборной России так и не удалось. Работать в такой ситуации было, наверное, очень непросто. Гусеву-то не привыкать. Но и Смертин справился.
- Вам работать сегодня понравилось? - вопрос первому.
- Да, по-моему, все прошло неплохо.
- А вы готовы продолжить? - это уже второму.
- Конечно!