ФУТБОЛ |
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА |
НАСМОРК ИЛИ ЭПИДЕМИЯ?
Окончание. Начало - стр. 1 |
Проблема есть. И она многолика.
Первая и самая объяснимая ее часть - бурное возмущение клубных руководителей каждым сомнительным эпизодом. Людьми движут эмоции, они остро реагируют на несправедливость или на то, что им кажется несправедливостью. Прощают собственных "киксанувших" бомбардиров и "пеночников"-вратарей, но не дают спуску чуждым их широкой футбольной душе людям со свистком. Добавляет перцу - совершенно прав глава КФА Сергей Зуев - и обострение турнирной борьбы во втором круге. Финиш близко, очки пошли золотые - как тут не сорваться, тем более, когда есть на кого!
Не все, правда, в своем возмущении искренни. Есть такие, кто действительно считает конкретного арбитра Пупкина законченным негодяем, недоразумением с карточкой в руках. Но есть и другие - те, кто "переводит стрелки", выгораживает себя перед боссами, кивая на судейство и развращая тем самым, кстати, собственную команду. Вот же он - источник зла и душегуб, киллер, виноватый с ног до головы. А то, что сами недобежали-недопотели, - дело, выходит, второстепенное.
В таких декорациях вовсе не обязательно быть Пупкиным. Страшно представить, что было бы, назначь Пьерлуиджи Коллина на 90-й минуте матча ЦСКА - "Спартак" такой пенальти, какой он поставил на Euro-2000 в полуфинальной игре Голландия - Чехия. Да у итальянца голова заколосилась бы от российской критики! А Валентина Иванова, дай он, к примеру, 16 желтых и 4 красные карточки в игре "Терек" - "Зенит", а не во встрече Португалия - Голландия на ЧМ-2006, вообще вычеркнули бы из списка живущих на этой земле.
Вторую часть проблемы понять сложнее. Эмоции клубов - одно, эмоции чиновников - совсем другое. Президент РФС Виталий Мутко, выступая позавчера в эфире радио "Эхо Москвы", назвал ошибку лайнсмена Мосякина, проморгавшего офсайд Сычева, предвзятой. Я не собираюсь спорить с футбольным руководителем по одной простой причине: мы слишком по-разному оцениваем упомянутый эпизод. Виталию Мутко видится черное, а мне сметанно-белое. При таких расхождениях спорить обычно бесполезно. Да и речь о другом. Даже если глава РФС и министр спорта огромной страны действительно углядел предвзятость в неопределении 20-сантиметрового офсайда, как после его слов вести себя чиновникам, сидящим "под ним", в том числе в КФА и ЭСК? Имеют ли они теперь право на иную оценку, учитывая жесткую вертикализацию спортивно-футбольной власти в России? Нужно ли считать законченной судейскую карьеру 30-летнего Мосякина, слегка не угнавшегося за Сычевым на бровке?
Кстати, если бы Мосякин передвигался по полю быстрее Сычева, он делал бы это, скорее всего, с мячом, а не с флажком.
Все вышеизложенное - вовсе не заступничество за российских арбитров. О том, что наша судейская машина скрипуча и кособока, "СЭ" писал уже не раз, в том числе и в этом сезоне. Но лечить ее надо не одними репрессиями, а еще и более глубокими, системными мерами. И не только методическими.
Недавно довелось побывать на матче команд второй лиги. Рядом сидел инспектор - довольно известный судейский персонаж, "задвинутый" в свое время из-за подозрений в той самой предвзятости, о которой говорил Мутко. Карьеру арбитра он заканчивал в любительской лиге. И там, как мне говорили, активно "пощипывал". Теперь инспектирует профессионалов.
Кто-нибудь считал, сколько таких фигур в нашем футболе - пусть не в абсолютном, а хотя бы в процентном выражении? Почему в российском судействе остается все меньше личностей, неизменно входящих в противодействие с системой? И разве не с этого надо начинать в глобальном смысле - вместо того, чтобы обвинять "коррупционера" Мосякина, не имея доказательств его вины?
Скандалы в российском судействе были, есть и будут, даже если мы заменим всех наших Пупкиных Коллинами и Урсами Майерами. Поэтому значительно важнее другое: создать такую структуру, такую обстановку, чтобы Пупкиным безоговорочно верилось, чтобы за их ошибками не маячили уши предвзятости, привидевшиеся даже президенту РФС. Пока не создадим, будем костерить судей на чем свет стоит. Как бы они ни судили.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ