Газета Спорт-Экспресс № 215 (5092) от 25 сентября 2009 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 25 сентября 2009 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ

Интервью "СЭ" дал тренер вратарей "Вашингтон Кэпиталз", двукратный чемпион мира в составе сборной СССР.

Артур ИРБЕ: "ВАРЛАМОВ - НЕ МАЛЬЧИК, НО МУЖ!"

Слава МАЛАМУД

из Арлингтона

Главный тренер "Вашингтона" Брюс Будро, большой сторонник разделения труда, считает, что с вратарем команды ему лучше не разговаривать вообще. Чем меньше поводов о чем-то спрашивать голкипера - тем лучше. Тем более что для этих целей существует специально нанятый человек. Да какой!

Ни для кого не секрет, что Артура Ирбе взяли в "Вашингтон" специально "под Варламова". Авторитетнейший, опытнейший голкипер, один из самых оригинальных и умных людей в тренерском мире, да еще и русскоязычный! Для Варламова, страдавшего весь прошлый сезон от недостатка "обратной связи" с тренерами, это было просто находкой.

О том, чем стал человек по прозвищу Арчи для вашингтонских журналистов, лучше и не говорить. Более общительного члена команды в "Кэпиталз" не было, наверное, никогда. Ирбе отвечает на вопросы обстоятельно, аккуратно, стараясь ничего не упустить, и американские репортеры, привыкшие к тренерской флегматичности, теряются и недоумевают. Пресс-служба клуба уже решила предоставлять Артура прессе в последнюю очередь - иначе журналисты попросту не успеют поймать никого другого.

Ну а ваш корреспондент, выгадавший себе эксклюзив с легендой хоккейной Латвии, получил от общения массу удовольствия. И посадил батарейки в диктофоне. Ирбе, как видите, и сейчас неповторим.

- Как вам наш паренек?

- Какой же он паренек? Скоро настоящий мужик будет! Молодой, конечно, но если судить по отношению к своему делу, то он уже зрелый игрок.

- Рады были попасть именно в "Кэпиталз"?

- Мне, конечно, помогло то, что здесь играет Семен. Знание русского языка было важным фактором. Кроме того, мой бывший агент - сейчас агент Семена. Он и дал мне знать, что в НХЛ открывается место тренера вратарей.

- На какой стадии развития сейчас находится Варламов?

- За первые пару недель это трудно определить. К тому же техника у него уже поставлена. У некоторых в таком возрасте она бывает получше, у некоторых - похуже, но у каждого вратаря свои темпы развития. Другое дело - отношение игрока к своим обязанностям и его... как бы это сказать... вратарское мышление. Мне сразу стало ясно, что Варламов - настоящий боец, борется за каждую шайбу и вообще целеустремленный парень. А это самое главное. Мышление его тоже, я бы сказал, вполне подходит для НХЛ.

- Готов он стать основным вратарем в НХЛ прямо сейчас?

- Это он должен игрой доказать. Но все предпосылки для этого у него есть.

- Варламов исповедует современный стиль "баттерфляй". Это не представляет для вас, человека старой закалки, каких-либо сложностей?

- А я бы не назвал его классическим "баттерфляйцем". Он скорее гибридный вратарь. В классической школе "баттерфляя" вратарь падает на щитки на каждом броске и старается занять как можно больше места в воротах. А потом - либо поймать шайбу, либо управлять отскоками. У Семена стиль слегка другой. Он может остаться на ногах, отлично катается и здорово работает руками. Да и вообще, вратарю нет смысла подстраиваться под один стиль. Каждый человек ведь имеет свои специфические сильные стороны, которые надо использовать. Например, такие игроки, как Мартин Бродер и Роберто, Луонго, не придерживались какого-то одного стиля, а вывели свои собственные. Да и сам Патрик Руа, который изобрел "баттерфляй", в начале своей карьеры был совершенно другим, классическим вратарем.

Вратарю необходимо все время что-то менять в своей игре, успевать за развитием хоккея. Игра ведь не стоит на месте: клюшки становятся лучше, игроки - сильнее и быстрее. Вот и Семен лет через пять заиграет по-другому. Я на протяжении всей своей карьеры постоянно учился чему-то новому. А карьера у меня была длинная.

- И интересная. Кстати, это правда, что вы до сих пор имеете статус легенды в Сан-Хосе?

- Я там лет пять не был, так что сказать трудно. Вот съездим туда к Новому году (мы как раз в конце декабря там играем), тогда и узнаю. У меня там, конечно, очень много друзей. И дом еще остался. Этот город глубоко запал мне в сердце.

- Самые яркие моменты вашей карьеры - финал чемпионата СССР-88 и финал Кубка Стэнли-2002?

- Да уж. Оба раза мне пришлось капитулировать. И за соперников оба раза выступал некий игрок, которого тут прозвали Профессором (Игорь Ларионов. - Прим. "СЭ"). И которого я очень уважаю. Наверняка его игра во многом "виновата" в том, что я не смог выиграть в этих финалах. В 2002-м ведь именно он забил мне победный гол - в третьем овертайме. Но все-таки серебряные медали с рижским "Динамо" были для меня особенным призом. Это был мой выход на большую хоккейную арену. И проиграли мы почти что сборной СССР. У нас-то в том году был только один сборник - вратарь Виталик Самойлов, которого мне пришлось заменить по ходу сезона.

- Так сложилось, что вы всегда играли за "золушку" - команду, которой не давали шансов: "Динамо", "Сан-Хосе", "Каролину", сборную Латвии.

- Да, как началось, так и продолжилось. По-моему, я никогда в своей карьере за фаворита не играл. Разве что один год в "Далласе" (сезон-96/97. - Прим. С.М.), но тогда я был запасным - Энди Муг проводил лучший чемпионат в своей карьере. А так - вся жизнь в "андердогах" (underdog - американский термин, означающий "аутсайдер" или "темная лошадка". - Прим. С.М.). Видимо, печать на меня такую поставили. Хотя я ни в коем случае не жалею.

- Менеджеры команд НХЛ с вами намучились. Вы ведь всю карьеру играли в старых щитках и допотопном шлеме с маской, каких давно никто не производил. Говорили, что заказывать для вас оборудование было сущим наказанием.

- Это правда. Я терпеть не мог современные вратарские маски. В них видимость другая, а слышимости почти нет. Для меня же игра - это не только то, что я вижу, но и то, что я слышу. То, как режут лед коньки, как отскакивает шайба, как ударяет по ней клюшка. Это были очень важные нюансы, которые подсказывали мне развитие событий. Такая вот у нас глубокая профессия.

- С Варламовым делитесь подобными советами?

- Да, только что разговаривали о форме. Семену нужно было заказывать себе новую амуницию, и было очень интересно с ним это разбирать. Там ведь много специфических вещей. Например, выбирает себе вратарь нагрудник - какой ему брать? Пожестче, чтобы шайба от плеча сразу в угол отлетала, или помягче, чтобы прямо к ногам падала и можно было ее сразу накрыть? Это от вратаря зависит. Вот так вместе и решали эти вопросы. Для Семена-то это все в новинку, а у меня опыт - вон какой.