ФУТБОЛ
Вчера не стало легендарного форварда ЦДКА Валентина Николаева - пятикратного чемпиона страны и трехкратного обладателя кубка. Лучшего бомбардира двух первых послевоенных чемпионатов СССР.
УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ ПОСЛЕДНИЙ ИЗ КОМАНДЫ "ЛЕЙТЕНАНТОВ"
Первым из игроков знаменитого ЦДКА Бориса Аркадьева, блиставшего во второй половине сороковых - начале пятидесятых годов ХХ века, покинул этот мир Григорий Федотов. Было это в декабре 57-го. Последним - Николаев. Он умер в госпитале на 89-м году жизни. Круг замкнулся.
Николаев был не только замечательным футболистом команды-легенды и успешным тренером, но и чудесным человеком. Так получилось, что буквально на днях мне рассказывал о нем Вагиз Хидиятуллин, который играл у него в молодежной сборной. Вспомнил и такое: "Николаев речей в раздевалке не произносил. Говорил только: впереди, мол, играйте побыстрее, сзади понадежнее. И все. Но это такой человек был, что мы землю готовы были за него грызть. И сколько выигрывали!"
Николаев забил 111 голов в зачет Клуба своего одноклубника Федотова. Завоевал с молодежкой два золота чемпионата Европы. Стал заслуженным мастером спорта и заслуженным тренером СССР, был награжден высокими государственными наградами и написал книгу "Я - из ЦДКА!". Какой послужной список!
Однажды мы гуляли по Москве с другой легендой команды "лейтенантов" - Юрием Нырковым. Когда дошли до "Сокола", он указал в сторону так называемого "генеральского" дома:
- Вон там Валентин живет. Исключительный человек. Настолько порядочный, что Аркадьев только ему поручал кроссы проводить. Знал: Николаев не свернет, до самого конца добежит и обратно вернется. А ты за ним по раскаленному асфальту в Сухуми метры считай...
От интервью в последние годы Николаев устало открещивался: "Найдите кого-нибудь помоложе, памяти совсем нет". Собрался с силами на пару бесед к 85-летию - и все. Еще недавно Валентин Александрович выходил погулять в скверик возле того самого дома, где едва слышен шум Ленинградского проспекта. А из окон смотрели на него, совсем седого "лейтенанта", вдовы Анатолия Тарасова, Всеволода Боброва, Алексея Гринина.
В этом доме, отделанном гранитом, когда-то жило очень много великих спортсменов. Теперь не осталось, кажется, никого. Лишь перила подъездов помнят тепло рук Всеволода Боброва, Александра Гомельского и Валентина Николаева...
Юрий ГОЛЫШАК
Журналисты "СЭ" выражают глубокое соболезнование родным и близким Валентина Александровича.