ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ГРАН-ПРИ
Вчера в Москве стартовал этап "Гран-при". Главным событием первого дня, безусловно, стало выступление олимпийского чемпиона Турина Евгения Плющенко.
ПЛЮЩЕНКО ПОКАЗАЛ, КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
с Ходынского поля |
В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ
Программа первого дня соревнований по традиции начиналась и заканчивалась танцами. После исполнения обязательного танго турнирную таблицу, как и предполагалось, возглавили американцы Мэрил Дэвис и Чарли Уайт. Сильнейшая среди участников российская пара Екатерина Рублева и Иван Шефер заняла третье место, уступая 7,54 лидерам и 2,40 итальянскому дуэту Анна Капеллини/Лука Ланотте. При этом Катя и Иван показали свой лучший результат по сумме баллов (30,33) и сохранили шанс подобраться ко второй позиции еще ближе. А ведь судьи по умолчанию воспринимают итальянский дуэт (благодаря пятому месту на чемпионате Европы в Хельсинки) как более элитный, нежели любой из трех российских.
Танго "Романтика", включенное в перечень обязательных танцев как дань уважения выдающимся танцорам прошлого и первым олимпийским чемпионам в этом виде программы Людмиле Пахомовой и Александру Горшкову, всегда считалось у фигуристов одной из наиболее интересных композиций. Тренер Рублевой и Шефера (и сам известный в прошлом фигурист) Александр Свинин заметил по этому поводу, что танец довольно сложен, хотя в его "обязательном" варианте отсутствуют некоторые шаги, которые в свое время придумала для Пахомовой и Горшкова их наставник - великая Елена Чайковская. Но главная сложность заключается не столько в технике, сколько в способности спортсменов выразить характер танго, передать зрителям настроение танца. Наверное, поэтому "Романтика" и была включена в список обязательных почти сразу после того, как Пахомова и Горшков впервые исполнили ее на соревнованиях.
Подобные композиции невольно заставляют зрителя возвращаться воспоминаниями в прошлое. Задуматься о том, что "большие" танцы, по сути, и начались с Чайковской, Пахомовой и Горшкова. Именно они проложили танцорам путь на олимпийские арены и, по сути, стали первопроходцами. В эталонной технике в том числе. Остальные были уже последователями.
С этой точки зрения состязания танцоров на Ходынке являли яркую картину связи времен: Дэвис и Уайта выводила на лед ученица Чайковской Марина Зуева. Рублеву и Шефера - ученик Чайковской Свинин. И хотя Россию представляла лишь одна из этих пар, наблюдать за их выступлениями было чертовски приятно.
ТЕПЕРЬ - ВСЕРЬЕЗ
"Давненько такого не наблюдалось", - удовлетворенно сказал Плющенко, увидев внушительную толпу журналистов в микст-зоне. И без предисловий, словно не желая тратить ни минуты лишнего времени, приступил к комментарию:
- Было несколько непривычно кататься первым. Настолько, что даже утром, еще лежа в кровати, я сказал сам себе: "Ну и что, что первый? На Играх в Турине я тоже катался впереди всех основных соперников, и это совершенно не помешало мне выиграть. В целом я удовлетворен своим первым стартом. Два предыдущих выступления - в Санкт-Петербурге и Перми - в данном случае в расчет не беру. Здесь совершенно другое волнение, другой настрой, другая атмосфера. Все другое. Очень доволен каскадом (4+3. - Прим. Е.В.) - он получился на "ура", как и тройной аксель. А вот потом, видимо, я просто потерял бдительность, решил, что самое сложное уже сделал и можно расслабиться. Но это будет уроком на будущее...
Комментируя выступление своего фигуриста, его тренер Алексей Мишин заметил: "Совершенно не исключал, что Плющенко проиграет первые старты. Более того, старался заранее настроить Евгения на то, что международный дебют может получиться обескураживающим".
Собственно, если подойти к вчерашнему выступлению Плющенко максимально критично, нельзя не признать, что недостатков хватало. Программа, в которой вместо трех прыжковых элементов лидер выполняет лишь два, могла бы в любой другой ситуации считаться проваленной. Но в данном случае ошибка в тройном лутце (Плющенко прыгнул очень коряво, исполнил двойной и получил за элемент всего 0,90) не имела никакого значения. Еще по первым, российским выступлениям и тренировкам на Ходынке было понятно: технических проблем с этим прыжком у олимпийского чемпиона нет, а значит, ошибка - не более чем случайность.
"Сырость" дорожек и вращений тоже не могла считаться поводом для переживаний: у Мишина и Плющенко достаточно времени для того, чтобы отработать программу до автоматизма. Евгений и сам сказал:
- Надо просто работать, и все встанет на места. Главный старт у меня - Олимпийские игры, а это не скоро. Этап "Гран-при" хотя и крупные соревнования, но никакого значения для меня они по большому счету не имеют.
На второй оценке Плющенко - за компоненты катания - судьи экономить не стали. Сумма составила 38,45, а результат в целом - 82,25. Ответ на вопрос "Кто в доме хозяин?" был получен.
Впрочем, никто из соперников заведомо не имел шансов подвинуть российского лидера с первой строчки: бронзовый призер чемпионата мира-2008 Джонни Вейр не сумел прыгнуть в каскаде второй тройной прыжок (ограничился двойным), дважды бронзовый призер чемпионатов Европы бельгиец Кевин ван дер Перрен начал свою программу с двойного акселя вместо тройного, а японцу Такахико Козуке, сумевшему откатать программу безупречно, явно не хватило "выслуги лет" - его традиционно придержали и первой оценкой, и второй.
СПОТКНУЛИСЬ...
Падение Юко Кавагути в самом начале короткой программы на тройном прыжке заметно выбило фигуристку из колеи до самого конца программы. Юко изо всех сил сдерживала себя, пока ожидала оценок и во время разговора с журналистами в микст-зоне, но ее истинное состояние все-таки прорвалось наружу: закончив интервью, спортсменка столь резким движением подхватила подаренные цветы, что у роз отлетели головки.
Ошибка действительно была болезненной. И повлекла за собой слишком тяжелые последствия. Мало того что за прыжок Кавагути и ее партнер Александр Смирнов получили всего один балл, так еще балл был снят с результата за факт падения.
Лидерами стали чемпионы мира-2006 Цинь Пан/Цзян Тон, опередившие россиян на 3,78. Столь небольшим разрыв получился потому, что китайцы тоже остались без прыжка: партнер выполнил двойной тулуп вместо тройного, и общая сумма заработанных на элементе очков составила 0,94.
Американцы Кина Маклафлин/Рокне Брубейкер подобрались к Кавагути/Смирнову совсем плотно - проиграли 0,28. Большим сюрпризом стало присутствие рядом с этой парой 80-летнего Джона Никса, знаменитого не только тем, что он является самым старым и опытным из американских тренеров, но и фактом "открытия" Саши Коэн (у него она когда-то начинала кататься и к нему же вернулась за год до Игр в Турине). После Игр-2006 Никс помышлял вообще отойти от тренерской работы, но, видно, увлекся новыми спортсменами. В Москве он сказал, что по-прежнему консультирует Коэн, поскольку и ему, и ей это удобно: фигуристка и ее бывший наставник живут в Калифорнии неподалеку друг от друга, и как минимум раз в неделю Саша появляется у Никса на катке. На вопрос, не обиделся ли он на то, что ученица, вернувшись в спорт, выбрала для постоянной работы другого специалиста, Никс ответил:
- Коэн вообще свойственно часто менять тренеров, так что я не в обиде. Иногда это идет на пользу.
В ЛОВУШКЕ
Шестое место экс-чемпионки мира Мао Асады стало, пожалуй, ничуть не меньшим потрясением для зала, нежели лучший результат чемпионки Европы-2004 Юлии Себестьян. 28-летняя венгерка имеет, пожалуй, самый длительный стаж выступлений на высшем уровне (в европейских первенствах она участвует с 1995 года), но сложно было предположить, что в присутствии двух обладательниц высших мировых титулов (Асады и Мики Андо) она вообще сумеет подняться выше третьей позиции.
Впрочем, это относилось не только к Себестьян, но и ко всем участницам без исключения. Но получилось совсем иначе.
Андо не справилась с каскадом (сделала второй прыжок в "недокрут" и на две ноги) и с тройным флипом, который тоже засчитали как двойной. Но ее неприятности не шли ни в какое сравнение с тем, что выпало на долю Асады. Уникальный тройной аксель в каскаде японке в очередной раз не удался - был засчитан как двойной, но второго прыжка - а соответственно и каскада - не получилось. Этой ошибкой (точнее - именно такой) Асада сама себе устроила ловушку. Одним из восьми обязательных элементов в женской программе является сольный двойной аксель, но поскольку в протоколе этот прыжок был спортсменке уже засчитан, то аксель (прекрасно выполненный, кстати) был расценен как повторный, а в этом случае оценка за элемент аннулируется.
Плюс ко всему Мао просрочила время катания, за что получила "минус балл".
Победительница юниорского первенства мира Алена Леонова пока четвертая.
Второй этап "Гран-при". Москва. Ледовый дворец "Мегаспорт"
Обязательный танец. 1. Дэвис/Уайт (США) - 37,87. 2. Капеллини/Ланотте (Италия) - 32,73. 3. РУБЛЕВА/ШЕФЕР - 30,33. 4. Крон/Пуарье (Канада) - 29,94. 5. Копели/Стагнюнас (Литва) - 29,39. 6. Мысливечкова/Новак (Чехия) - 28,08. 7. ПЛАТОНОВА/ГРАЧЕВ - 27,93. 8. РЯЗАНОВА/ТКАЧЕНКО - 27,89.
Мужчины. Короткая программа. 1. ПЛЮЩЕНКО - 82,25. 2. Козука (Япония) - 75,50. 3. Вейр (США) - 72,57. 4. БОРОДУЛИН - 72,07. 5. Шультхайсс (Швеция) - 67,94. 6. ТРЕТЬЯКОВ - 65,10.
Пары. Короткая программа. 1. Цинь Пан/Цзян Тон (Китай) - 65,40. 2. КАВАГУТИ/СМИРНОВ - 61,62. 3. Маклафлин/Брубейкер (США) - 61,34. 4. БАЗАРОВА/ЛАРИОНОВ - 54,42. 5. Делла Моника/Кокон (Италия) - 53,56. 6. МАРТЮШЕВА/РОГОНОВ - 51,94.
Женщины. Короткая программа. 1. Себестьян (Венгрия) - 57,94. 2. Чизни (США) - 57,64. 3. Андо (Япония) - 57,18. 4. ЛЕОНОВА - 56,78. 5. Вагнер (США) - 55,16. 6. Асада (Япония) - 51,94... 8. ГОЗЕВА - 51,08. 9. Гербольдт - 42,64.