ФУТБОЛ
РАЗГОВОР ПО ПЯТНИЦАМ
Олег РОМАНЦЕВ: "ШЕВЧЕНКО - СПАРТАКОВСКИЙ ИГРОК"
Юрий ГОЛЫШАК, Александр КРУЖКОВ
Он не большой любитель гостей. Тем удивительнее было получить приглашение в квартиру Романцева на Остоженке. Олег Иванович - мягок и приветлив, подливает кофе. А мы украдкой оглядываемся по сторонам - замечаем камин, старинные книги, картины. И полную пепельницу окурков.
- Курите много.
- Не больше, чем раньше. При советской власти нам 60 долларов давали на три недели за границей. Так я с собой "Яву" вез. Если в Европе кто сигаретой угостит - потом неделю вспоминаешь: "Мальборо" попробовал…"
* * *
- Неделю назад прошел слух, что вы рассматривались кандидатом в сборную Польши.
- Может, кто-то и звонил. Насчет Польши - узнал от вас. Меня сложно найти. Мой домашний телефон никому не известен, а мобильный беру, только если знаю номер.
- Вы еще будете главным тренером?
- В ближайшее время - едва ли. Не стоит обманывать людей. У меня нынче приблизительно то же настроение, с которым уходил из "Спартака". Нет энтузиазма. Да, я с удовольствием бываю на спартаковских тренировках, но порой ловлю себя на мысли: а если б за все здесь отвечал исключительно я?
- И что?
- Не готов. Двухразовая тренировка, установка, ожидание, сама игра, на лавке сидеть… Нет, пока не смогу. Однозначно.
- В Тарасовку наведываетесь пару раз в неделю?
- Около того. Иногда приезжаю для фарта - как-то заметили: если я присутствую на предыгровой тренировке, "Спартак" побеждает. Для меня это очень важный момент.
- Какие у вас приметы?
- Они мне еще понадобятся, поэтому не скажу. Могу рассказать случай, как 16-летним сыграл первый матч за "Автомобилист". У нас заболел Вадик Осадчий, отличный футболист. 11-й номер. И взяли меня на выезд в Прокопьевск. Никак не рассчитывал, что в основу поставят. Перед игрой с Тархановым в кино пошли, на 11-часовой сеанс. Сашка билет мне передает - смотрю: 11-й ряд, 11-е место. Потом меня на поле выпускают, выдав майку Осадчего под 11-м номером. И на 11-й минуте я забиваю гол! Как после этого не считать "11" счастливым числом?
- С Федуном знакомы?
- Разумеется.
- Какое Леонид Арнольдович произвел впечатление? У вас своеобразный опыт общения с олигархами.
- О Федуне мнение сейчас изменилось. Раньше в "Спартаке" появлялись посторонние. Теперь же в команде люди, которые, на мой взгляд, нужны. Игроков берут тех, которые действительно необходимы тренерам. Мне кажется, Федун футболом или заинтересовался, или набрался опыта.
- "Посторонние" - это, простите, кто?
- Некоторые тренеры. Не очень старательно работали. Брали футболистов, которые ни по каким параметрам в спартаковскую игру не могли вписаться.
- В конце прошлого сезона Карпин сказал, что в "Спартаке" Романцева из того состава мог бы играть разве что Плетикоса. Кого назовете вы?
- Сегодня Валера наверняка скажет другое. Наш "Спартак" - я всегда буду называть его "наш" - стал узнаваемым. В фуфайки этих ребят одень - ясно будет, что играет "Спартак". Это большое дело.
- Так кто из нынешних заиграл бы в "Спартаке" 90-х?
- Алекс и Веллитон. Не скажу, что точно играли бы, но конкуренцию могли составить. Это очень хорошие игроки.
- На стадион ходите?
- Нет. Слишком уж часто я был на стадионах прежде. Пока не тянет.
- Какой-нибудь матч из 90-х за последнее время пересматривали?
- С интересом посмотрел встречу Бразилия - СССР 1980 года. Я там играл.
- Нам Вагиз Хидиятуллин недавно рассказывал, как достал запись этого матча. И поразился, насколько медленно передвигались обе команды.
- Он просто забыл, на каком поле мы играли. "Маракана" - огород. Какая там может быть скорость? Посмотрите другие наши матчи - к примеру, против "Реала". Мы летали не хуже, чем нынешние.
* * *
- В какой момент сделали для себя открытие, что легко можете обходиться без футбола?
- Я такого открытия не делал. Однажды понял, что мне неохота идти на работу. Вот неохота, и все. Если вкалывать через силу - хорошего не жди. Творчества не будет. Это Николай Петрович до самой смерти горел работой, а у меня такого горения нет. Вспомнил эпизод: девяностолетний Старостин выходил из ванной и сломал два ребра. Сидит у себя в кабинете, я чувствую - что-то ему неуютно, морщится. "Что такое, Николай Петрович?" - "Какой-то дурень в метро толкнул. А у меня ребра сломаны".
- Почему на машине не ездил?
- Любил на метро. Хотя и машина, и водитель были.
- Мы как-то видели Старостина в метро - шел с зонтом быстрым-быстрым шагом, вверх по лестнице.
- Никогда не стоял! Хоть вверх, хоть вниз! Его и толкнули-то, когда он поднимался по эскалатору. А сейчас у некоторых футболистов чирей вскочил - и он лечится, держится за все места. Только в бухгалтерию готов бежать.
- Деньги для вас всегда были на десятом плане?
- Я никогда много не получал, не "кучерявил". Живу скромно. Есть чувство независимости - потому что потребности мои минимальные. Мне не нужен Porsche и дом в Майами. Это сроду не интересовало. И никому не завидовал.
- И без Porsche у вас автомобиль славный. Кажется, несколько лет назад ездили на Lincoln Navigator?
- Он и остался, ему уже лет восемь. Пока не подводит.
- Давно поселились на Остоженке? Прежде-то жили в районе стадиона "Локомотив".
- Уже семь лет. С этой квартирой повезло. Знакомые продавали недорого, им надо было срочно уезжать. Я занял-перезанял по друзьям и въехал. Честно говоря, не очень к ней привык. Стараемся с женой побольше бывать на природе. На два-три дня в неделю выезжаем из Москвы. Отправляюсь далеко - зато там чистый воздух, рыба, речка.
- Это в Мосальск?
- Да, Калужская область. Еще и от Мосальска 12 километров.
- Юрий Ковтун с гордостью рассказывал, что он ваш сосед по коттеджу.
- Да, да! Этот коттедж под Москвой мы десятый год строим. Никак закончить не можем.
- Что мешает?
- Стройка требует приличных денег.
- А в Калужской области дом что надо?
- Там и дома-то нет, рыбацкая фазенда. Деревянный домик, удобства во дворе. Речка, правда, прямо под окном. Меня привлекает природа, больше ничего.
Окончание - стр. 8