Газета Спорт-Экспресс № 250 (5127) от 6 ноября 2009 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 7 ноября 2009 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

С Виталием ПЕТРОВЫМ

ФЕТТЕЛЮ НЕ ХВАТИЛО ВСЕГО ЧУТЬ-ЧУТЬ

Решающим в борьбе за главные трофеи чемпионата стал "Гран-при Бразилии", последняя же гонка сезона в Абу-Даби ответила на вопросы о вице-чемпионе, которым стал Себастьян Феттель, и обладателе третьего места в Кубке конструкторов, которое завоевал "Макларен".

На протяжении всего сезона-2009 разбираться в нюансах "Гран-при" "Формулы-1" читателям "СЭ" помогал Виталий Петров - 24-летний российский пилот, ставший в этом году вице-чемпионом популярной серии GP2 в составе испанской команды Barwa Addax. После "Гран-при Абу-Даби" мы изменили традиции - поскольку чемпион мира и обладатель Кубка конструкторов уже был известен, решили опустить события на "Яс Марина" и поговорить об итогах года.

- Чемпионат закончился. Он был интересен вам как зрителю?

- О да! Этот сезон был совершенно непредсказуемым. Еще в прошлом году на главных ролях были "Макларен" и "Феррари", которые в первой же гонке 2009-го, мягко говоря, не блеснули, и вперед вырвался, извините за резкость, неизвестно кто - "Браун". Дальше больше - Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло начали столь стремительно отрываться от остальных, что это производило просто обескураживающее впечатление. Ну кто бы мог подумать, что все пойдет вот так - кувырком? И что в роли основных догоняющих выступят не пилоты "Макларена" и "Феррари", чемпионы мира Льюис Хэмилтон или Кими Райкконен, а Себастьян Феттель?

С другой стороны, если говорить о развитии событий по ходу сезона, то все случилось вполне предсказуемо. Каждый раз, обсуждая "Гран-при", мы говорили о том, что вот-вот все должно выровняться, что остальные участники чемпионата подтянутся к лидеру. Так ведь и случилось - все освоились с пресловутыми диффузорами, доработали машины, и вперед выдвинулись и "Макларен", и "Феррари", и "Ред Булл". Последнему и вовсе лишь чуть-чуть не хватило до победного рывка, победного финала.

- Считаете, будь в календаре еще пара-тройка гонок, и Феттель завоевал бы победу в чемпионате?

- Да. Ведь пилоты "Брауна" в концовке года, как ни старались, уже не могли демонстрировать тех результатов, что на старте. Баттон отлично ехал в первой половине сезона - и скорость у его машины была высока, и сам он явно к автомобилю приноровился. Потом же британцу оставалось только изо всех сил стараться удержать хоть какое-то преимущество в общем зачете. И это было ох как тяжело…

- Это вы как зритель говорите. А как гонщику вам было интересно смотреть на происходившее?

- Да. Потому что надоело из года в год наблюдать за тем, как за чемпионский титул борются максимум два человека. Тем более когда во всех гонках доминируют один или два гонщика, это неинтересно.

- В последние десятилетия в "Формуле-1" были явные лидеры - "Феррари", "Макларен", "Бенеттон" (позже "Рено") и "Уильямс". Больше на вершине никто не оказывался…

- И вдруг прорыв - лучшей стала команда с другим названием. Одно это наверняка всколыхнуло дополнительный интерес к "Формуле-1". Это как в футболе, где есть известные в этом виде спорта страны: Бразилия, Германия, Италия, Франция. Но когда чемпионат Европы берет и выигрывает Греция, это удивляет многих и повышает интерес к игре. Думаю, в следующем году мы будем смотреть гонки еще пристальнее. Сезон-2010 опять может получиться сложным: новые команды, новые машины, новые пилоты.

- Если вспоминать гонки прошедшего сезона, была ли среди них такая, которая понравилась вам больше остальных?

- А я не хотел бы выделять какую-то одну гонку. Все они были наполнены интригой.

- Вам как пилоту больше интересны тактические гоночные моменты или реальные обгоны?

- Никакая тактика, придуманная командой, не сработает, если гонщик будет не в состоянии обогнать соперников. Ведь очень часто команда разрабатывает для пилота гонку с учетом того, что тот из первого поворота выйдет лидером. Если же этого не происходит, все предстартовые расклады и прогнозы команды уже никуда не годятся.

Вообще позиции зрителя и гонщика противоположны. Болельщикам интересно наблюдать обгоны, смену лидеров, плотную борьбу и еще много чего. Пилот же мечтает о самой простой гонке - стартовал с поул-позишн, лидировал, финишировал первым. Это идеальный результат.

- Как считаете, благодаря чему получился в сезоне-2009 такой спектакль? Может быть, этому способствовало изменение технических правил?

- Естественно. Было много новшеств и перемен, в результате которых возможности крупных команд с большими бюджетами уравнялись с возможностями команд, скажем так, средней руки. Для победы надо было угадать, в каком направлении пойти в техническом поиске, и это получилось у вновь созданной "Браун".

- Так значит, ФИА поступает правильно, все время меняя правила и технический регламент?

- Думаю, да. В таких меняющихся условиях командам приходится сложнее. Преуспевает тот, кто первым поймет правильность настроек машины. В итоге у "Брауна" все было сделано правильно, у "Ред Булла" - неплохо, а вот остальные отнюдь не блистали.

- "Браун" - команда, созданная меньше года назад, - выиграла чемпионат. Значит ли это, что кто угодно может прийти в "Формулу-1" и сразу же преуспеть?

- (Смеется.) На самом деле эта команда не появилась из ниоткуда. "Браун" - это продолжение "Хонды", с ее разработками и финансовыми вложениями. К тому же Росс Браун - опытный руководитель, не единожды приводивший команды, в которых работал, к чемпионству. В общем, "Браун" - это старый, хорошо известный коллектив специалистов, поменявший свое название. В их успехе как раз ничего удивительного нет. Другое дело, что именно они угадали правильное направление.

- В будущем году в "Формуле-1" будет несколько дебютантов - и команд, и пилотов. На что могут рассчитывать новички?

- Тяжело сказать. Хэмилтон ведь тоже был новичком, но в первый же год боролся за чемпионский титул. Он просто лучше других понял машину и то, как ею надо управлять. Естественно, в этом ему помог "Макларен", который тогда был одним из сильнейших в пелотоне.

- Более ранний пример - Жак Вильнев. Канадец пришел в чемпионскую команду "Уильямс" и в первый же год боролся за титул с Дэмоном Хиллом, а в следующем сезоне выиграл титул.

- Это редкий случай. И правильно замечено - команда была чемпионская. Смогут ли проделать подобное дебютанты сезона-2010? Вряд ли. С другой стороны, может быть, кто-то из них уже разработал бомбу, которая взорвет "Формулу-1", как это сделали диффузоры "Брауна".

- Если сравнить команды, скажем, серии GP2 и "Формулы-1", то они сильно разнятся по количеству участников и другим параметрам?

- Главное, чем отличается "Формула-1" - количеством технических разработок и применяемых технологий. В GP2 есть наработки всего пары лет, и если автомобилю, скажем, добавляют лошадей, то для пилота это небольшая проблема, к которой можно адаптироваться. В "Формуле-1" наработок миллион! Представляете, что такое выбрать из миллиона вариантов правильный?

- В будущем сезоне ФИА вновь изменяет регламент и вводит запрет на дозаправки. Это сможет так же сильно повлиять на расклад сил, как произошло в нынешнем году?

- Не думаю. Этот переход дастся командам легче, хотя автомобиль придется менять. Посмотрим, как у кого это получится. Мне кажется, сейчас "Фор-мула-1" стала интереснее. Сезон-2009 показал, что преуспеть в чемпионате может не только команда, выступающая 30 лет.

Лина ХОЛИНА

Чемпионат мира

1. Баттон (Великобритания, "Браун-Мерседес") - 95 очков. 2. Феттель (Германия, "Ред Булл-Рено") - 84. 3. Баррикелло (Бразилия, "Браун-Мерседес") - 77. 4. Уэббер (Австралия, "Ред Булл-Рено") - 69,5. 5. Хэмилтон (Великобритания, "Макларен-Мерседес") - 49. 6. Райкконен (Финляндия, "Феррари") - 48. 7. Росберг (Германия, "Уильямс-Тойота") - 34,5. 8. Трулли (Италия, "Тойота") - 32,5. 9. Алонсо (Испания, "Рено") - 26. 10. Глок (Германия, "Тойота") - 24. 11. Масса (Бразилия, "Феррари") - 22. 12. Ковалайнен (Финляндия, "Макларен-Мерседес") - 22. 13. Хайдфельд (Германия, "БМВ Заубер") - 19. 14. Кубица (Польша, "Уильямс-Тойота") - 17. 15. Физикелла (Италия, "Форс Индия-Мерседес" и "Феррари") - 8. 16. Буеми (Швейцария, "Торо Россо-Феррари") - 6. 17. Сутиль (Германия, "Форс Индия-Мерседес") - 5. 18. Кобаяши (Япония, "Тойота") - 3. 19. Бурдас (Франция, "Торо Россо-Феррари") - 2.

Кубок конструкторов

1. Браун - 172. 2. Ред Булл - 153,5. 3. Макларен - 71. 4. Феррари - 70. 5. Тойота - 59,5. 6. БМВ Заубер - 36. 7. Уильямс - 34,5. 8. Рено - 26. 9. Форс Индия - 13. 10. Торо Россо - 8.