Газета Спорт-Экспресс № 263 (5140) от 21 ноября 2009 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 ноября 2009 | Экстремальные

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ

ВЫСОТА КАК ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ

24-летний житель Санкт-Петербурга Сергей Нефедов вместе с младшим братом Андреем, которому 21 год, - чемпионы России по альпинизму в скальном классе. Кроме того, братья занимаются роуп-джампингом и слэклайном. Об этих суперэкстремальных увлечениях и не только о них рассказал Сергей, побывавший в гостях у "СЭ".

- Скальный класс - единственный в альпинизме, где проводится очный чемпионат, это плюс или минус?

- На каком-то этапе спортивного роста участие в очных чемпионатах может быть огромным подспорьем, экономит несколько лет в твоем развитии.

- Учитывая, что скалы все разные, в каких вам комфортнее лазить?

- Больше всего люблю тренироваться в Крыму, где известняк. Он мне привычен, понятен по ощущениям. Еще нравится гранит, он гораздо прочнее, по-другому колется.

- Ходить с братом легче или сложнее?

- По психологической совместимости брат - лучший партнер. Между нами все уже давно сказано, поэтому прогнозируем реакцию друг друга на одно и то же событие. С братом можно быстрее договориться и двигаться к цели.

- Каким должен быть маршрут, чтобы он был вам интересен?

- Главное, чтобы был не мокрый, на сырых лезть очень тяжело. И еще он должен был логичным. То есть, только подойдя к стене, еще не зная маршрута, видишь, где и как пройти.

- Когда смотришь, как скалолаз передвигается без страховки, сердце в пятки уходит. А что ощущает тот, кто лезет?

- Когда висит страховочная веревка, ты расслаблен. Знаешь, что, если ошибешься, упадешь, даже если ударишься, веревка придет на помощь, ты повиснешь на ней. Когда ее нет, нельзя поддаваться страху, нужно быть полностью уверенным в себе.

- Вы как вообще к высоте относитесь, боитесь?

- Когда приезжаю в горы, поначалу боюсь. Через день-другой уже не страшно. Но в детстве очень боялся высоты. Да и сейчас воспринимаю ее как угрозу, как опасность для жизни. Не могу полностью расслабиться. Мне кажется, это мой плюс.

НА ЭВЕРЕСТ НЕ СОБИРАЮСЬ

- К чему вы стремитесь в лазанье?

- Есть свободное лазанье, а есть с использованием искусственных точек опоры (ИТО). Вначале я стремлюсь как можно больше проходить свободным лазаньем, а потом полностью отказаться от ИТО. С ИТО можно год не тренироваться, а потом приехать и успешно одолеть самый сложный маршрут. Чтобы проходить такие же маршруты свободным лазаньем, нужно постоянно быть в форме.

- Сколько и как вы тренируетесь?

- Три раза в неделю занимаюсь скалолазанием, а если добавить бассейн и йогу, то получается шесть - восемь раз.

- Братья Алекс и Томас Хуберы являются эталоном для скалолазов. Как оцениваете себя в сравнении с ними?

- До них нам очень далеко. У меня Red Point 7C, 7С+, у них - 8 С (Red Point - прохождение маршрута после нескольких попыток. Категория 7 - уровень профессионала, 8 - топ-скалолаза. - Прим. "СЭ"). Они могут проходить гораздо более сложные маршруты свободным лазаньем.

- Питерец Александр Одинцов реализует сейчас проект "Русский путь - стены мира". Не собираетесь к нему примкнуть?

- Нет. Эти экспедиции проходят на высотах шесть-семь тысяч метров, там холодно. Лезть свободно с голыми руками невозможно, а мне интересно именно свободное лазанье. С другой стороны, можно научиться лазать с помощью ледовых инструментов: ледорубов, кошек. Не виснуть на них, а держать в руках. Образно говоря, вместо пальцев у тебя будут когти. Тогда можно лезть в перчатках и ботинках. Если так, то такие стены были бы интересны, но в мировой практике подобного еще не случалось.

- А сходить на Эверест не хочется?

- Считается, что до 30 лет такая высота плохо переносится, это для более зрелых. А вообще хочется залезть на семитысячник Хан Тенгри - очень красивая пирамида.

РЕКОРД УСТОЯЛ

- Что заставило вас, успешного скалолаза, отойти от классического спорта и заняться роуп-джампингом ( прыжки с веревкой. - прим. "СЭ")?

- Нам нужен не альпинизм в чистом виде, а его побочные возможности. Умения и знания, полученные в альпинизме, мы хотим использовать в другой области, расширить круг интересов.

- Так объясните читателям, что такое роуп-джампинг?

- Представьте два 30-этажных небоскреба, находящиеся на расстоянии 30 метров друг от друга, между которыми натягивается веревка. В середине этой веревки определенным способом привязывается еще одна, которая идет к человеку, стоящему на любом из этих зданий. Когда он спрыгнет, из веревок получится буква "Т", на вертикальном конце которой висит человек.

- Как закрепляется альпинист на вертикальной веревке?

- Есть специальная система, в которой мы лазаем, нечто вроде веревочного сиденья с хорошо закрепленным поясом. Вот к этой системе и крепится на карабине веревка.

- Как снимают человека после прыжка, ведь он не достигает земли?

- Есть несколько способов. Первый: взять с собой легкую тонкую веревочку, привязав которую можно спуститься на землю. Второй: подяться на жумарах (жумар - механическое устройство для подъема по веревке. - прим. "СЭ") по вертикальной веревке до горизонтальной и по ней вернуться к точке отрыва. Третий: горизонтальную веревку с одной стороны "выдают" и вертикальная опускается до земли.

- Сколько вы уже занимаетесь такими прыжками?

- Два с половиной года. В Крыму сделали много первопрыжков - это все равно что первопрохождение в горах. У нас прыгнуть первый раз - значит раскрыть объект. Мы очень любим Крым и все приличные скалы там уже опрыгали.

- Знаю, что мировой рекорд американца Дэна Османа - 270 метров, а у вас?

- В Крыму есть совершенно отвесная скала высотой 230 метров. Мы прыгали с самой вершины, и до земли оставалось метров 20 - 30. Это был мой рекорд.

- Прошедшим летом, в Норвегии, вы собирались побить рекорд Османа, прыгнув на 300 метров. Все для этого уже было готово, но прыгать вы не стали, почему?

- В Норвегии высота скалы 700 метров, и после прыжка под тобой оставалось бы еще несколько сот метров. Ни один из способов спуска на землю, о которых я говорил, там не работал. Это одна из причин, почему не удалось прыгнуть.

- Говорят, еще и ветер помешал?

- Погода была ужасная. Постоянно лил дождь, который в сочетании с ветром и туманом заставлял сидеть в палатке. А если надумаешь прыгать - замерзнешь.

- Несмотря на все эти трудности, вы собираетесь повторить попытку в Норвегии. Это так?

- Еще свежи воспоминания, и пока не очень хочется туда возвращаться. Но знаю, через месяц-другой все забудется. Мы наконец-то придумали, как после прыжка довольно сложным способом притянуть человека к скале, не поднимая и не опуская его, и теперь на сто процентов уверены в успехе.

КАК В ЦИРКЕ

- Последний год вы активно осваиваете слэклайн. С виду прямо как в цирке - ходите по канату. Но разница-то, вероятно, есть?

- Это не канат, а стропа шириной 2,5 сантиметра. Довольно прочная, выдерживает до двух тонн. Для страховки натягивают две стропы, скрепленные скотчем. Делают это чаще всего между домами - системой блоков до состояния струны. В принципе натянутая на высоте стропа - та же горизонтальная веревка при прыжках. Но вместо прыжковой веревки у тебя короткая самостраховка - от пояса к стропе. Если сорвешься, по ней снова забираешься на стропу.

- На какой стропе по длине и высоте вы работаете?

- Проходил 36 метров без страховки в двух-трех метрах над землей. Со страховкой между домами было 17 метров на высоте 20 метров.

- Представить и то страшно! А вы что испытываете?

- Жуть. Голова блокируется, устойчивость пропадает.

- Как же заставить себя сделать первые шаги?

- Нужно представить, что ходишь невысоко над землей, и смотреть в одно место - в самую дальнюю точку стропы. Тогда кроме этой точки, для тебя ничего не существует - только ощущение баланса.

- А при срыве что чувствуешь?

- Повиснуть на руках не так страшно, как на веревке, к которой почему-то доверия меньше.

- И все-таки, своему оборудованию доверяете?

- Внизу оно надежное, хорошее, а на большой высоте проскальзывает мысль: а вдруг не выдержит? Но на самом деле если что и происходит, то только из-за безалаберного подхода к организации. Особенно в прыжках - из-за неслаженной работы команды, неточности расчета.

- Где фиксируются рекорды по прыжкам с веревкой?

- Рекорд занесен в книгу рекордов Гиннесса. Заявку, как мы выяснили уже в Норвегии, нужно подавать за два месяца и заплатить за это немалые деньги. У нас тогда и денег не было и время подачи заявки просрочили.

- Выиграв чемпионат страны, вы получили бонус - поездку в Йосемиты, культовое место всех скалолазов. Это была ваша голубая мечта?

- Да, и представьте, она осуществилась. Но сказка сказкой, а надо тренироваться, чтобы не ударить в грязь лицом. Должны были ехать в октябре, но наша спортивная форма оставляла желать лучшего, перенесли на апрель. Пока не знаем, какие маршруты будем ходить там. Может быть, пройдем один из классических - по Эль Капитану. Но в основном будем лазать такие маршруты, где можно набраться больше опыта.

- Где берете средства на ваши увлечения?

- Работаем промышленными альпинистами. До кризиса у нас в Питере за один день можно было заработать довольно много…

- Это сколько?

- В среднем пять тысяч рублей. Но сейчас приходится ограничивать потребности. Я даже избавился от своей маленькой машинки, чтобы не тратиться на ремонт и бензин. Добираюсь куда надо пешком или на велосипеде.

Елена РЕРИХ