ХОККЕЙ
КХЛ. СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ
Главным событием прошедшей недели в КХЛ стало, по версии "СЭ", заявление одного из самых титулованных клубов Швеции АИК о своем намерении вступить в Континентальную лигу.
КОРОЛЕВСКИЙ КАНДИДАТ
Да не обидятся на автора этих строк в Риге и Астане, но по-настоящему тяжеловесным международный статус КХЛ станет только после присоединения таких клубов, как АИК. В нашей лиге уже сейчас играют команды четырех стран, однако не секрет, что нынешние "легионеры" - птенцы одного со "Спартаком" и "Трактором" гнезда. Наши соседи рождались и развивались вокруг русского хоккейного полюса: рижское "Динамо" было постоянным участником первенства СССР, в Минске занимались огранкой Сергея Федорова и других честолюбивых дублеров для ЦСКА и сборной. В казахстанском хоккее выросла целая россыпь звезд новейшего российского чемпионата.
Переговоры же с АИК обещают стать началом того процесса, который отдельные силы Старого Света со страхом называют "русской экспансией в хоккейную Европу".
"В последние дни вся страна живет новостями о контактах стокгольмского клуба с русской лигой, - признается известный в прошлом защитник "Спартака" Сергей Фокин, который в последние годы живет в Швеции. - Обсуждают перспективы присоединения АИК к КХЛ, пытаются понять, что принесут такие события национальному хоккею. Не дожидаясь окончания эпопеи с АИК, свое желание пойти по пути коллег публично озвучили еще два клуба - "Лександ" и "Мальме".
Иметь в своем составе сразу три шведские команды - перспектива для нашей лиги, конечно, пока неблизкая. Но предположить, кому и насколько будет выгодно присоединение первой северной ласточки, "СЭ" попытался в этом материале.
"ПЯТАЯ КОЛОННА" В ХОККЕЙНОМ СЕРДЦЕ ШВЕЦИИ
Чем же вкусна аббревиатура АИК для молодой КХЛ?
Потенциальные новички нашей лиги в спортивном мире Швеции считаются едва ли главными тяжеловесами. АИК - скандинавский аналог наших "Спартака" или "Динамо". Причем "Спартака" и "Динамо" советских времен: стокгольмские партнеры КХЛ представляют собой огромное сообщество, в котором объединены профессиональные команды по самым разным видам спорта. В Швеции болеют за футбольный, гандбольный, бендийный АИК, под той же самой аббревиатурой работают секции легкой атлетики и гольфа. Хоккейная команда сообщества играет на самом легендарном в истории северной "шайбы" катке - "Юханнесхоф-арена" еще в 60-е годы принимала матчи чемпионата мира. В ста метрах от домашнего льда возвышается лучший дворец страны, суперсовременный "Глобен". Сами скандинавы называют этот ледовый анклав "хоккейным сердцем Швеции". Именно в "Глобене" АИК планирует выступать в будущем сезоне.
Клубная летопись кандидатов на вступление в КХЛ также впечатляет. Национальный чемпионат АИК выигрывал семь раз. Лучшим игроком всех времен считается Берье Сальминг. Этот шведский хоккеист на пару с Вячеславом Фетисовым был недавно признан лучшим защитником ХХ века. Звезды первой европейской величины в составе команды были всегда. Скажем, в 90-е за клуб из Стокгольма выступали лидеры непобедимой тогда сборной Чехии, хорошо знакомые болельщикам "Авангарда" Павел Патера и Мартин Прохазка.
Естественно, что огромная популярность и славная история превратили АИК в очень "вкусный" бренд. Оформив скандинавам прописку в Западной конференции, КХЛ получит свободный выход на богатейший рынок Швеции. Телевизионщики этой страны уже сейчас публично заявляют о готовности платить за показ русского хоккея серьезные деньги. О маркетинговых возможностях (продажа сувениров, хоккейной атрибутики, организация коммерческих турпоездок на гостевые матчи АИК) и говорить не приходится. У потенциальных новичков нашей лиги, по мнению многих шведских источников, самые многочисленные и преданные болельщики в стране. На центральные домашние матчи команды, выступающей сейчас во второй лиге, регулярно собираются четыре-пять тысяч зрителей.
Не стоит забывать и о политическом урожае, который пожнет КХЛ после присоединения АИК. Еще в 1974 году почетным председателем самого крупного спортобщества страны стал король Швеции Карл XVI Густав. И хотя монарх позже признавался, что симпатизирует хоккейному "Юргордену", обе дочери Карла, наследные принцессы, вместе со своими женихами горячо болеют за АИК. Боссы и менеджеры клуба в спортивном мире Скандинавии также считаются очень авторитетными фигурами. Очевидно, что расширение на северо-запад выгодно нашей лиге не только экономически - на кону стоят еще и перспективы получить своеобразную "пятую колонну", мощных "агентов влияния" в самом сердце крупнейшей хоккейной страны Европы.
СКАНДИНАВСКИХ ДОМОСЕДОВ "ПРИЗОВУТ" В ШВЕДСКИЙ ЦСКА?
На выгодные для себя перемены надеется, конечно, и потенциальный новичок КХЛ. "В Швеции все уверены, что трудности, связанные с пребыванием во второй лиге чемпионата, не являются главной причиной движения АИК навстречу КХЛ, - рассказывает Фокин. - Наоборот, преобладают мнения вроде такого: даже если бы команда из Стокгольма шла на первом месте в элитсерии, она в любом случае занялась бы переговорами с русскими".
Каких же перемен ждут в АИК, держа в уме переход в новый чемпионат?
Главная задача, конечно, лежит на поверхности: из клуба-середнячка второй шведской лиги одним махом выскочить в гранды сильнейшего турнира Европы. На первый взгляд планы наших северно-западных соседей чересчур близко соответствуют определению "наполеоновские". Однако при более детальном взгляде оказывается, что шансы "сказку сделать былью" у АИК весьма высоки.
Судите сами. Не секрет, что карьера многих шведских хоккеистов как в НХЛ, так и в России проходит на фоне солидного душевного дискомфорта. Даже самые звездные из скандинавских игроков до самой пенсии в душе остаются домоседами, и переломить такой менталитет чрезвычайно сложно. Свежий пример - Тони Мортенссон, который нынешней весной, не успев толком обмыть Кубок Гагарина, поспешно покинул "Ак Барс". Остаться в России форварда не сподвигло ничто: ни радость после победы в плей-офф, ни золотые казанские зарплаты, ни звездные перспективы команды. Мортенссон вернулся в родной "Линчепинг", откуда летом его не смогли выманить ни щедрое московское "Динамо", ни амбициозный энхаэловский "Анахайм".
Главный аргумент, который позволяет викингам наплевать на местечковый менталитет, - высокий контракт, дающий возможность за два-три года обеспечить себя на две пятилетки вперед. Нынешняя беда шведского хоккея, о которой еще в прошлом году рассказывал "СЭ" главный тренер "Тре Крунур" Бенгт-Оке Густафссон, - интерес спонсоров, который во время экономического кризиса упал в разы. Поэтому даже зарплаты в АХЛ кажутся варяжским игрокам вполне приличными. А теперь представьте: на родине Форсберга появляется суперклуб, способный платить достойные даже по американским и российским меркам деньги. Да еще и дающий возможность постоянно жить в столице страны, играть на лучшей арене Швеции и биться не с уездными дружинами из-за Полярного круга, а с грандами, укомплектованными лучшими русскими хоккеистами.
Да мортенссоны с умарками молиться на такой АИК будут! И менеджмент стокгольмской команды наверняка понимает: попав в КХЛ, можно получить возможность набирать хоккеистов по методам советского ЦСКА. В условиях отсутствия конкуренции как класса.
Вылет АИК во второй дивизион во многом был связан именно с отсутствием средств. Однако у клубных боссов, судя по их разрозненным заявлениям в шведской прессе, уже имеется экономическая модель создания супербюджета. Денег "под КХЛ" в Стокгольме рассчитывают получить и от телевизионщиков, и от продажи достаточно дорогих билетов, и от заинтересованных спонсоров. В стране уже судачат о договоренности клуба с семейством крупных промышленных магнатов Валленбергов, готовых вкладывать средства в международный хоккей. Подход у северян, что и говорить, основательный. В отличие от прошлогоднего претендента на вступление в КХЛ "Карловых Вар", АИК пока даже не заикнулся об ожиданиях финансовых траншей от русского бизнеса, а рассчитывает только на внутренние резервы. А председатель совета директоров клуба Петер Меллквист к тому же неплохо знаком с бизнес-моделью рижского "Динамо", которое в гораздо менее богатой Латвии достойно обеспечивает жизнь команды в КХЛ.
АИК И "СЕВЕРНЫЙ АЛЬЯНС"
Присоединение АИК к хоккейной России, без сомнения, всколыхнет всю хоккейную Европу. В истории "шайбы" прецедентов громкого перехода команды из одной большой лиги в другую еще не было.
"Мы не будем запрещать клубу уходить в российский чемпионат, - заявил в разговоре с автором этих строк президент ИИХФ Рене Фазель. - Но только в том случае, если в Стокгольме получат "добро" от национальной лиги и своей федерации. В противном случае международная федерация наложит запрет на такой переход". Дипломатичный швейцарец и в других выступлениях давал понять, что, мягко говоря, не приветствует нарушение целостности национальных чемпионатов.
Будет преждевременным предполагать, что ИИХФ уже сейчас начнет конфликтовать с Россией из-за АИК. Особенно с учетом того, что единственный потенциальный спаситель детища Фазеля - Лиги чемпионов - называется "Газпром". Новостей в первую очередь стоит ждать из хоккейной Швеции, которую расширение КХЛ на северо-запад должно подтолкнуть к реформам собственного чемпионата. В этой стране, напомним, активно обсуждаются проекты перемен, в результате которых внутренние первенства Швеции и Финляндии могут превратиться в Нордическую конференцию глобальной европейской лиги, которая станет дополнением к Восточной (российской) части супертурнира. Автор идеи, генменеджер "Фэрьестада" Хокан Лооб в последнее время притормозил работу по объединению двух лиг. Успешное сотрудничество КХЛ и АИК должно подхлестнуть его к более активным шагам.
Причем шагам Швеции и России навстречу друг другу нельзя не радоваться. В последнее время невооруженным глазом было заметно, что интересы двух стран в принципиальных хоккейных вопросах все чаще и чаще совпадали. Не только по отношению к Лиге чемпионов, от которой скандинавы собирались отказываться заодно с "большим восточным братом". Но и в проблемах отношений с НХЛ: в отличие от Чехии и Словакии шведы не стеснялись рассказывать о публичном недовольстве кадровой политикой Бэттмена и К о, о негативном отношении к отъезду своих юниоров за океан в безвозмездном порядке. КХЛ за год стала силой, с которой впервые за 17 лет пришлось считаться американскому хоккейному миру. Возникновение северного альянса России и Швеции станет для ведомства Бэттмена еще более шокирующим сюрпризом.
Ну а другим итогом присоединения АИК могут стать реформы внутри самой КХЛ. Шведы наверняка получат прописку в Западной конференции, куда также планирует попасть литовская "Ветра". А это значит, что чемпионату для симметричности потребуется расширяться и на "Восток". О планах вступать в лигу уже успела объявить "Югра" из Ханты-Мансийска. По данным "СЭ", вторым сибирским новичком может стать еще один клуб из того же региона - перспективы присоединения к КХЛ рассматривает тюменский "Газовик". Расширение лиги до 28 команд неминуемо повлечет за собой и изменения в регулярном чемпионате: для того чтобы гладкий турнир не стал слишком громоздким, возможно, потребуется отказ от системы игры "каждый с каждым".
В общем, перемен в преддверии третьего сезона КХЛ присоединение АИК потребует предостаточно. Главное, чтобы сами шведы сдюжили, не повторив судьбу "Карловых Вар".
Андрей КУЗНЕЦОВ