Газета Спорт-Экспресс № 289 (5166) от 22 декабря 2009 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 22 декабря 2009 | Хоккей

ХОККЕЙ

КУБОК ПЕРВОГО КАНАЛА

ПОЛЕЗНАЯ ОПЛЕУХА

Окончание. Начало - стр. 1

БЫКОВ И ХИДДИНК

В первый день Андрей Назаров противопоставил Быкова и Гуса Хиддинка: последнему, мол, куда легче, потому что его в России прощают даже за неудачу в решении задачи-минимум, тогда как Быкова не простят, если он не решит задачу-максимум. Мне не кажется, что это так: Квебеком и Берном специалист задал такую планку уважения к себе, что, допустим, серебро или бронза в Ванкувере вряд ли обрушат на него гнев публики. Тут как раз ситуации у Быкова и Хиддинка идентичные: оба столько сделали для нашего спорта, что получили право на ошибку. По крайней мере на относительно спокойную работу, когда повсеместно не ждут, чтобы съесть тебя с потрохами после первой же оплошности.

Сходство Быкова с Хиддинком до Кубка Первого канала виделось мне и в другом. В простительной для любого выигравшего тренера определенной психологической зависимости от своего победного состава. По-человечески объяснимо, когда специалист после большой победы чувствует такую степень благодарности спортсменам, которые ее достигли, что не может представить их выдворение из команды. Такая философия как раз говорит о высоких человеческих качествах тренера, не рассматривающего игроков как материал, который можно "поматросить и бросить".

Но человеческое и тренерское порой вступают в прямое противоречие друг с другом. Хиддинку, полюбившему своих игроков и до конца делавшему ставку на поколение бронзовых призеров Euro, пришлось в этом убедиться. Долго играя примерно в одном составе, даже самая хорошая команда теряет инстинкт самосохранения. И ту самую бдительность, к которой Быкова и его коллектив сейчас так вовремя призвали. Хиддинк подобного предупредительного звонка, увы, до Марибора не получил. А проиграй мы, допустим, в Уэльсе - может, последовала бы нужная встряска, эйфория сошла бы на нет, и мы с нетерпением ждали бы сейчас поездки в ЮАР.

На Кубок Первого канала в составе нашей команды прибыли 11 двукратных чемпионов мира, семь однократных... Словом, 18 золотых медалистов - почти вся команда! Орденоносец на орденоносце. По степени титулованности с нами не мог и близко сравниться ни один соперник. Но не были мы там никакими богами, не играли в другой лиге. Равные среди равных - не более.

Если бы, увидев это, Быков продолжил делать хорошую мину при плохой игре, можно было бы решить, что он, подобно Гусу, верит в своих парней-победителей до конца. Мол, сейчас они не показывают всего, что умеют, но настанет миг - и вы увидите их настоящими.

Пресс-конференция после матча с Финляндией показала, что подобных иллюзий у Быкова нет. Единственным, кого он хоть как-то похвалил на той встрече с журналистами, был Козлов. По интересному совпадению - не чемпион мира. С учетом жесткости всего остального, что звучало из уст Быкова, многие расценили это как резко поднявшиеся шансы экс-энхаэловца на поездку в Ванкувер...

ФЕДОРОВ ДОЛЖЕН ЕХАТЬ

Даже после победы над чехами тренер признал, что Кубок Первого канала вызвал у него больше вопросов, чем ответов. За четыре дня до объявления состава от тиши, глади да божьей благодати не осталось и следа. Под вопрос свое присутствие на Олимпиаде, полагаю, поставили даже те, в ком почти не было сомнений.

Например, Зиновьев. Тонкий и умный мастер, прилично играющий (к тому же в связке с Радуловым) в чемпионате КХЛ, Кубок Первого канала уфимец откровенно провалил. К визуальным впечатлениям добавляются статистические. Показатель полезности у Зиновьева - "минус 4"! Есть еще "минус 3" у Кондратьева, который не имеет шансов поехать в Ванкувер, остальные же не опустились ниже "минус двух". Если бы еще в плане результативности центрфорвард компенсировал пробелы в обороне, так нет же - всего один гол и ноль голевых передач. А последнее, как мы знаем, является "коронкой" этого игрока.

Когда в третьем периоде последнего матча Быков поменял звеньями Радулова и Михнова, слабость Зиновьева на Кубке Первого канала стала еще более очевидна. После этой замены тройка Федорова заискрила, побежала и совместными усилиями забила третий гол. А сочетание Зиновьева - пропустило. И валить всю вину на выпадавшего Михнова выглядит явным упрощением. Недаром двумя единственными игроками, которых Быков не выпустил на овертайм, как раз и стали Зиновьев с Михновым.

Но в то же время не убедил и еще один претендент на позицию центрфорварда - Терещенко! Если взаимопонимание Морозова и Зарипова, как всегда, выглядело приличным (у обоих - по "плюс 3" и по три набранных очка, больше всех в команде), то центрфорвард, кроме рвения, ничего не явил. Одно очко и "плюс 1" - вот все, чем он может похвастать в компании с куда более успешными краями. Да и вообще, если сравнивать уровень взаимодействия в тройке тех времен, когда в центре играл Зиновьев, с нынешним, то сейчас он выглядит куда более натужно. Терещенко - двукратный чемпион мира, уважаемый хоккеист. Однако нет у меня ощущения, что по своему уровню он тянет на Олимпиаду. А Морозову и Зарипову по стилю, как мне кажется, идеально подходит Дацюк.

В такой аховой ситуации с центрфорвардами ("железных" - только двое: Малкин да Дацюк) суперветеран Сергей Федоров, тоже проведший в Москве далеко не лучший турнир в жизни, полагаю, может быть почти уверен в своей поездке в Ванкувер. Если бы Зиновьев с Терещенко заметно превосходили легенду - одно дело. Но этого и близко не было, а по части опыта и титулов с Федоровым не сравнится никто. Трехкратный чемпион мира, трехкратный обладатель Кубка Стэнли... Да еще и с голодом по олимпийскому золоту, которого в отличие от серебра и бронзы в его копилке нет.

Все это в условиях Олимпиады бесценно. Плюс к тому в Квебеке-2008 Федоров доказал свою огромную значимость для команды в раздевалке, и это после Кубка Первого канала еще раз подчеркнул Владислав Третьяк. Наконец, некоторое количество вистов Федоров набрал в последнем матче - после того как в его звено перевели Радулова. Как я уже говорил, тройка заиграла совсем иначе, к федоровско-козловскому игровому интеллекту добавилась радуловская энергетика. Именно Федоров отдал Радулову блестящий пас, который автор золотого бернского гола превратил в нашу третью шайбу. Тем самым 40-летний хоккеист (помните его золотой квебекский пас Ковальчуку?) лишний раз показал, что он способен на решающие действия в главные мгновения. Да и за "Вашингтон" он еще в этом году в овертайме плей-офф, помнится, забивал...

Словом, полагаю, что Федоров в Ванкувере сборной России нужен - пусть даже и не такой блестящий, как в лучшие годы и даже как в Квебеке. При этом уверен, что он, профи, идеально знающий свой организм, способен вывести себя на пик формы именно к Олимпиаде. Возможно, как раз поэтому он сейчас на этом пике не находится - в 40 такого состояния часто быть не может.

ПЯТЬ "ЦЕНТРОВ" НЕ БУДЕТ

А вот что делать с четвертым центром после такой игры Зиновьева и Терещенко - загадка. Лично мне понравилась в Москве игра Курьянова, который и блестящий пас в большинстве на пустые ворота Сушинскому в матче с финнами выдал, и с чехами творил что-то невероятное, спасая наши ворота во время игры "три на пять". Да и вообще в момент его присутствия на площадке не было пропущено ни единого гола. Общественное мнение давно лишило омича шансов на поездку в Ванкувер, но если Быков в "Мегаспорте" что-то для себя всерьез переоценил, то возможно все. По крайней мере основания для этого Курьянов предоставил.

Правда, у него, как и у Терещенко, беда со вбрасываниями: оба выиграли их всего по 36 - 37 процентов. У Зиновьева с этим получше - ровно половина. А явное преимущество у Федорова - около 58 процентов. Еще один аргумент, почему маэстро должен быть в Ванкувере.

И теперь, полагаю, ясно одно: варианта с пятью центрфорвардами, один из которых будет играть на фланге, не будет. Коллективная "забастовка" центрфорвардов на Ходынке поставила на ней крест.

Что же касается четвертого центра, то, думаю, все будет зависеть от того, какие именно качества нужны будут Быкову в конкретном звене. Если тонкость и интеллект - поедет Зиновьев. Если работоспособность, агрессия - Терещенко. Или Курьянов, еще и обладающий хорошим пасом. А может, еще один двукратный чемпион мира - Горовиков.

Быков, правда, обмолвился, что будет держать в уме способность Козлова играть в центре. Но эта фраза скорее выглядела так, что форвард "Салавата" будет "скрытым" центрфорвардом - то есть если в Ванкувер поедет, то в привычной роли левого края, а в центр может быть переведен по необходимости.

Слева все ясно с Овечкиным и Ковальчуком. Зарипов планку своей игры на Кубке Первого канала в целом не уронил, а его связку с Морозовым Быков ценит и вряд ли решится ее разбить. С другой стороны, у еще одного кандидата, Козлова, со времен "Вашингтона" хорошая совместимость с Федоровым, в том числе в меньшинстве. Козлов способен играть в центре, то есть более вариативен, чем Зарипов. И на Кубке Первого канала по качеству игры был одним из лучших.

Выходит, пятым лишним слева оказывается Сапрыкин? Не стоит торопиться. Я не склонен полностью соглашаться с коллегами, обрушившимися на этого форварда. Похоже, что негативное отношение к его игре в чемпионате КХЛ они автоматически перенесли на сборную. Нападающий СКА оказался единственным ее игроком, кто в трех матчах на Ходынке смог забросить две шайбы. Правда, два гола в наши ворота на последних секундах - в третьем периоде игры с Финляндией и во втором - с Чехией, были забиты в присутствии Сапрыкина. Что перевесит?

Есть конкуренция и среди правых крайних. Морозов, Семин - "стопудовые". Фролов и Радулов - почти. А как же тогда результативный в этом сезоне, да еще и в связке с Ковальчуком, Афиногенов? Или Радулов ("минус два", одно очко) после Ходынки тоже "подвис"?

Словом, альтернатива на два места в центре нападения выглядит так - Федоров, Зиновьев, Терещенко и Курьянов. На два слева - Зарипов, Козлов и Сапрыкин. На два справа - Фролов, Радулов и Афиногенов. При этом Федоров, Зарипов и Фролов кажутся фаворитами.

В защите, где не оставил сомнений в своем уровне разве что Калинин, то же самое. Никулин в проигранном матче с финнами заработал восемь (!) минут штрафа. С другой стороны, у него "плюс 2". А у Прошкина - "минус 2" и множество ошибок. И к тому же шесть минут штрафа - второй показатель в команде. Вот он, сдается, потерял шансы на Ванкувер.

А где для него есть место? Уровень игры нашей обороны в Москве был удручающим: взять хотя бы тот факт, что от весьма посредственных составов соперников (на Олимпиаду из каждой команды вряд ли поедут более чем пятеро) мы в каждом матче пропускали по три шайбы. И ощущения надежности командной конструкции не возникало ни на секунду.

Как и чувства, что эти игроки обладают четким пониманием, когда можно, а когда нельзя подключаться к атаке и что предпринимать, оказавшись у чужого борта. В пятницу я смотрел матч "Газпромэкспорта" с ветеранами мирового хоккея и получал огромное наслаждение от взаимодействия пары Фетисов - Касатонов во многом потому, что, въезжая в чужую зону, они до автоматизма знали, что дальше делать. И получались сумасшедшие голевые передачи, каких в современном хоккее не увидишь. Степень обученности защитников из КХЛ на этом фоне выглядела просто ужасающей. Понятно, что у ветеранов совсем другой уровень контактности, но пара великих защитников все делала без единой секунды размышления! В отличие от их преемников.

Поэтому количество вакансий для защитников-энхаэловцев Кубок Первого канала, подозреваю, расширил. Их теперь не четыре, а пять: Марков, Гончар, Тютин, Гребешков, Волченков. Из КХЛ нет сомнений в Калинине. В "рукаве" у Быкова - пропустивший по болезни два последних этапа Евротура, но обладающий репутацией счастливчика и проводящий хороший сезон в "Салавате" Твердовский. В этом случае сомнительно, чтобы главный тренер реабилитировал Зубова: защитников атакующего плана тогда станет в сборной, что называется, "с горочкой". С учетом явного превалирования остроатакующих форвардов это чревато провалами сзади.

Итак, если Зубова не возьмут, а Твердовского пригласят, вакансия останется только одна. И займет ее либо Никулин, либо Корнеев, сыгравший хоть и неброско, зато и без провалов, и с показателем полезности "плюс 1". Оба - двукратные. Для третьего, Прошкина, места, похоже, не остается, даже если Быков не возьмет ни Твердовского, ни Зубова.

Словом, головоломка за головоломкой. Почти все ясно только в воротах, где место третьего вратаря может уйти от Варламова к Еременко лишь в случае, если травма паха у вашингтонца окажется серьезнее, чем предполагается. Остается, правда, очень непростой выбор, на кого сделать ставку - на Набокова или Брызгалова. Но с этим по крайней мере можно подождать до февраля.

А состав надо называть уже сейчас, в декабре. Эта маркетинговая составляющая Олимпиады вызывает законное, но бесполезное возмущение всех тренеров, включая Быкова. Тот же швед Густафссон считает, что оптимальной датой, учитывающей интересы и игры, и маркетинга, был бы двухнедельный срок до начала Игр. Теперь же придется называть имена вслепую, не зная, в каком состоянии подойдет тот или иной игрок к февралю.

Быков, правда, говорит, что состав этот - предварительный и в него еще можно будет внести изменения. Вопрос - как? Регламент-то олимпийского турнира позволяет делать это только в случае травм. Конечно, у нас в России отношения более неформальные, и если кто-то ближе к началу Игр будет явно "не тянуть", травму можно придумать. Не обратится же игрок в ИИХФ или МОК: мол, меня притесняют. Как он потом в команде, насильственно восстановившись, появится?

Правила эти, конечно, неспортивные - так же, как и с невозможностью замены игроков по ходу всего турнира даже ввиду травм, чем возмущался, в частности, Густафссон. Но давайте утешим себя хотя бы тем, что перед Солт-Лейк-Сити было намного хуже. Там, напомню, восьмерку "неприкосновенных" каждая команда должна была назвать за... 11 месяцев до Олимпиады! То есть в разгар предыдущего сезона!

До такого маразма нынче, к счастью, не дошло. Но не удивлюсь, если 25 декабря, когда на сайте ФХР будет вывешен состав нашей сборной (никакого шоу, по словам Быкова, на сей счет устроено не будет), ряд ее хоккеистов окажется в одном состоянии, а к старту Игр - совсем в другом.

МАРШИ ЗАКОНЧИЛИСЬ

В любом случае - спасибо Кубку Первого канала за холодный душ. Не думаю, что он как-то способен ударить по уверенности нашей команды в себе. А вот привести кое-кого в чувство, снять головокружение от успехов последних двух лет (кому-то - вместе с головой), показать истинную картину - запросто.

Российской публике также дан своевременный сигнал. Коллективная самоуверенность (наподобие той, что перед Словенией) - она же царит по всей стране и не может так или иначе не воздействовать на игроков как ее граждан. Надо было видеть, с какой вальяжностью сидел наш народ на Ходынке во время первого матча против шведов! Поддержка полного вроде бы зала была никакой, и шло это именно от появившихся в последнее время победных "понтов".

Ближе к концу турнира ситуация изменилась, по "Мегаспорту" пошли замечательные живые "волны". И верно заметили Третьяк с Быковым: от того, какой рев стоял во время героической игры "три на пять" в матче с чехами, плакать хотелось. С эмоциональной точки зрения это вообще был самый сильный момент Кубка Первого канала, и вот его я бы назвал желательной точкой отсчета для нашей сборной. Не случайно президент ФХР и тренер юношеской сборной России по футболу Андрей Талалаев (он присутствовал на матче) независимо друг от друга заявили о желании сделать об этом специальный видеоролик и показать в юношеских сборных - для понимания, каким должно быть командное самопожертвование.

Я думал, что после того эпизода мы заиграем совсем иначе. Но три пропущенных гола были именно потом, и было дико, что мы можем играть так, как при двойном меньшинстве, а можем - как в моменты этих шайб. То героизм, то разгильдяйство. Как это сочетается?

Бравурные ура-патриотические марши закончились очень вовремя. Больше, надеюсь, не будет песнопений о том, что никто, кроме канадцев, нам в Ванкувере не ровня.

Никто уже не вспоминает, что перед Нагано не ставили и ломаного гроша на выход в финал чехов и россиян, а перед Турином - шведов и финнов. И все уже подзабыли, что с тех пор, как в Олимпиадах стали участвовать все сильнейшие, действующие чемпионы мира ни разу не становились победителями Игр.

На днях я спросил Густафссона, повлияло ли, на его взгляд, кошмарное поражение шведов от Белоруссии в четвертьфинале Солт-Лейк-Сити на последующий триумф в Турине. Мол, появилась особая мотивация, злость, желание оправдаться перед опозоренной страной. Красивая же версия!

Но тренер - чемпион Турина ее в пух и прах разбил:

- В Солт-Лейк-Сити я был в роли тренера не шведской, а швейцарской сборной и не могу судить о том, что было в нашей команде тогда. Но по Турину точно знаю одно. Никто о Белоруссии даже не вспоминал. Это были совершенно разные ситуации и команды. То, что произошло четырьмя годами ранее, стало историей, которую надо знать, но которая никак не влияла на сегодняшний день. В Турине игроки думали только о том, что происходит там.

"Здесь и сейчас" - как любит повторять Быков. Так команда Густафссона выиграла Турин-2006, такой же девиз будет и у победителя Ванкувера-2010, кто бы им ни стал. Квебек и Берн следует положить в глубокие архивы памяти - Кубок Первого канала доказал это со всей очевидностью. Те, кто будет жить прошлым, сильно пожалеют об этом в ближайшем будущем.

Игорь РАБИНЕР