Газета Спорт-Экспресс № 11 (5184) от 21 января 2010 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 21 января 2010 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

За тренировками чемпионов России на турецком сборе наблюдают не только журналисты.

БАСКЕТБОЛ БЕРДЫЕВА

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Кадрие

Делегации из ВШТ становятся на занятиях "Рубина" явлением регулярным. Только-только уехала из Турции одна группа - пожаловала другая: Точилин, Веретенников, Адиев, Скоков... Целый автобус. И сразу - к Курбану Бердыеву, за опытом.

Нет, у "Жемчужины" на соседнем поле тоже свои зрители в сине-серых однотипных куртках, символизирующих здесь, в Анталье, будущее российского тренерского цеха. Но это уж кто на какой уровень прицел имеет. К сочинцу Олегу Василенко пока идут, сдается, чтобы сопоставить собственные воззрения с его не пробившей пока асфальт премьер-лиги тренерской доктриной. Бердыева навещают как мэтра. Хочешь не хочешь - смотреть надо. Потому что "Рубин" сегодня - марка, бренд, символизирующий насаждение одним отдельно взятым тренером своих идей в одном отдельно взятом футбольном клубе, доросшем за последние семь лет от первого дивизиона до весенней стадии еврокубков.

А придешь в "Спартак", к примеру, Штранцль не жалеет английского, чтобы расписать в красках, как ему нравится защита "Рубина". И тренер красно-белых Борис Поздняков, человек, показалось, на пустую похвалу скуповатый, вставляет вдруг в разговор: "На "Рубин" смотреть приятно. Выучка!" Симптоматичное сходство оценок.

Комментарии студентов ВШТ, сидящих на мини-трибуне с блокнотами, биноклями и даже видеокамерами, отчасти помогают разобраться, что к чему в тренировках Бердыева. "Смотри, позиционную атаку отрабатывают. Только по два центральных защитника пашут у каждых ворот, вся остальная команда, включая тренеров, наседает!"

Присмотришься - так и есть. И начинаешь сам подмечать кое-что любопытное. Бердыев Чингизханом высится в центре поля. За всем следит, всех поучает. Его помощники - в борьбе, в огне. Даже 64-летний руководитель комплексной научной группы Петрович, то бишь Павел Черепанов, вовсю отрабатывает на фланге, пытаясь накрывать на бегу штатного "крайка" или хотя бы сопроводить его до штрафной, обозначая сопротивление. Про тренерский "молодняк" вроде Якуба Уразсахатова, которому как раз вчера исполнилось 59, или 49-летнего Рауля Гонсалеса Рианчо и говорить нечего: те по полю не бегают - летают.

Постепенно возникает желание понять броуновское движение "Рубина". Что за комбинации такие отрабатывают? Но прежде, чем уяснить - что, осознаешь - сколько. Три. Первую, вторую и третью - вот так немудрено проименовал их Бердыев. Избавлю вас от описания каждой, на пальцах такое объяснять - только читателя мучить. Вопрос в другом: команда отрабатывает эти три не слишком сложных в общем-то коллективных действия до появления признаков роботизации. Мяч туда, игрок сюда, пас в нужную ногу метров на сорок, проход, подача, борьба в штрафной, а дальше как получится. По свистку одновременно двигаются все актеры, массовка и декорации. Цель - задуманное должно быть разыграно как по нотам вне зависимости от того, где проходит игра и кто соперник.

Днем раньше мне рассказали, как Константин Бесков изводил команду теоретическими занятиями, повторяя одно и то же пять, десять, двадцать раз. Футболисты выходили из класса лютыми, выли от тренерского занудства. А потом начиналась игра - и они делали на поле то, что глубоко сидело в подкорке.

На теоретических занятиях Бердыева я пока не был, но, если судить по занятиям полевым, методы у него схожие. "Так, комбинация номер три, поехали". Едут. "Теперь первая". Хорошо, пусть будет первая. "А теперь каждый, кто начинает атаку (речь о крайних хавбеках. - Прим. Е.Д.), выбирает, какую из трех комбинаций ему применить!" Выбирают - и применяют. И это уже не только Бесков. Это еще и Этторе Мессина. Бердыев, раскладывая пасьянсы из комбинаций, совмещает, кажется, футбол и баскетбол. Не удивлюсь, если со следующего сезона казанцы при развитии атак начнут показывать пальцами всей команде, какую из моделей-заготовок они намерены привести в действие.

"Но ведь многие футбольные тренеры так работают!" - скажете вы. И будете правы. Но не у многих тренеров находящихся в Турции российских команд через месяц матч 1/16 финала Лиги Европы. В то время как все вкатываются в сезон и чередуют разминки с кроссами, Бердыев тренирует "Рубин" с опережением графика и наверняка уже с учетом особенностей игры тель-авивского "Хапоэля", за счет чего отдают его занятия "свежачком". Кроме того, дает о себе знать нечто подсознательное. "Рубин" - чемпион России двух последних лет и победитель "Барселоны", стало быть, все эти бесконечные повторения с участием Петровича и К о дают результат, что автоматически поднимает веру в их чудодейственность в глазах стороннего наблюдателя.

На 24 тренирующихся в "Рубине" я насчитал 16 тренирующих! На месте не стоит ни один: кто-то командует, кто-то разминает, кто-то контролирует, кто-то таскает питьевую воду по всему полю, кто-то катит по бровке своеобразный курвиметр - устройство с колесом и счетчиком расстояния, чтобы выставить тренировочные фишки с точностью до сантиметра. Переводчик Юрий Солано Санчес и тот востребован в сугубо футбольной ипостаси: во время тактических тренингов изображает на фланге защитника. Любое действие разбитой на группы команды засекается шестнадцатью секундомерами - по числу засекающих.

Свисток, крик Бердыева. Да не просто крик - ор! Куда подевался его полушепот на пресс-конференциях? "Стоп! Все ко мне! Не делайте лишних касаний, сразу ищите партнера!" А вот это уже что-то романцевское.

Завершается все почти медитацией под руководством нового австрийского тренера Гюнтера Горенцеля. Растяжка враскоряку, полушпагаты и прочие "лотосы" с замиранием на месте. Тоже с секундомером. Руководитель группы ВШТ засекает параллельно на своем хронометре: каждая поза - 30 секунд. Скрипят в блокнотах слушательские ручки. Тренировка Бердыева конспектируется. Закладывается в багаж.

Сложно сказать, каким выдастся сезон для казанской футбольной фабрики. Но на ее конвейерную линию смотреть интересно. Создается вроде бы что-то механическое - и одновременно неравнодушное.