VANCOUVER -2010
А ПОЦЕЛОВАТЬ?
Окончание. Начало - стр. 1
Роскошен тот праздник, где для тебя делают все и добавляют сверху еще чуть-чуть, малую щепоть собственной души - той самой, что в Китае измерялась жменями. В Канаде душа кажется временно спрятанной в ячейку-локкер. Не до нее сейчас, и так мороки много. Но, может быть, - пока спрятана?
Отдельная песня - транспорт и дороги. От Адлера до Красной поляны 59 километров. Наши почесали затылок или какое-то другое место, отвечающее за мыслительные процессы, и кинулись рубить скалы, стелить рельсы. "Железкой" - оно сподручнее будет. И надежнее.
От Ванкувера до Уистлера - 130 километров. В качестве транспортной ленты - асфальт, средства передвижения - автобусы. Пересадок от арены до арены бывает три, а бывает и пять. То и дело встречаем в горах красноглазых равнинных коллег: встали в начале шестого - добрались к одиннадцати. Природа местных гор осталась нетронутой, мобильность частников ограничили, пробок нет. Но нет и ощущения удобства, как нет, говорят, послевкусия от штампованной стряпни в олимпийской деревне.
Автобусы, перевозящие прессу и зрителей, склонны хандрить, их моторы - закипать, а драйверы - возмущаться по этому поводу. Я спрашивал у знакомого, не орала ли женщина-водитель, минут пятнадцать проветривавшая капот своего транспортного средства прямо на дороге: "Будь проклят тот день, когда я села за баранку этого пылесоса?" "Нет, - был ответ. - Но бормотала что-то яростно". Другие пепелацы, поменьше, развозящие народ внутри горных олимпийских объектов, арендованы, вероятно, у канадских школ. Они не кипят, потому что управляются парой рычагов, как подъемный кран. Но при этом все время кажется, что спереди вот-вот скажут: "Пока не передадите за проезд, никуда не поедем" - и включат "Радио Шансон".
Мелочи. Местами забавные, местами - занудные. И в обоих случаях отвечающие за настроение.
"ЕГО ФАМИЛИЯ БЫКОВ, ДЭДДИ?"
Однако что ж мы все о грустном? Совершенно точно знаю, что мне в Канаде вообще и на Олимпиаде в частности безумно нравится. Чего я не ожидал здесь увидеть в таких объемах и в такой трактовке. И что формирует настроение в еще большей степени, нежели маршрутки с пепельницами.
Это отношение канадцев к хоккею и подача их предстоящей битвы с россиянами.
Телевизор пестрит сюжетами на эту тему. Вчера смотрел один такой. Некий ветеран - возможно, известный кому-то, но не мне с моим уровнем хоккейной осведомленности, - сидит за столом с сынишкой. Оба в огненных свитерах с кленовым листом, разглядывают старые семейные фотоальбомы и какие-то хоккейные энциклопедии.
- Кто главный тренер у русских, дэдди? - спрашивает пацан. - Его фамилия Быков?
- Быков, парень, - отвечает кряжистый папаша, покачивая головой. - А еще за них играли Ларионов, Макаров, Фетисов, Крутов, Константинов...
Глаза у хлопца наполняются тревогой, бровки встают домиком:
- Это была настоящая машина! Они громили всех подряд!
Покачивания папашиной головы становятся совсем уж трагическими, как у ветерана "Нормандии-Неман" в моменты его самых лучших воспоминаний. В то же время и ребенок округлил свои трогательные гляделки по максимуму. Сцена достигает апогея.
Вдруг уголок ветеранского рта трогает чуть заметная и бесконечно добрая улыбка:
- Разве что мы иногда у них выигрывали...
Сын облегченно откидывается на стуле и глядит на отца-рубаку глазами, полными любви. На экране телевизора у них за спиной показывают кадры Суперсерии 1972 года...
Мне даже страшно представить, что будет, если хоккейная сборная России - нет, не выиграет Олимпиаду, а просто ни разу не сыграет с канадцами в Ванкувере. Мы обломаем кайф целой нации, глубоко больной, пораженной хоккеем и ждущей встречи с русскими, как ждет вожделенной "откидки" истомленный туруханский зэк. И себе, конечно, все обломаем.
...А еще мне приятно встретить здесь наших болельщиков. Их немного, что плохо, и их легко узнать по красно-белому дресс-коду, что хорошо. Океан стал слишком серьезным препятствием. Не то ходили бы нынче толпы под окнами по главной улице Уистлера, колобродили бы, названия "Спартака" и ЦСКА канадцам в уши вкладывали бы...
Каким осточертевшим все это кажется иной раз в России или ближней Европе. И как здесь этого всего сейчас не хватает!
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Уистлер