Газета Спорт-Экспресс № 37 (5210) от 20 февраля 2010 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 20 февраля 2010 | Олимпиада - Ванкувер-2010

VANCOUVER -2010

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

В Ванкувере рухнула одна из наших главных олимпийских надежд. Триумфатор Турина Евгений Плющенко, проиграв в финале чемпиону мира Эвану Лайсачеку из США, завоевал лишь серебряную медаль. И сразу же среди российских болельщиков поднялась волна возмущения, поддержанная в СМИ: мол, Плющенко засудили. Ничего подобного. Самое обидное, что Евгений уступил там, где всегда имел преимущество, - в технике. Если совсем точно - в прыжках.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Ванкувера

Разрыв не в пользу российского фигуриста составил всего 1,31. Крохи.

После того как Лайсачек, выступая первым в сильнейшей разминке, потрясающе чисто, но без четверного прыжка, исполнил свою произвольную программу, а второй претендент на борьбу с олимпийским чемпионом японец Дайсуке Такахаши вышел кататься с четверным и упал именно на этом прыжке, Плющенко оставалось только взять свое. Выражаясь футбольным языком, играть "на удержание счета".

В предварительной заявке Евгения первым элементом программы значился каскад из четверного, тройного и двойного прыжков. На тренировке россиянин вполне успешно демонстрировал комбинацию 4+3+3, но на самом деле она в финале была не нужна. Двойного риттбергера, выполненного третьим прыжком, вполне хватило бы, чтобы сохранить за собой первое место. Всего лишь двойного... Но Плющенко его не сделал.

Просчитался? Думаю, нет. Скорее всего, просто не смог. Приземление после первого четверного прыжка получилось слишком тяжелым, чтобы без напряжения приплюсовать к нему еще два. Затем Евгений с видимым усилием "приземлил" тройной аксель. Эту натужность не могли не заметить судьи, так что отсутствие надбавок за качество исполнения элементов выглядело вполне логично.

Было заметно, что олимпийский чемпион выступает на пределе. Прыжков и прыжковых соединений, которые выполнены во второй половине катания - и, соответственно, поощряются дополнительным коэффициентом, - в произвольной программе Плющенко было три. У Лайсачека - пять.

Ему было очень тяжело ждать выступления, имея последний стартовый номер. К тому же ожидание затянулось: один из участников сильнейшей разминки - японец Нобунари Ода - остановился в середине своей программы из-за того, что на ботинке лопнул шнурок, и стал перешнуровываться, благо правилами в случае подобных технических неполадок предусмотрен трехминутный люфт. Потом Ода продолжил программу. Плющенко ждал выхода за кулисами, сжигая себя этим ожиданием.

Других шансов обыграть Лайсачека, кроме как "убить" его технической оценкой, у Евгения не было. Этот не очень утешительный вывод следовал уже из короткой программы, где американец получил за компоненты 42 балла, а Плющенко - 39,75. Все разговоры о том, что американца вообще нельзя ставить на один уровень с нашим фигуристом, были в пользу бедных. Лайсачек откровенно сказал по этому поводу в микст-зоне:

- Я потратил огромное количество времени на то, чтобы отточить в своей программе каждое движение, каждый шаг. Знаю точно, что это гораздо тяжелее, чем выучить четверной. Я действительно это знаю - четыре оборота на тренировках тоже прыгал. Как бы то ни было, мы с тренером Фрэнком Кэрроллом решили предпочесть неоправданному риску идеальный прокат. Как выяснилось, это было правильно. Счастлив, что на Играх мне удалось выступить лучше, чем когда-либо прежде. Я очень признателен за это Кэрроллу. Слова благодарности в его адрес буду повторять до конца своей жизни...

Пожалуй, самым обидным стало то, что Лайсачек одержал победу именно техническим превосходством. Баллы за компоненты оказались у двух спортсменов равными - по 82,80. А за технику (при базовой сложности в 74,93) американец насобирал 84,57. Зная, что не может противопоставить соперникам четверной, он укомплектовал программу максимумом грамотно скомпонованных прыжков в различных сочетаниях. И к тому же блистательно справился с этим набором.

Техническая оценка Плющенко составила 82,71. Увы, она была справедливой.

- Сидя в микст-зоне в ожидании оценок, я был уверен, что выиграл, - признался Плющенко журналистам. - Что ж, возможно, Эвану это золото было нужно больше, чем мне. В конце концов, у меня одно уже есть.

Подробности - стр. 8