VANCOUVER-2010
БИАТЛОН
Вчера норвежец Оле Эйнар Бьорндален завоевал свою шестую золотую олимпийскую медаль, добыв ее на последнем этапе эстафеты. Сборная России в составе Ивана Черезова, Антона Шипулина, Максима Чудова и Евгения Устюгова завоевала бронзовые награды, уступив на самом финише австрийцам.
ТОТ САМЫЙ БЬОРНДАЛЕН
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
из Уистлера |
Ау нас опять снег. В котором не виделось бы ничего страшного, если бы это был не уистлерский снег - мокрый и переменчивый. Официальные синоптики Олимпиады - ушлые люди, о работе которых я расскажу в недалеком будущем, - дали вчера следующий прогноз: влажный снег с дождем в районе полудня сменится просто дождем. Температура плюс три градуса, влажность 95 процентов.
Если учесть, что начиналась гонка в половине двенадцатого дня, сервисменам предоставлялась широкая возможность выбора вариантов смазки. Оставалось только угадать, чем, что и когда сменится. При этом визуально погода очень напоминала кошмар мужского биатлонного спринта или женской лыжной эстафеты, прошедшей накануне. Что-то падает, что-то льется, все вокруг весьма противно, под ногами чавкает.
Состав нашей эстафетной четверки тренеры определили за день до гонки, хотя намеревались сделать это чуть ли не за три дня. Причины их колебаний понятны: на твердое место в последней гонке Игр у нас могли рассчитывать лишь два гонщика - Иван Черезов и Евгений Устюгов. Дальше начинались сомнения. Максим Чудов свои возможности в Ванкувере максимально засекретил, пробежав лишь одну гонку (да и ту ужасно). Тем не менее об участии Чудова в эстафете было известно почти наверняка: в неофициальных разговорах с тренерами сборной это подтверждалось в течение всех Игр.
Плоха ли, хороша ли такая уверенность? В первую очередь, думаю, она шла от самого Чудова, который настраивал себя и окружающих на собственную сверхответственность. Настроил ли? А что гадать, вот сейчас побежит, и узнаем.
Коллизия вокруг последней вакансии в четверке тоже, в общем-то, ясна. Был Круглов, не убеждавший большую часть сезона. И был Шипулин, ту же самую часть, напротив, убеждавший. В Ванкувере они поменялись ролями: Антон ушел в тень, а Николай, получив свой шанс в индивидуальной гонке, показал хороший ход и стрельбу. Тренеры решили сделать выбор в пользу Шипулина, предпочтя его потенциал кругловскому опыту. С моей точки зрения, это был большой риск. Но на то они и тренеры, чтобы рисковать, выигрывать и пить шампанское.
Последний предгоночный штрих. Большой перерыв после предыдущей мужской дистанции - пять дней. За это время можно было как отшлифовать что-то в собственной подготовке, так и по-тихому морально уехать в неизвестном направлении. Правда, оставалась надежда, что и в этом случае должны сработать тренеры, психологически разгрузив участников. Если, конечно, они хотят шампанского.
Пульку первого этапа по-командирски решили расписать между собой Черезов и австриец Эдер. До первого рубежа они просто держались среди лидеров, затем, отстреляв чисто, ушли в небольшой отрыв. Еще не судьбоносный, осторожный, но - ощутимый. Продержавшись друг за другом, на "стойке" оба допустили по промаху. Но это не слишком позитивное обстоятельство всего лишь позволило преследователям выбрать тот самый зазор между ними и двойкой лидеров. Потому что на втором рубеже первого этапа чисто не отработал вообще ни один участник гонки!
Третий круг Иван прошел в максимальном для себя темпе. Сбросил с колеса всех, в том числе и австрийца. Привез преследователю немного - две с половиной секунды, но эстафету передал первым и с чувством выполненного долга превратился из участника Олимпиады в весьма неравнодушного наблюдателя.
Шипулин инициативу Черезова подхватил и попытался удержать. А если получится - то и развить. Никто не бросил бы в него камень, продержись Антон в лидирующей группе, не отстань, не привези отставания. Именно так наш парень себя на первых порах и повел. Находясь в боеголовке гонки вместе с немцами, норвежцами, шведами, итальянцами и австрийцами, Шипулин не рвал душу и сердце, но и не уступал ни пяди канадской лыжни.
Более того, он чисто прошел первый рубеж. С единственным промахом на трех рубежах, мы встали вровень по этому показателю с немцами, американцами и словаками, с ужасом оглядываясь, к примеру, на латвийцев, умудрившихся зайти в самом начале эстафеты на пять(!) штрафных кругов.
Впрочем, после "стойки" второго этапа понятие "ужас" стало значительно ближе и немцам. Два штрафных круга привез им закопошившийся на рубеже Бирнбахер. И бирнбахнулся он после этого аж на десятое место, в то время как Шипулин, снова отстреляв чисто, остался на первом! Тренерский риск - по крайней мере в отношении стрельбы Антона - оправдался, и происходящее на трассе стало походить на большую охоту, в которой сборная России была вовсе не добычей.
Оставалось пройти лишь два с половиной километра до конца этапа. И норвежец Тарьей Бо решил, что будет лучше, если он этот отрезок пролетит. Зацепив с собой австрийца, шведа и чеха, 21-летний скандинав ломанулся (иного слова и не подберешь) на встречу со своим сменщиком Свендсеном.
Рывок этот был необуздан и смел. Шипулин его не подхватил - и привез сборной России полуминутное отставание. При всем уважении к стрельбе Антона, для всего лишь одного из 12 беговых кругов эстафеты это много. Особенно если учесть, что у норвежцев два последних этапа бежали люди, в рекомендациях не нуждающиеся. Свендсен и Бьорндален.
Хотя - что норвежцы?! Нас прессовали еще и австрийцы со шведами. Точнее, не нас, а Чудова, вышедшего съедать шипулинское отставание на третьем этапе.
Макс очень неплохо отработал свой этап. Конкуренты мазали - он нет. Мы так и остались после очередных двух рубежей абсолютно лучшими по стрельбе среди всех команд с единственным промахом, в то время как ближайшие к нам по меткости украинцы стреляли в три раза хуже. Но вот скорость, скорость...
С одной стороны, Чудов не догнал австрийцев с норвежцами, проиграв им при передаче эстафеты около 22 секунд. С другой - почти избавился от всех остальных, наседавших сзади. Шведы и чехи "застрелились", французы и немцы также были где-то там, в полутораминутном дыму.
Последний этап в такой ситуации представлялся задачей с каллиграфически вычерченными условиями. Впереди - трое: Зуманн с Бьорндаленом и Устюгов. Все в их руках, ногах и головах. И хотя звучала упомянутая троица для нас уже приятно, хотелось, честно говоря, большего, чем простое соседство Жениной фамилии рядом с двумя другими, очень громкими.
Ему самому, полагаю, хотелось этого еще больше. Первый рубеж: у нас снова чистая стрельба! У Бьорндалена два дополнительных патрона!! У Зуманна - штрафной круг!!! Россия отстает от Норвегии на 12 секунд и опережает Австрию на 25!
Последний рубеж, совсем последний: Устюгов мажет трижды, Бьорндален уходит в золотое небо с нулем, а нам предстоит дележ серебра и бронзы с австрийцами. В любом случае не худший вариант. Но внутри него был и лучший!
Второе место Зуманн, которого в биатлонном мире называют "кентавром наоборот", нам не отдал. У России - честная бронза!
Мужчины. Эстафета 4х7,5 км
1. Норвегия | 1:21.38,1/0+7 |
2. Австрия | +38,6/1+8 |
3. РОССИЯ | +38,8/0+4 |
4. Швеция | +1.23,9/1+10 |
5. Германия | +1.37,9/2+7 |
6. Франция | +1.38,1/1+9 |
7. Чехия | +2.17,1/0+9 |
8. Украина | +2.47,0/0+4 |
9. Швейцария | +2.58,7/0+9 |
10. Канада | +3.12,6/0+7 |