ХОККЕЙ
НХЛ. Плей-офф. 1/8 финала
В ФЕВРАЛЕ - КАНАДЦЫ. ТЕПЕРЬ - "КАНАДИЕНС"
Слава МАЛАМУД
Спасибо форварду "Вашингтона" Чимере за то, что не дал мне использовать так и лезущий на язык измочаленный штамп про пыльный мешок и голову. У Чимеры в послематчевом интервью описать свои чувства после катастрофического провала "Столичных" в первом раунде плей-офф получилось куда лучше.
- Это как если кто-нибудь придет к вам на работу, - вдумчиво объяснил лысый здоровяк, - заберется с ногами на стол и ударит вас по башке.
Правильно, Джейсон, именно по башке. Пыльным мешком!
К сожалению, у Александра Овечкина после игры таких же сочных метафор не нашлось. Не до того ему было. Овечкин прилежно дал интервью, даже два - по-английски и (впервые с начала серии) по-русски, но почти на все вопросы ответил либо "не знаю", либо "я в шоке", либо чем-то односложным и сказанным, судя по направлению взгляда, собственным ногам. Словом, Александр стал прекрасной иллюстрацией к картине, набросанной Чимерой. При том что для него этот самый удар по верхнему уровню - второй за два месяца.
Да, в феврале случились канадцы, теперь - "Канадиенс", и в результате сезон, обещавший вознести Овечкина на самую вершину мирового хоккея и оставить его там в гордом, недосягаемом одиночестве, завершился жестокой насмешкой. Ванкуверское позорище этот унизительный вылет вряд ли затмил, но стал ему отличным дополнением. Хотя к самому Овечкину на этот раз особых претензий не предъявишь.
Александр сыграл как смог - на своих скоростях, со своей самоотдачей, не сачковал, не берег себя, не делал явных глупостей. Забил пять шайб в семи матчах - не сказать, что мало. В общем, сделал ровно столько же для победы, сколько делал в матчах регулярки, где этого хватило на лучший результат в лиге. В плей-офф, против команды, едва вползшей по общему количеству очков в первую двадцатку чемпионата, не хватило и для четырех побед.
"Вашингтон" сыграл четыре серии плей-офф в "овечкинскую эпоху". Все четыре завершились в семи матчах. Во всех четырех под аккомпанемент глухих шлепков шайбы о коньки и наколенники защиты звучал один и тот же лейтмотив: все, что проходило у "Вашингтона" в регулярке, теперь не проходит.
В седьмом матче серии Овечкин бросил по воротам десять раз. Этот впечатляющий результат можно отнести только на счет неуемного рвения капитана "Кэпиталз" и его всегдашней готовности выпрыгнуть из коньков, панциря и кожи, чтобы добиться победы. Но еще семь бросков россиянина были блокированы защитой. Общая статистика "Вашингтона" по матчу - 42 броска в створ и 41 в ноги и клюшки соперника. Во всех остальных матчах серии соотношение примерно такое же. На каждую шайбу, доходившую до блистательного Галака, была шайба, на пути которой вставали полевые игроки "Монреаля".
Кубковый соперник снова разгадал "Вашингтон" и Овечкина. Впрочем, не разгадал, а скорее просто нейтрализовал. Закупорил. Придушил. Разгадывать в игре Овечкина особенно нечего - играет он до предела искренне, с по-русски разодранной на груди рубахой. Прямолинейно. Предсказуемо. Только вот поди-ка останови. В регулярке никому не удается. В плей-офф, когда все усилия соперника направлены исключительно на эту задачу - другое дело.
Но не в Овечкине, повторяю, дело. Одинокие звезды Кубок Стэнли не выигрывают. "Вашингтон" попросту оказался еще одним клубом, заточенным под регулярку и не приспособленным к кубковому хоккею. Большинство, остановить которое в первых 82 матчах сезона было невозможно, в следующих семи было использовано лишь один раз в 33 попытках. Защитник Грин, любимец фанатов и (прямо скажем, совершенно незаслуженный) финалист на "Трофей Норриса", был одним из худших игроков серии, а его выступление в седьмом матче не выдерживает никакой критики. Автор сорока "регулярных" голов Александр Семин, у которого не было проблем с попаданием в створ (в этом компоненте он - лидер первого раунда), довел свою безголевую плей-оффную серию до 14 матчей и плотно сдружился с ярлыком некубкового игрока.
Задор и слегка издевательская лихость, с которой "Кэпиталз" косил турнирное сено с октября по март, в апреле обернулись навалом, сумбуром, беготней, а под конец - шоком и остолбенением. Во втором периоде седьмого матча был отрезок в большинстве, когда было совершенно очевидно, что никто из вашингтонцев не хочет получать шайбу. Монреальский пресс, залезший фаворитам под кожу еще в первом матче, к седьмому пустил несовместимые с нормальной жизнедеятельностью метастазы.
В общем, если вы еще не заметили, аналогии со сборной России в Ванкувере напрашиваются сами собой. Если время еще не вытравило из вас те февральские ощущения, то вы можете легко представить себе, что сейчас чувствуют Овечкин и компания. Только умножьте этак на семь.
Дальнейшие метафоры придумывайте сами. Шмякание с разбегу о стену. Усаживание с размаху в лужу. Пыльный мешок не забудьте - он тоже прекрасно подойдет. В любом случае, фаворит сезона и самая любимая в России команда НХЛ отправляется отдыхать. У Овечкина и Семина есть шанс хоть как-то подсластить пилюлю в Германии. Может быть, у Семена Варламова тоже - уж кому-кому, а ему этот сезон надо оставить в прошлом как можно скорее.
Но главной темой 2010 года в НХЛ станет, как ни крути, низвержение кумиров в Ванкувере и Монреале. Где красивый, лихой, возвышенный класс был прихлопнут целым мешком порядка.
Вашингтон