ПРЫЖКИ С ТРАМПЛИНА
Корреспондент "СЭ" побывал в Нижнем Тагиле, где близятся к завершению работы по возведению уникального комплекса.
БЫЛА ЯМА ГЛУБОКАЯ, СТАЛА ГОРА ВЫСОКАЯ
Среди непышного ряда городов-побратимов Нижнего Тагила нашлось место и Чаттануге. Той самой, о которой пели в культовой американской киноленте "Серенада Солнечной долины". Интересно, тагильчане и чаттануговцы о своем братстве догадываются? Коль забросит судьба в штат Теннесси, непременно постараюсь узнать.
Но общее у двух городов при желании отыскать, безусловно, можно. Нижний Тагил и Чаттануга своего рода колыбели железнодорожного транспорта. В Городе ссыльных отец и сын Черепановы собрали когда-то первый российский паровоз, ну а Чаттануга вошла в историю как предполагаемое место финиша первых гонок на поездах.
Именно сюда, уходя от погони на угнанном конфедератском составе, отчаянно стремились добраться лихие северяне времен Гражданской войны, пращуры Стивена Сигала. К сожалению для себя, неудачно.
* * *
Прибыл корреспондент из душной столицы в Нижний Тагил - и обомлел. Всего два градуса, ливень то и дело сменяется обильным снегопадом. Ай да май!
- Это еще что, - успокаивали меня местные. - Вот когда в июне 95-го снег повалил, это да! Провода срывало, кровлю… А минувшая зима, кстати, выдалась самой суровой аж с 1924-го.
Со смерти Ленина, выходит. Край настоящих зим и чистых сугробов в рост. Представляю тот день, когда на уральскую землю ступит нога Симона Амманна.
"А что ж эти русские говорят, будто у них трамплинов нет", - недоверчиво покосится Гарри Поттер прыжков на красавец К-120 и вразвалочку побредет к подъемнику. Который пока в проекте. Зато шахта для лифта готова, а веселый скрежет сварки и шум отбойных молотков отбрасывают сомнения: уложимся в срок!
* * *
В начале восемнадцатого века один из крестьян Никиты Демидова нашел на горе Высокой медь. Сие событие по большому счету и послужило началом городу. Одна из здешних поговорок не без грусти констатирует: "Была гора Высокая, стала яма глубокая". А совсем неподалеку - гора Долгая, которой суждено стать опорным пунктом возрождения традиций отечественных прыжков и двоеборья.
Резонный вопрос: почему именно Нижнему Тагилу уготована подобная честь? А причин тому много. "Дедушкины" трамплины впервые появились здесь в 60-х. Самый большой, К-120, был выполнен, правда, с большими отклонениями от проекта. Зато К-90 получился удачным и на долгие годы стал Меккой для отечественных прыгунов: большинство внутренних соревнований проводилось именно тут.
Сборная России, к слову, окончательно покинула Нижний Тагил и перебралась в европы лишь по завершении позапрошлого олимпийского цикла. Говорят, тогдашний шеф-тренер команды Вольфганг Штайерт, с энтузиазмом ехавший поглядеть на лучшую российскую базу, когда увидел ее, возжелал как можно скорее оттуда сбежать. Еще бы: на дворе 2006-й, а гигантская зимняя держава располагает лишь архаичными глубинными трамплинами, переходить с которых на современные абсолютно бесполезно. Техника прыжка на тех и других разнится, как по весне игра в футбол на "Сантьяго Бернабеу" и российских "аренах". Не зря же один из лучших прыгунов мира Дмитрий Васильев, вынужденный приезжать сюда на чемпионаты страны, хороших результатов в Нижнем Тагиле никогда не показывал. По сути, прыжки с наших трамплинов и с европейских - два разных вида спорта.
Зато рельеф склона горы позволяет без серьезных проблем установить здесь трамплины под необходимым наклоном в 37 градусов. И финишная прямая здесь выдержана как надо.
Ветровые нагрузки на Долгой минимальны. Четыре трамплина закрыты почти с четырех сторон. Как рассказали вашему корреспонденту, за шесть последних лет функционирования старых трамплинов из-за ветра был отменен всего один старт. Показатель, что и говорить, очень хороший.
В ощутимый плюс Нижнему Тагилу стоит записать и расположение города. Это географический центр России, добраться туда не проблема. Хоть с Востока кати, хоть с Запада. Сели на поезд в Москве, по дороге забрали коллег-прыгунов из Кирова, Нижнего Новгорода и Уфы. А для сибиряков место вообще идеальное. Комфортно и удобно.
Погодные условия для московского корреспондента может и чересчур суровы, зато для вида спорта - крайне благоприятны. Среднегодовая температура в Нижнем Тагиле - минус три градуса. Среднеянварская - минус 15. В середине сезона проводить этап Кубка мира здесь, может, и не стоит, но в начале или в конце - завсегда пожалуйста. В том же Ханты-Мансийске, где климат еще жестче, биатлонный Кубок мира свой многоступенчатый путь как раз и завершает.
Ну а морозостойким российским спортсменам тагильские трамплины будут рады с ноября и до середины апреля. В мае планируют стелить летнее покрытие - и снова в полет. Тяжело в ученье, легко в бою.
* * *
Работы на базе пока еще много. Если трамплины почти готовы, то лыжный стадион ждет своей очереди. Сей объект, кстати, включит в себя четыре трассы - две с протяженностью круга в 3750 м и две - с 2500 м. Для одних подберут жесткий рельеф, для других - мягкий. Уровень будущих трасс таков, что они вполне могут принять этапы Кубка мира по лыжным гонкам.
- Почему бы, кстати, и биатлонный комплекс не забабахать? - спросил ваш корреспондент Евгения Фрея, директора СДЮШОР "Аист", заказчика стройки.
- Согласно технике безопасности, стрельбища должны быть установлены не ближе чем в двух километрах от населенного пункта, - объяснили мне. - А наш комплекс, как видите, расположен непосредственно в городской черте.
Трамплины окаймлены двумя трибунами - центральной и боковой. Первая, оборудованная подтрибунными помещениями и комментаторскими кабинами, сможет разместить 1240 человек, вторая рассчитана на 840 мест. Освещение на стадионе - 1200 люкс. Из специально вырытого неподалеку озера к трамплинам ведут две параллельные трубы - для оснеживания и пожаротушения.
Парковка, признаюсь, заставила меня слегка призадуматься. Не она сама, вернее, а ее вместимость - 666 машин.
- Почему число выбрано такое любопытное? - спросил я Фрея.
- Ну… Так уж получилось, - с растерянной улыбкой развел руками директор.
* * *
Чуть ранее к проектированию, а теперь к возведению подход здесь в высшей степени серьезный. Стараются удовлетворить любые пожелания. Евгений Фрей раскладывает на своем столе стопку листочков: это заполненные ведущими спортсменами страны анкеты. "Самый удобный, на ваш взгляд, трамплин в мире?" "Клингенталь" - выведено размашистым почерком Дмитрия Васильева. Капитан сборной России подошел к опросу основательно. Все достоинства и недостатки европейских трамплинов отметил. Где приземление жесткое, где разгон недостаточный. Фрей обещает важную информацию принять во внимание.
- Разработкой геометрических параметров, "начинки" трамплинов занимались поляки, - рассказал вечно спешащий директор. - Техническим заказчиком является Свердловское областное государственное учреждение "Управление капитального строительства", подрядчиком - ООО "Тагилстрой". Область рассматривает вопрос о внесении изменений в закон о бюджете, чтобы выделить дополнительные средства на строительство. Рассчитываем, что деньги будут. В ином случае не успеем закупить снегоудерживающие сети, а ведь с приходом холодов снег на бетоне на таком уклоне держаться не будет… А знаете, что ответили наши строители, у которых зимой спросили: как же вы работаете на таком морозе?
- Что?
- Да разве ж минус двадцать - это мороз?!
- Сильные люди.
- Вот-вот.
Уральский мужик вообще особенный. Если взялся за работу, то делает ее основательно. До победного конца.
* * *
Гора Долгая одета в густую дубраву. Совершил прыжок - и в лесок: перекурить. В прыжках с трамплина курение, понятное дело, не поощряется, но и не слишком возбраняется: работа нервная, местами даже опасная.
Одно время город имел в стране дурную славу: зоны-то крепились одна на одной. Встретить на дороге лихих людей - не самое приятное дело.
- Хлебнули горя в 90-е, чего уж там… - вздыхают местные жители.
Сейчас, говорят, колоний заметно поубавилось. И это правильно.
В центре города на постаменте паровозик Черепановых. Дедушка "Сапсана". Напротив - знаменитая "тридцатьчетверка" - гроза фашистских захватчиков. Горожане должны помнить о своей истории. Не удивлюсь, если когда-нибудь здесь появится и памятник трамплину. По крайней мере, объекты для прыжков ну просто обязаны стать визитной карточкой города. Масштаб комплекса потрясает воображение до такой степени, что сигануть с трамплина хочется самому. Да кто пустит.
* * *
- Рад, что реализация грандиозного проекта близка к завершению, - поделился эмоциями президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России Владимир Славский, главный идеолог и энтузиаст стройки. - Впервые в истории Советского Союза и России мы получим в пользование собственную базу такого уровня. Уверен, это будет лучший комплекс в Европе. Уже в ноябре собираемся просмотреть здесь большую группу резервистов с прицелом на Сочи. В свое время министр спорта Виталий Мутко четко постановил: либо не строить, либо строить, но так, чтобы все было серьезно. Огромное ему спасибо. Да, есть некие вопросы по финансированию: необходима слаженная работа Министерства спорта и руководства области. На базе нет ничего лишнего, однако есть все необходимое. Жилые комплексы, восстановительный центр. Крайне продуманное наполнение.
* * *
На пригорке справа от трамплинов - мрачноватое трехэтажное здание. Это судейская. На первом этаже - комнаты для допинг-контроля. Сколько спортсменов на трясущихся ногах пройдут по этим суровым помещениям?..
Дмитрий ОКУНЕВ
Нижний Тагил - Москва