Газета Спорт-Экспресс № 113 (5286) от 26 мая 2010 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 27 мая 2010 | Футбол

ФУТБОЛ

О проблемах детского и юношеского футбола рассказывает человек, который в советское время был ведущим специалистом в этой области.

Сергей МОСЯГИН: "ДАЖЕ БЕСКОВ НАЧИНАЛ ТРЕНЕРСКИЙ ПУТЬ С ФШМ"

- Чем сейчас занимаетесь? - интересуюсь у 72-летнего тренера, под руководством которого сборная СССР стала победителем первого юниорского чемпионата мира (1977).

- Работаю в Центре детско-юношеского спорта в Мытищах старшим тренером-методистом.

- Какие проблемы существуют в российском детском и юношеском футболе?

- Что главное в работе тренера с детьми и юношами? Чтобы человек это дело любил, относился к нему с душой. Это первое. Второе - знание методики. Третье - нельзя сиднем сидеть на одном месте. В России проводится много разных турниров, надо их посещать. Познакомиться с тренерами и руководителями клубов, футбольных школ, поддерживать тесный контакт с ними. Не звонить: "У тебя нет левого полузащитника?", а самому ездить, искать таланты.

Другой момент - молодых парней, заигравших в премьер-лиге, выдергивают то в юношескую сборную, то в молодежную. Это выбивает из колеи - они же еще не сформировались. Тут нужна определенность, в какой сборной игрок будет более полезен. А еще необходимо постоянное общение с клубными тренерами. Иной раз, может быть, лучше не вызывать футболиста, который борется за место в основе клуба, на какой-то турнир. Хорошие отношения по линии "клубы - сборная" очень важны. Когда их нет, возникают обиды: мол, наш игрок вернулся из сборной в разобранном состоянии...

Я давно не работаю в РФС, не в курсе, как обстоят дела сейчас, но поскольку там остаются такие люди, как Никита Симонян, который в свое время всесторонне помогал мне, думаю, все должно быть в порядке. Помните, кстати, с чего начинал тренерский путь Константин Бесков? Правильно, с Футбольной школы молодежи. И он великолепно знал специфику работы с детьми и юношами, его не требовалось агитировать.

- Не кажется ли вам, что нынешние родители приводят детей в футбольную секцию ради будущих заработков?

- Не заметил такой тенденции. Прежде всего они хотят видеть своих чад здоровыми.

- В чем отличия между советской системой подготовки и нынешней?

- Раньше были сильные интернаты. В одном только ростовском вырастили целую плеяду. Хотя тренировались там на бывшем плацу, который засыпали песком. В жару из-за пыли невозможно было работать, поэтому тренеры на свои деньги заказывали поливальные машины. Тем не менее результат выдавали на-гора. Почему? Дети верили в тренеров, ловили каждое слово. В 90-е все развалилось, сейчас, слава богу, понемногу восстанавливается. У нас в Мытищах, например, в школе занимаются бесплатно. К таким тренерам, как Юрий Гаврилов, ребятишки тянутся. Важно ведь не только научить футболу, но и правильно воспитать. Чтобы паренек уважительно относился к школе, команде. Не все, понятно, дорастут до большого футбола, однако хорошим человеком обязан стать каждый.

Между прочим, в Советском Союзе вышло постановление ЦК о том, что дети допускаются на спортивные сооружения бесплатно. Не надо было, прежде чем ехать на сбор в Кисловодск или Пятигорск, думать: а хватит ли денег? Включили в план - и никаких проблем. Еще одно преимущество прошлого - в методике. Нынче лицензию "Д", в разработке которой, к слову, я принимал участие, имеют далеко не все детские тренеры. Куда это годится? Но все опять упирается в финансы. Тут на днях одна команда премьер-лиги обратилась к Путину, чтобы не оставил регион без большого футбола, и премьер-министр посодействовал. Мне от этого как-то неудобно становится. Хотелось бы, чтобы государственная поддержка оказывалась и футбольным школам, особенно тем, от которых есть отдача. А то многие влачат жалкое существование.

- Почему наши сборные, за исключением первой, регулярно не попадают в финальные этапы чемпионатов мира и Европы?

- В советское время классных футболистов воспитывали на Украине, в Армении, Грузии, Узбекистане, Казахстане... Было разнообразие школ: где-то делали упор на скоростно-силовую подготовку, в других местах ориентировались на техничных латиноамериканцев, третьи брали и то, и это, серединка на половинку. Следует признать: мы стали беднее.

Идем дальше. Методиками, разработанными в СССР, пользовался весь мир, система интернатов - тоже наше изобретение. Но с тех пор западные страны, освоив советский опыт, ушли далеко вперед, мы же, напротив, откатились назад. Да, в последнее время построены поля, однако сами по себе они футболистов готовить не станут.

- Лимит на легионеров мешает или помогает росту российской молодежи?

- По количеству ничего сказать не могу, меня как тренера больше волнует качественная сторона вопроса. Чтобы поднять уровень мастерства наших клубов, необходимы "точечные" приобретения. Важно еще, чтобы легионер подходил команде не только по футбольным, но и по человеческим качествам. При ином подходе это будет пустая трата времени и денег.

- Не стоит ли нам повторить украинский эксперимент: создать одну из юношеских сборных на базе какого-нибудь клуба?

- Это не украинцы изобрели - еще в 60-е годы у нас организовали команду "Буревестник", которая участвовала в основном в зарубежных турнирах. Из нее вышли Ловчев, Ольшанский... Но стоит ли повторять тот опыт, не знаю. Существует ведь такая неприятная вещь, как отрыв от семьи. Что ни говорите, маму-папу никто не заменит. Однако к тому, чтобы сделать футбольную школу вторым домом, все равно следует стремиться.

Кстати, еще раз возвращаясь к советским временам, хочу заявить, что возмущен публикациями, порочащими светлую память Валерия Лобановского, будто бы он пил цистернами (начиная с 1979 года Мосягин неизменно входил в штаб национальной сборной, когда ее возглавлял Лобановский. - Прим. "СЭ"). Великий тренер не может ответить людям, которые мизинца его не стоят. Но пусть им будет хотя бы стыдно.

Алексей ЩУКИН