Газета Спорт-Экспресс № 120 (5293) от 3 июня 2010 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 3 июня 2010 | Баскетбол - Россия

БАСКЕТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

Вчера ночью были обнародованы результаты экспертизы аудиозаписи, которая стала причиной самого громкого скандала в истории российского баскетбола. Напомним, что запись содержит фрагменты разговоров в судейской спорткомплекса в Крылатском 13 и 14 мая, где в те дни состоялись матчи 1/4 финала "Динамо" - "Локомотив". Из содержания беседы следует, что судейство этих игр было заведомо предвзятым.

ФАЛЬШИВОЕ СЕРДЦЕ

Экспертизу проводила компания "Форенэкс", основным профилем которой являются фоноскопические и фонографические исследования. Квалификацию экспертов компании подтверждают сертификаты Федерального центра судебной экспертизы при министерстве юстиции РФ. Специальной комиссии РФБ, созданной для расследования инцидента, фирму "Форенэкс" рекомендовал Межгосударственный авиационный комитет, которому нередко приходится иметь дело с расшифровкой "черных ящиков".

Официальное заключение "Форенэкс" (на 49 страницах!) содержит, в частности, следующие выводы:

- содержание записи не cоответствует реально происходившему разговору или разговорам - фонограмма получена в результате монтажа 13 фрагментов;

- на исходный акустический сигнал был наложен звук ударов сердца - вероятно, с целью сокрытия факта монтажа и условий проведения звукозаписи;

- запись осуществлялась с использованием звукозаписывающего устройства со встроенным или выносным микрофоном;

- микрофон (и, возможно, записывающее устройство) находился в одном помещении с участниками разговора, в непосредственной близости от предмета мебели, на котором размещались столовые приборы - вероятно, чайная посуда;

- во время записи положение микрофона оставалось неизменным, он не мог быть закреплен на теле человека, никто из участников разговора не прикасался к микрофону;

- для формирования данной фонограммы требуются навыки владения специализированным программным обеспечением, предназначенным для создания и редактирования звуковых сигналов.

Эти выводы подтверждает еще одна экспертиза, которую предоставил комиссии адвокат Максима Астанина. Напомним, что Астанин был инспектором на обоих матчах "Динамо" - "Локомотив", и в записанном разговоре именно он объясняет судьям, как те должны помогать "Локомотиву". После обнародования записи президент РФБ Сергей Чернов объявил об увольнении Астанина с должности главного специалиста мужской суперлиги. В "допросе", которому комиссия на прошлой неделе подвергла всех участников скандальной беседы, Астанин не участвовал по состоянию здоровья. Сейчас он находится в больнице, и комиссия располагает лишь его объяснительной запиской. Результаты экспертиз и другие факты, собранные комиссией, будут переданы в исполком РФБ, которому и предстоит принять итоговое решение.

ИСКАЖАЕТ ЛИ МОНТАЖ СМЫСЛ РАЗГОВОРА?

Этот вопрос едва ли не самый важный из тех, что остаются открытыми. Судить о чисто баскетбольных нюансах вроде "два фола туда - один сюда" (формулировка Астанина) эксперты по звуку, конечно, не могут. А установленный факт монтажа вовсе не означает, что этот монтаж искажает смысл разговора (вернее, той его части, которая посвящена судейству матчей "Динамо" - "Локомотив"). В конце концов, нас не интересует степень идентичности записи реальной беседе. Интересует другое: уговаривал ли Астанин судей обеспечить "Локомотиву" выход в полуфинал? Проще говоря: расписан наш чемпионат заранее или не расписан?

Мнения "подозреваемых" здесь расходятся. Арбитры либо уходят от конкретного ответа на вопрос о смысле записанного разговора, либо говорят, что он сохранен. Астанин же настаивает на принципиальном искажении смысла.

Для того чтобы составить свое мнение, "СЭ" пришлось изучить не только исходную, сокращенную запись, обнародованную 20 мая, но и ее полный вариант, который появился в интернете (тоже анонимно) вечером 28 мая. Полная запись состоит из двух файлов продолжительностью по 3 часа 40 минут каждый. Первый записан вечером 13 мая, второй - 14-го. Файлы содержат длительные "пустые" отрезки, когда в комнате никого нет. Очевидно, в день каждого из матчей записывающее устройство вносили в судейскую до приезда арбитров и забирали после того, как те покидали арену. Также запись содержит массу диалогов на самые разные темы: разбор чисто технических нюансов судейства, разговоры с бухгалтером, обсуждение кинофильмов, рассказы о турпоходах и т. д. Неудивительно, что при монтаже сокращенного файла все это предпочли вырезать.

Большая часть смонтированной фонограммы содержится в той части исходной записи, которая сделана после окончания первого матча. Порядок фрагментов действительно изменен. Например, первый отрезок фонограммы длительностью около 10 минут на самом деле является окончанием разговора. А фрагмент, в котором Астанин почти шепотом говорит, что "концовку доставать надо по-любому" вообще относится к большому перерыву между второй и третьей четвертями (то есть речь идет о концовке не второго матча серии, как предполагал "СЭ", а первого).

Таинственный монтажер подошел к своей миссии творчески: постарался расположить части записи так, чтобы самые недвусмысленные и четкие реплики находились поближе к началу файла. И чтобы при этом у постороннего слушателя не возникало сомнений в цельности беседы.

Впрочем, главное не это, а то, что от перестановки фрагментов суть разговора осталась прежней. Например, астанинские "Два фола туда - один туда" следуют всего через несколько секунд после его же фразы: "Динамо" надо было прикрутить". Без каких-либо склеек. Так что сомнений в том, какой из команд судьи должны были давать два фола, а какой - один, не возникает. То же самое относится и к прочим частям беседы. В общем, состав "преступления" налицо. Если не юридически, то уж логически - точно.

КТО МОГ СДЕЛАТЬ ЗАПИСЬ?

Заключение экспертов о том, что звуки бьющегося сердца добавлены в фонограмму искусственно, свидетельствует: автор записи стремился замести следы. То есть создать иллюзию, что диктофон спрятан под одеждой одного из участников беседы. Теперь же очевидно: судьям и Астанину устроили ловушку. Причем устроили весьма профессионально. То же самое относится и к монтажу, который явно делали не "голыми руками".

Чтобы понять, какими должны были быть профессиональная квалификация и техническая оснащенность авторов фонограммы, "СЭ" обратился к руководителю ООО "Форенэкс" Герману Зубову.

- Нужна ли какая-то специальная подготовка, чтобы так качественно смонтировать запись?

- Нет. Достаточно иметь компьютерную программу. В интернете можно найти самые различные звуковые редакторы. В том числе и в свободном доступе.

Лев ТИГАЙ, Антон СОЛОМИН

Окончание - стр. 6