KAZAN -2013
РАБОТА ДЛЯ МИНИСТРА
Правда, теперь уже бывшего министра. В дни, когда мы работали над этим приложением к "СЭ", Марат Бариев сменил казанскую прописку на московскую - его назначили исполнительным директором Олимпийского комитета России. Теперь экс-министру спорта Татарстана предстоит решать задачи большего масштаба - федерального и даже международного. И мы желаем Марату Мансуровичу успеха на новом поприще.
А это интервью - последнее для Бариева в ранге республиканского министра - корреспондент "СЭ" взял в его кабинете в Казани. Где из окон прекрасный вид на одну из новых и самых больших гостиниц - "Гранд-отель". Построен он, кстати, ко Всемирным студенческим играм.
РАЗМАХ И ЗАДАЧИ
- Кажется, предстоящая универсиада по размаху и количеству гостей, которые приедут в Казань, аналогов в истории российского спорта не имеет, - начал я разговор с Маратом Бариевым.
- Сравнимый масштаб события - это Олимпиада в Москве и Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Но тогда была иная страна, другое время.
- Есть еще Всероссийская спартакиада школьников - явление не менее масштабное.
- Я не думаю, что стоит ставить в один ряд эти состязания.
- Как бы вы сами определили миссию своего ведомства в подготовке и проведении универсиады?
- Это координация, подготовка и решение спортивных задач. Кто-то отвечает за строительство объектов, кто-то - за транспорт, а мы - непосредственно за спортивную составляющую. Будем заниматься подготовкой персонала, который будет работать на спортивных объектах Игр, судей, спортсменов. Задача минимум - подготовить в регионе большую группу спортсменов, которые попали бы в сборные страны. Задача-максимум - вырастить к 2013 году победителей и призеров Всемирных студенческих игр. Тех, кто оставит награды универсиады в Казани, в Татарстане.
- Всемирные спортивные игры студентов проводятся раз в два года, и не первое десятилетие. А в России аналогичные студенческие соревнования прежде организовывались?
- Первая зимняя универсиада прошла в марте текущего года в Красноярске. Летние Игры принимал в прошлом году Татарстан. Это прямой результат нашей заявки на право принять Всемирную универсиаду. По моему мнению, эта инициатива подняла целый пласт вопросов по студенческому спортивному движению. В законе о спорте, скажем, понятие "студенческий спорт" отсутствует вообще. Спорт для инвалидов, профессиональный, для пожилых людей, детско-юношеский - эти стороны жизни и работы отрасли представлены, а вот статус студентов законом не сформирован.
- Почему?
- До недавних пор это было полузабытое понятие - студенческий спорт. Полагаю, что наша достаточно шумная попытка получить Всемирную универсиаду способствовала переменам. Принято решение проводить общероссийские соревнования для вузов, появились региональные студенческие состязания. Процесс пошел, но пока мы только в самом начале пути.
РЕКТОР ИЛИ ДОКУМЕНТ
- Почему?
- А потому, что на сегодняшний день состояние дел со спортом в вузах целиком зависит от ректора, а не от нормативной базы. Нет регламентирующих, обязывающих к чему-то документов. При аттестации вуза министерством образования наличие спортивной базы в расчет пока не принимается. Обычно хватает договора об аренде некого стадиона. А своей базы для занятий спортом у высшего учебного заведения зачастую вообще нет! За последние 15 лет количество вузов в стране возросло в разы, а вот число спортивных объектов, построенных специально для нужд учащихся, росло отнюдь не ударными темпами.
- В Казани эту проблему, насколько можно понять из знакомства со стройками будущей универсиады, пытаются решить.
- Из 36 новых объектов, которые построят к универсиаде, половина будут принадлежать вузам, а еще восемь появятся при школах и техникумах. Приняв это решение, мы как бы приближаем потребителя к конечному продукту и гарантируем загрузку наших спортивных новостроек. Мы в этом вопросе, что характерно, напоминаем Пекин. Там такие же решения, но сами сооружения больше, помпезнее, богаче.
- В Китае со спортсменами работали и работают многие европейские тренеры, в том числе выходцы из бывшего СССР. А где взять такое количество преподавателей и тренеров для Казани?
- Тренеры - это сейчас наша самая большая головная боль. И не только тренеры, но и другие специалисты. Мы научились быстро и качественно строить уникальные сооружения. Где-то за год справляемся со сложными задачами. Специалиста же за год не подготовишь. Минимум пять лет на это уйдет.
- Не пытались перевозить кадры, создавая им условия для жизни и работы?
- И пытались, и по-прежнему занимаемся этим. Но мы приняли кардинальное решение - переводим в Казань из Набережных Челнов Академию спорта. Создаем учебное заведение нового уровня. Это будет центр, который совмещает и научный, и медицинский потенциал, и спортивную подготовку, и вуз. Идею поддержал премьер-министр России Владимир Путин, одобрил наш "отраслевой" министр Виталий Мутко. Этим шагом мы снимем для себя остроту проблемы кадров.
- А вам Челны не жалко?
- Жизнь в этой ситуации сама все расставила по своим местам. Когда вуз базировался в Казани и числился филиалом Волгоградского института физкультуры, то считался престижным, а знания, которые там давали, - ценными. При переводе вуза в Челны эти составляющие потерялись. Автоград достаточно далеко от Казани, и преподавательский состав переезжать не захотел. При переводе вузу было обещано строительство столь важной и крайне необходимой спортивной базы. Однако этого не произошло. Мутко считает камский вуз одним из самых отстающих из 14 высших учебных заведений системы Минспорта. И ничего не меняется: из Казани жить и работать туда не едут, из Уфы или Перми - тоже. А в Казань люди приедут, и не только из республики.
АГРЕССИВНАЯ ЗАЯВКА
- Ваше ведомство готовило заявочную часть в канун выборов столицы универсиады Международной федерацией студенческого спорта (ФИСУ)?
- Да. Идея была озвучена властям республики в 2003 году. Тогда нам дали добро заниматься этим вопросом. В то время на меня смотрели как на фантазера: где Казань и где универсиада?! Хотя потом даже Москва заинтересовалась идеей, но в итоге поставили на нас. Не могу не сказать добрые слова в адрес Ильдара Гильмутдинова, депутата Госдумы. Этот человек провел большую работу в Москве, продвигая идею. В итоге нас поддержало федеральное правительство, и мы буквально "на флажке" успели собрать все документы. С августа 2006-го началась активная работа под руководством премьера Татарстана Рустама Минниханова. В 2007-м мы первый раз приняли участие в выборах.
- Проиграли?
- Да, китайскому Шэнчьжэню. Причем все решилось в последнем, четвертом туре. Счет голосов - 12 на 10, хотя мы китайцев в третьем туре обошли. Но "ушла" заявка Испании, и четыре голоса перераспределились не в нашу пользу: три отдали Шэнчьжэню, один - нам. Второй раз все было проще: из 27 голосов 20 были наши.
- Как удалось переломить ситуацию?
- У нас появились связи в ФИСУ, Казань в мире узнали. Мы достаточно быстро поменяли мнение о себе, начав позиционировать город как спортивный центр, строить соответствующие объекты, принимать крупные турниры. До этого в Казани провели всего два чемпионата страны: по боксу в 1991-м и в далеком 1977-м - по фехтованию.
- У вас была достаточно агрессивная кампания по продвижению своей заявки. Так вышло случайно?
- Нет, мы сознательно шли на такие вещи. Яркие, запоминающиеся. Чем можно удивить ФИСУ? Люди много видели, их просто так не проймешь. Это сегодня стало проще, когда "Рубин" в Лиге чемпионов сыграл удачно, когда ватерполисты Еврокубок выиграли, а поначалу такой город - Казань - не всякий и знал. Мы эту проблему решали по-своему: собрали подписи молодежи России и Европы. Провели пробег студентов Казань - Брюссель. По территории пяти стран. Благо, бегунов-марафонцев у нас хватает. Они даже в Пекин бегали, а тут только до Бельгии нужно было добежать! По пути - митинги, акции. В итоге Казань поддержали два мэра городов из Польши и Германии. Мы все это снимали, а потом транслировали на большом экране в Брюсселе в момент подачи заявки. Эффект был оглушающий. Привезли еще и папки свои, буквально завалили ими ФИСУ: более ста тысяч подписей собрали, пожеланий. Все ярко, с эмоциями. На следующий день корейская делегация привезла на тележке в зал для голосования миллион подписей. Миллион! Сложено все это было в небольшие аккуратные коробки. Члены ФИСУ, глядя на происходящее, даже не шелохнулись. После нашего шоу этот ход не возымел действия. Вот тогда я и понял: мы выиграем спор за эти Игры.
- А зачем вы так активно позиционируете себя, что называется пиаритесь? Казань, по-моему, и так рада, что к ней приходит универсиада.
- Мы пытаемся развиваться как туристический центр, как место, куда стоит стремиться, чтобы жить и работать. Особенно молодым. Мы привлекаем внимание к Играм не просто как к большим соревнованиям. Главный итог для Казани и страны - не только спортивный. Разумеется, спортивная инфраструктура, которая будет служить городу не одно десятилетие, - главное. Но Казань становится привлекательна еще и как один из основных культурных центров страны вообще. Сегодня ресторан без меню на английском - уже не уровень, общая культура меняется к лучшему. Мы приглашаем к себе оценочные комиссии, имидж-агентства. Многое узнаем. Порой получается забавно. Недавний пример - "Гранд-отель Казань". Шикарная гостиница с адекватными ценами. Все сделали для удобства инвалидов: номера, пандусы. Открывали - радовались! А потом приехали люди из Европы и раскритиковали наши усилия: оказывается, в ресторан отеля можно только по лестнице попасть. Мы этого сами не заметили. Теперь переделываем.
ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ БОРЬБА
- Будет ли у Татарстана некое преимущество при составлении ФИСУ судейских бригад, сборных России по видам?
- Да, конечно. Для нас это уникальная возможность, блестящий шанс подтянуть свой судейский корпус, дав возможность нашим людям поработать на таких масштабных международных соревнованиях. Какое именно количество местных арбитров мы сможем допустить до Игр, пока неясно. Этот вопрос будет решен к осени, когда завершатся визиты комиссий ФИСУ в Казань, но принципиальное решение на этот счет принято. У нас есть договоренность с министром спорта России Виталием Мутко, который соберет на специальное совещание представителей всех 26 федераций, которые будут заявлять свои сборные на универсиаду. Помимо прочего там будет идти речь и о принципах комплектования студенческих сборных России и судейского корпуса.
- Программа Всемирных универсиад - не догма. Хозяин Игр всегда добивается включения видов, которые хотел бы увидеть сам. Казань получила здесь какие-то бонусы от ФИСУ?
- Да. Очень просили поддержать их виды федерации регби и бадминтона. Когда регби стал олимпийским видом, проблема решилась почти сразу. Мы просили внести в программу греблю, тяжелую атлетику, бокс. Этих олимпийских видов в обязательной программе нет. Мы хотели включить национальный вид - борьбу на поясах - и добились своего. Просили также провести шахматный турнир в рамках универсиады, памятуя, что Татарстан в России - шахматный регион. Нам пошли навстречу. Ну и хоккей на траве. Тоже "наш" вид. Тут вопросов не было - в Казани построен прекрасный центр этого вида спорта, и глупо было бы его не задействовать.
- У вас не было соблазна заявить в отдельных игровых видах команды Татарстана, которые могли бы принимать участие в универсиаде вне конкурса?
- Это исключено. Такой практики нет. ФИСУ на это не пойдет ни при каких условиях, но создать на базе республиканских команд сборные России - такая задача перед нами стоит. Мы уже ведем определенную работу с отдельными федерациями. В частности, планируется появление сборных страны на основе казанских клубов "Динамо" и "Синтез". Это хоккей на траве и водное поло. Хотим и футбольную сборную сделать максимально близкой для Татарстана, и баскетбольные команды создать в Казани, и волейбол в этом плане задействовать. Цель есть, нужно работать. И потом, такое решение поможет нам привлечь зрителя на трибуны.
- Вход на арены будет платным?
- Вопрос пока решается, идут консультации с ФИСУ и компаниями, которые помогали готовить олимпиады, универсиады. Решение будет принято осенью, но думаю, на предварительные соревнования люди смогут пройти свободно, максимум за символическую плату.
- У вас не было соблазна, когда вы подавали заявку, включить не только Казань, но и другие города Татарстана?
- Соблазн был. Не дали. ФИСУ без энтузиазма отнеслась к идее проведения части состязаний в Елабуге и Набережных Челнах. Мотив отказа был один - далеко. Это больше 250 километров по трассе от Казани на восток. Транспортную проблему ФИСУ предлагала решать с помощью перелетов, что нецелесообразно экономически. Но главная реальная идея жива. Зеленодольск. Это фактически пригород Казани, родина Виктора Колотова. Там хороший стадион, который наверняка заполнят болельщики. На последнем исполкоме ФИСУ вопрос о Зеленом Доле поднимался, и я пока не потерял надежду, что этот город примет пару матчей в групповом турнире по футболу.
- В программе российской универсиады 26 видов. Во всех рассчитывать на успех наивно, да и не стоит ставить недостижимые цели. Но наверняка у Татарии есть свой, ударный вид, на который и вы лично, и руководители республики возлагают особые надежды.
- Да, есть. Это легкая атлетика. Со всех последних универсиад наши земляки возвращались с наградами. Хотелось бы увидеть достижения в плавании, игровых видах спорта. Такие задачи перед спортсменами и тренерами мы ставим, но сегодняшняя ситуация не поддается долгосрочному прогнозу. Принципиальный момент - успехи в национальном виде спорта, борьбе на поясах.
- Этот вид спорта трудно назвать рядовым. Больших усилий стоило включить его в программу универсиады?
- Очень больших. Самбо и борьба на поясах в программе Игр - одни из самых сложных задач на этапе борьбы за право проведения универсиады.
- В ФИСУ понимали, что именно вы хотите? Какая такая борьба, почему пояса…
- Нет, понимание было, но дело в том, что у Федерации борьбы на поясах есть определенные проблемы в отношениях с ФИЛА. Это организация, которая занимается борьбой, ее олимпийскими видами, и она давала понять ФИСУ, что не хочет видеть наш национальный вид в программе универсиады. Буквально накануне голосования нам прямым текстом говорили: уберите из программы Игр борьбу на поясах - и все проблемы будут сняты. В ФИСУ вообще были очень удивлены заявкой Казани. Мол, очень большая. Предлагали ее немного подсократить.
- Заявка в итоге прошла без сокращений. Убедили людей, что без этого вида универсиада в Казани теряет шарм и колорит?
- Убедили. Я лично сказал вице-президенту ФИСУ, что не могу вернуться в Казань без борьбы на поясах в программе. А решающим аргументом, думаю, стала просьба нынешнего президента республики, тогда премьер-министра Рустама Минниханова. Он попросил поддержать заявку этого вида борьбы как национального. Рустам Нургалиевич пользуется у членов исполкома ФИСУ значительным авторитетом, знает этих людей лично. В итоге прошли на голосовании не только борьба на поясах, но и самбо. Для универсиады соревнования по 26 видам спорта - очень много, и люди хотели подстраховаться. Но мы убедили их, что справимся. Это серьезная работа, но Татарстану она по силам.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ