СПОРТ-ЭКСПРЕССх3М
Михаил КЛИМОВ
ЗАБЕЖАВШИЙ НА ЭЛЬБРУС
В мае в рамках фестиваля Red Fox Elbrus Race прошел забег на высшую точку Европы, западную вершину Эльбруса (5642 м). Гонка стартовала на высоте 3800 м, длина маршрута - около восьми километров. Первым на вершине оказался 29-летний москвич, мастер спорта по лыжным гонкам Михаил Климов, который преодолел дистанцию за 2 часа 27 минут и 5 секунд. Тем самым он улучшил время прошлогоднего победителя на 16 минут.
В рамках этого же фестиваля прошел забег "Вертикальный километр", где победил 20-летний мастер спорта по лыжным гонкам, член молодежной сборной страны Дмитрий Плосконосов. Одни километр подъема и 3900 м дистанции он преодолел за 48 минут 41 секунду.
Климова же мы пригласили в редакцию. Когда Михаил появился y нас, я несколько удивилась: ни тебе длинных волос, ни серьги в ухе, как у всех экстремалов. Поделилась с ним своими наблюдениями и в ответ услышала: "Какой военнослужащий с серьгой в ухе?"
* * *
- Вы - москвич, а лыжные гонки - не городское это занятие. Чем они вас привлекли?
- Я тогда жил в Подмосковье и занимался вольной борьбой. Потом наша секция, как говорится, прекратила существование, и все борцы дружно ушли в лыжи.
- Чем-то навыки борьбы там пригодились?
- Лыжи сейчас стали таким контактным видом, особенно масс-старты, что умение толкаться пришлось очень кстати.
- С альпинизмом когда познакомились?
- Лет семь назад, случайно. Выехали в горы в свадебное путешествие, хотели как-то нестандартно его провести. Съездили, зашли на Эльбрус и решили - больше в горы ни ногой.
- Это почему?
- Тяжело. Все те же нагрузки, которых нам и в лыжах хватает. В итоге на следующий год еще раз поехали. И снова решили - хватит.
- Если бы кто-то вам тогда сказал, что вы девять раз побываете на вершине Эльбруса, поверили бы?
- Нет, первые два раза было очень трудно. Но как-то так получилось, что начиная с 2004 года делаем там восхождения.
- С женой?
- Нет, уже с друзьями. Фотографии им покажешь, так красиво, вот и просят сводить их на Эльбрус. Вроде не собираешься, а как май - июнь, какая-то группа организовывается. Рюкзак на плечи - и погнали.
- В этом году в двух дисциплинах - скоростном забеге на вершину и "Вертикальном километре" - сенсационно победили лыжники. Вы можете объяснить, почему?
- Эти восхождения были не так известны, организовывались альпинистами как подготовка к восхождениям в Гималаях. Сейчас они становятся более популярными, о них много информации, люди заинтересовались, стали пробовать. В этом году участвовали 48 человек, из них - восемь женщин из восьми стран.
- Что вас-то подвигло на этот подвиг?
- В прошлом году товарищ из альпклуба МАИ бежал там и сказал, что ему нужна высотная помощь. Решил съездить с ним. На месте узнали, что, по правилам соревнований, никакой помощи оказывать нельзя. Подумал: чего я здесь десять дней кувыркаться буду, дай тоже поучаствую. Без специальной подготовки занял третье место. Расстроился страшно и сказал: на следующий год обязательно вернусь.
* * *
- Вы именно по этому маршруту девять раз ходили?
- Этот раз был десятый.
- Каждый камушек, трещинку уже знали?
- Там снежные поля, сказать, что все знаю, трудно. Известно только, как ты себя будешь чувствовать на каждой высоте, на каждом отрезке. Знаешь: вот Бочки (3800 м), вот Приют одиннадцати (4100 м), далее скалы Пастухова (4600 м), выход на косую полку (5000 м), седловину (5300 м), а дальше - так называемый аэродром, от которого до вершины 5 - 10 минут хода. Уже понимаешь, где будет тяжело психологически, физически.
- Насколько этот забег можно считать бегом?
- Это быстрый заход, так точнее. Местами я действительно переходил на бег. Но это были очень короткие участки: первые сто метров, перед Приютом, в седловине и перед вершиной, где более или менее ровные участки.
- С какой лыжной дистанцией это можно сравнить?
- По времени - без малого два с половиной часа - лыжный марафон.
- А по нагрузке?
- Забег, конечно, потяжелее. На лыжах подъем - спуск, есть где отдохнуть. А здесь как включил какую-то скорость, так и жмешь. Нигде не отдохнешь.
- Как готовились?
- Весь зимний сезон посвятил подготовке к забегу. Потихонечку набирал общий объем набеганных на лыжах километров. Под конец сезона выступил в трех лыжных марафонах подряд. Оставался еще месяц, чтобы перейти на бег, разбежаться. За 12 дней выехал на Эльбрус, проходил акклиматизацию. Делал спокойные выходы, чтобы привыкнуть к высоте.
- То есть к подготовке отнеслись профессионально?
- Да, чем удивил альпинистов. Они сетовали: раньше мы сюда приезжали с высоких гор и выигрывали за счет высотной акклиматизации. А теперь, оказывается, к этому надо специально готовиться.
- Как засекали время?
- Высотные судьи стояли на скалах Пастухова, при выходе на косую полку, в седловине тоже была их палатка, и - на вершине. Так что контролировали по всей дистанции.
- Пункты питания были?
- Да, на Пастухова, седловине и вершине давали пить. Но я, честно говоря, нигде не пил.
- Что так?
- Бежал с кэмелбэком (пластиковая поилка в специальном рюкзаке), свое питье было. А еще в руках палки, так что брать что-либо было тяжело, да и лишние движения в сторону делать не хотелось.
- Какая была экипировка?
- Организаторы поставили условие, чтобы на участниках была трехслойная одежда. Мне кажется, что это не совсем правильно, требование к одежде надо предъявлять в соответствии с погодными условиями. В тот день было тепло. Зачем одеваться в три слоя, чтобы спариться?! А потом на ветру продует. На мне было тонкое термобелье, тонкое белье с виндстоппером, сверху обычный лыжный разминочный костюм с мембраной из виндстоппера. На ногах кроссовки с кошками. Бежалось комфортно.
- Во время забега что чувствовали?
- Когда первый раз увидел, подумал, чего они там пыхтят? Сейчас покажу им, как надо. А когда сам пошел, в голове помутилось, по ногам бьет, одышка. Со стороны посмотришь: то ли человек, то ли овощ какой идет, непонятно. Второй раз уже знаешь, что тебя ждет. Это спорт, тут надо преодолевать себя! Идешь, терпишь, знаешь, что по-любому на вершине будешь, но только теперь должен первым туда забежать.
- А что соперники?
- Я сначала сделал большой отрыв. За мной трое гнались, они начали друг друга вести, менялись, что сохраняло им силы, и на седловине почти догнали. Прошлось убегать. Выхожу на аэродром, а сам думаю: блин, сейчас догонят. Пытаюсь прибавить, а все тело сковало, руки-ноги сводит. Оглядываюсь, а там такие же идут. Утешает.
- Какие дифирамбы пели вам после этого альпинисты?
- (Поморщился.) Все ходили недовольные, мол, понаехали тут всякие, все повыигрывали. Надо что-то придумать, как с вами бороться.
- Что вы им можете посоветовать в этом плане?
- Изначально работа должна проводиться на равнине: кросс, вело, роллеры. Используя эти средства, надо набирать объемы.
- Считаете такое восхождение экстремальным?
- Наверное, да. Но при хорошей погоде нет жесткого экстрима. В непогоду будет сложнее.
- Что для вас эта победа?
- (Пауза.) Хотел победить с рекордом. Реально поставил цель, шел к ней и добился. Смог все рассчитать, разложить по полочкам. Но одно дело расписать на бумаге, другое - выполнить. Я это сделал!
- Набравшись опыта, на следующий год попытаетесь улучшить рекорд?
- Выбежать из 2.20 реально. Дальше начнут отщипывать понемножечку.
- Не в курсе, другие лыжники собираются к вам присоединиться?
- У многих ребят появилось желание и на вершину забежать, и в "Вертикальном километре" поучаствовать. На мой взгляд, "ВК" как раз для лыжников, движения похожи на лыжные ходы. Дима сказал, что особо и не напрягался, когда бежал.
- Почему он не участвовал в скоростном забеге на вершину?
- Он рвался туда, но тренер строго-настрого запретил, даже в "ВК" не разрешил бежать, это мы уже пошли на нарушение.
- Какой резон был у тренера запрещать?
- Диме всего двадцать, нагрузка на его неокрепший организм может так отразиться, что потом он будет тяжело и долго отходить. Поэтому не рискнули.
- А у вас не было желания пробежать "ВК"?
- А я бежал, был четвертым. Этот старт рассматривался как проходной, подготовка к основному забегу на вершину. Решил, если смогу бороться, то до конца. Если соперники окажутся сильнее, то идти своим темпом. Не скажу, что совсем бросил бороться, до конца шел с небольшим запасом.
- После этого у вас нет желания перейти на горный бег?
- Там спортсмены должны быть невысокими и легкими, как те трое, что меня догоняли. А у меня рост 184 см, вес 84 кг.
- А всерьез заняться альпинизмом не собираетесь?
- Пока нет, но в горы ходить буду. В этом году хотим на Алтай, на Белуху поехать. В следующем, уже после забега, планируем пойти на пик Ленина на Памире.
- Но альпинизм вас потихонечку затягивает, ведь так?
- Отпуск-то один, на все времени не хватает. Я даже на море за последние годы ни разу не был, все горы да горы. Но ходить самопально рискованно. А чтобы на серьезные маршруты идти, надо ездить на сборы. Может, когда-нибудь и получится.
- За победу вы приз от правительства Кабардино-Балкарии получили, расскажите о нем.
- Шашку вручили. Красивая, тяжелая, но не очень острая. Пока дал ребенку поиграть. Со временем думаю на стену повесить.
Елена РЕРИХ