ФУТБОЛ
ЧМ-2010
ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ТРУСЛИВОГО ЛЬВА
Александр ПРОСВЕТОВ |
из Йоханнесбурга |
Чемпионат мира в Южной Африке пройдет без сучка и задоринки. Залог тому - предсказания прорицателей-колдунов, которых в ЮАР называют сангомами. Уважаемые в обществе люди, они врачуют, руководят обрядами, расколдовывают, привораживают и защищают воинов (что, согласитесь, уже ближе к футболу). Причем чаще всем этим занимаются женщины.
...Приличный дом в Соуэто, гигантском негритянском районе Большого Йоханнесбурга. Две комнаты, в которых проживают человек шесть-семь, работает телевизор.
Мы с вами в школе обучения колдовскому искусству. Если хотите, в академии общения с потусторонними силами, духами предков, которые, как верят в Африке, направляют жизнь на земле. Чтобы они не гневались и не насылали несчастья, к ним надо проявлять почтение, а для этого соблюдать ритуалы и приносить животных в жертву. При этом выглядеть сангомы должны привлекательно (не для живых, а для усопших), потому в ходу у них яркие одеяния.
Хозяйку дома зовут Рут, но она неохотно сообщает свое имя: это-де не имеет сегодня значения, так как все называют ее просто сангомой.
Прежде чем поступить в колдовскую школу, человек должен почувствовать в себе данный свыше талант. К примеру, некоторым снится, что они способны на посредничество между духами и людьми. Обучение платное: шесть месяцев занятий, в ходе которых становится ясно, в самом ли деле "студент" готов к роли жреца, обойдутся в 5 тысяч рандов (примерно 650 долларов).
Священнодействие проходит в гараже. Чтобы отогнать злых духов, две ученицы поджигают сухую траву и заводят заунывные мантры, Рут бросает в огонь какие-то кости.
Подсобными предметами могут служить и семена, и ракушки. Колдовство - наука хитрая. Так, кость гиены помогает искать украденное добро. Усопший посмотрит, как "фишка" легла, и сделает сангоме подсказку.
Но вот сразу же ответить на вопрос, кто станет чемпионом мира-2010, Рут не готова. Надо войти в транс, а это, мол, процедура долгая. Не сведуща, видимо, наша сангома в футболе, а без знания вопроса как расшифровывать послания свыше?
Между тем перед матчем открытия ЮАР - Мексика в дискуссии южноафриканских журналистов, обсуждавших шансы своей сборной, проскочило: мол, Нельсон Мандела уже обо всем с неким сангомой договорился. Так что не волнуйтесь, соотечественники, все будет хорошо.
* * *
Незадолго до старта ЧМ-2010 традиционные вожди и сангомы со всей округи Йоханнесбурга собрались на обновленном стадионе "Соккер Сити". Зарезали корову в знак уважения к духам предков, окропили "поляну" кровью.
Можно сколько угодно иронизировать по поводу жертвоприношений и прочих ритуалов, но на чернокожих футболистов они оказывают существенное психологическое воздействие. Вооруженный верой человек становится сильнее. Особенно если он с детства впитал определенные религиозные устои.
Сами чернокожие африканцы откровенничать насчет своих обрядов не склонны. Причем, насколько мне известно, они не столько опасаются насмешливого отношения, сколько руководствуются запретом на посвящение чужаков в таинство.
Вот вам история. В 80-е годы я работал корреспондентом ТАСС в Бенине. И снимал дом у сестры одного типа, ставшего в одночасье высокопоставленным сотрудником бенинского МИД. Впрочем, не совсем в одночасье: просто это ведомство возглавил его старый друг. Между тем владелица нашего дома на год с лишним уехала лечиться во Францию, так что плату за жилье я отдавал новоявленному мидовцу.
Собирая материал о традиционных верованиях, я как-то спросил этого человека, не "выписал" ли ему колдун какой-нибудь гри-гри - так в Западной Африке называют всякие амулеты и обереги. "Мне велено всегда носить в заднем кармане брюк вот это. - тут "дипломат" продемонстрировал туго набитый чем-то мешочек. - Иногда, правда, сидеть неудобно. Что лежит внутри, мне неизвестно. Более того, я не должен никому показывать гри-гри, чтобы недруг не нашел против него противоядие. Но ты белый, на тебя запрет, уверен, не распространяется".
А буквально на следующий день после этого разговора ко мне заявилась прилетевшая из Парижа хозяйка и стала требовать деньги. Выяснилось, что брат обманывал ее и квартплату не передавал. Был жуткий скандал.
* * *
Африканские футболисты в ответ на вопрос о колдовских обрядах в их командах обычно хихикают, говорят, что это дела давно минувших дней, что, может, кто-то кое-где порой... На самом же деле эта практика и впрямь не повсеместная, но весьма распространенная.
Марк Фиш, белый защитник сборной ЮАР на Кубке Африки-96, рассказывал мне во время того турнира, что в сборной не практикуются мути, как называют на юге Африки всякие чудодейственные средства, зато почти во всех клубах колдун - штатная единица. Если команда проигрывает, то сначала меняют снадобья, а потом и "мути-мэна" как не справившегося с обязанностями.
- Перед важным матчем надо принять ванну с различными травами, натереть веки пастообразной массой или выпить какой-то настой, который призван придать дополнительные силы, а соперника, наоборот, ослабить, - рассказал Фиш, игравший тогда за "Орландо Пайрэтс", а впоследствии за "Лацио", "Болтон" и "Чарльтон". - Я побаиваюсь принимать внутрь незнакомые зелья, тем более что как-то после этой процедуры разболелся желудок. Но раз я играю вместе с черными ребятами, то должен уважать их обычаи. Тем более что соблюдение обрядов психологически настраивает команду на борьбу.
Знакомый россиянам по выступлениям за ФК "Москва" полузащитник Стэнтон Фредерикс относится к "цветному" населению ЮАР, как называют в этой стране мулатов и метисов, образовавших этническую группу со своими культурными традициями, в которой большую роль играет христианство. Так что об оккультной практике в клубах он говорил без утайки.
- В "Кайзер Чифс" ничего особенного не было, - рассказал Фредерикс. - Зато в "Орландо Пайрэтс" ритуалам придавали большое значение. За день до игры отменяли тренировки - все в лес уходили. Колдун подводил голыми по четыре-пять человек к ванночке, кидал в нее какие-то камни. Нас накрывали одеялом, и мы должны были вдыхать снадобье, которым емкость была наполнена. Потом всех окропляли этой жидкостью, после чего следовало удаляться, не оборачиваясь. Причем колдуну кто-то мог не понравиться - и его он с церемонии выгонял. На поле выходили, бывало, во влажной форме, пропитанной неким составом. Я не верю во все подобные ухищрения, но усомниться в них вслух было нельзя - иначе потом именно тебя обвинят в поражении. Только пить какие-либо отвары я отказывался.
* * *
Знаменитый в прошлом южноафриканский футболист, а ныне босс клуба "Джомо Космос" Джомо Соно регулярно наведывается в свое племя мозамбикского происхождения за разными мути, лично сыплет на поле порошок, а по пути из раздевалки перед матчами его команды иногда разливают молоко, так что соперникам приходится наступать на лужи. На черных африканцев, выросших в традициях языческих верований, это воздействует негативно - играть они иной раз выходят подавленными и обреченными. Да и в сборной ЮАР на ЧМ-2002, когда ею руководил тот же Соно, был колдун, имевший официальную должность руководителя "специального проекта".
* * *
Помимо сангом, играющих роль социальных работников и психологов, есть в Южной Африке и просто целители - ньянги, с духами не контактирующие, а прописывающие традиционные средства от недугов. Это те же мути, которые принимают внутрь, натирают, а то и втирают в надрезы на теле. Кстати, в переводе с языка зулу слово "мути" означает "дерево". Ведь многие лечебные снадобья имеют растительное происхождение.
При недуге африканцы гораздо чаще обращаются к знахарям, а не к служителям современной медицины. Вот и ганец Хамину Драман, помнится, отлучался из "Локомотива" на родину, убежденный, что там целитель поможет ему восстановиться скорее, чем дипломированные доктора с уколами да таблетками. Что касается ЮАР, то, по некоторым оценкам, к традиционным врачевателям обращаются 80 процентов черных граждан.
* * *
Работая в Бенине, я бывал в Котону на рынке знахарей, торгующем средствами от всех болезней, приворотами. На деревянных лотках или прямо на земле были разложены пучки трав, кости, черепа и внутренности животных, перья птиц, расфасованные по пакетикам порошки. На жаре запах стоял весьма специфический.
При этом огульно отвергать "колдовские зелья", думается, не стоит. Многие растения обладают лекарственными свойствами и служат основой для медикаментов, потому современная фармакологическая наука их изучает. Многие мути не лишены и символики. Так, для воспитания отваги человеку могут "прописать"… львиный жир. Как не вспомнить сказочного Трусливого Льва, просившего у волшебника храбрости.
Но не все, конечно, безоблачно. Бывает, что знахарские снадобья вызывают желудочные расстройства. Порезы с использованием одной и той же бритвы при широком распространении СПИДа (по оценкам ООН, еще в 2007 году в ЮАР было 5,7 миллиона ВИЧ-инфицированных, то есть 12 процентов населения) - это более чем рискованно, а случающиеся изредка убийства людей, прежде всего маленьких детей, для получения их органов в качестве мути, и вовсе дикость.
* * *
Иностранные тренеры, которых сейчас в клубах Африки и, в частности, в ЮАР как никогда много, рассчитывают, конечно же, не на предков, а на сноровку-тренировку. Но быть "белыми воронами" можно до поры, до времени, да и не всегда.
Вот что рассказал известный российский тренер Виктор Бондаренко, работавший в Мозамбике и ЮАР, а сейчас тренирующий клуб в Анголе:
- Еще в советское время меня, офицера вооруженных сил, направили на работу с мозамбикской армейской командой "Мачедже". В первый сезон мы заняли высокое второе место. А на второй год возникли проблемы. И вот перед важнейшим матчем ко мне подошел президент клуба и сказал: "Тебя надо расколдовать". Я в ответ пытался что-то объяснять про плохое поле и недостаточное мастерство. Все бесполезно. И на следующий день по приказу командования вся команда отправилась в деревню.
Игроки расположились у меня за спиной, а колдунья завесила окна и во мраке, что-то беспрерывно бормоча, отвернула голову курице. Кровь закапала. "Вам нужно сделать четыре пореза на коленях", - говорит переводчик. Я испугался: СПИД же гуляет. Но делать нечего. У меня испарина на лбу, а колдунья взяла старенькие бритвочки и пустила кровь. На следующий день играем, и при счете 1:1 на последней минуте наш игрок направляет мяч в сторону чужих ворот. Голкипер выбегает его ловить, а мяч попадает в защитника и катится в ворота!
"Мачедже" потом стал чемпионом, а у меня началась счастливая полоса. Уже в ЮАР с "Орландо Пайрэтс" выиграл Суперкубок Африки и Кубок страны, занимал в чемпионате второе и третье места, был признан там в 1996 году лучшим тренером. Может, и впрямь колдунья помогла?