ФУТБОЛ
ЧМ-2010
Руководитель отдела продаж ФИФА Алекс Джобст в рамках спецкурса "Современные технологии управления в спорте" ответил на вопросы студентов факультета "Менеджмент в игровых видах спорта" ГУУ, в рядах которых оказался и корреспондент "СЭ".
ЧМ-2010: 400 ТЕЛЕКАНАЛОВ И 3 МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ
- Я не говорю по-русски, но если Россия выиграет право на проведение чемпионата мира, придется подучить ваш язык, - начал с шутки Джобст. - Говоря о начавшемся первенстве планеты, должен напомнить: ФИФА - не коммерческая организация, все доходы тратятся на развитие.
- Каков бюджет чемпионата мира?
- Более трех миллиардов долларов, если брать весь двухлетний цикл. Основной источник прибыли для нас телевидение - 63 процента, маркетинговая составляющая - 34.
- Как расходуются доходы?
- 26 процентов идут на мероприятия, связанные с развитием футбола в отдельных странах. Порой трудно проследить, как федерации занимаются этим, но мы не снимаем с себя ответственности. Еще около 40 процентов идет на организацию следующего чемпионата мира. В отношении ЮАР эта доля была значительно выше, поскольку страна не обладала такими возможностями, как Германия.
- Какое количество телеканалов показывают матчи из ЮАР?
- Более 400. Для сравнения: в 2002 году было 232, в 2006-м - 376. Во время чемпионата в Германии телеаудитория составила 26,3 миллиарда человек, то есть в среднем 411 миллионов смотрели каждый матч. Причем 32 миллиона наблюдали за ходом игр вне дома, на больших экранах.
- Почему ФИФА не транслирует чемпионат мира на своем сайте в интернете?
- Мы продаем смежные права на вещание и в интернете, и на телевидении. На нашем сайте после каждого матча можно посмотреть двухминутный ролик с нарезкой лучших моментов. Отмечу, что именно электронная страница ФИФА - самая посещаемая среди всех спортивных. Она даже более востребована, нежели сайты Олимпиад. Поэтому реклама там предоставляется только нашим официальным партнерам и спонсорам.
- А много их у вас?
- Партнеров - шесть. Coca-Cola и Adidas продлили соглашение с нами до 2022 года. Есть еще генеральные спонсоры чемпионата мира и национальные спонсоры.
- Чем отличаются партнеры от спонсоров?
- У первых есть доступ ко всем мероприятиям ФИФА, у вторых - только к чемпионату мира, а национальные спонсоры еще и ограничены временем проведения финальной стадии турнира.
- В какую сумму обходится стать партнером ФИФА?
- Не могу раскрывать коммерческую тайну, но речь идет о порядке 200-300 миллионов долларов за соглашение на уровне партнерства и около 80-120 миллионов за спонсорство. Речь о 8-летнем сроке сотрудничества.
- Один из спонсоров ФИФА - фирма, производящая пиво. У нас действуют ограничения на рекламу этого напитка. Не возникает тут проблем?
- Мы озабочены этим вопросом. Очень хочется, чтобы в ряде стран, в том числе и в России, ограничения на рекламу пива не стали жестче. Мы считаем, она имеет право на жизнь, так как если этот напиток использовать в умеренном количестве, вреда он не несет.
- У ФИФА есть российские спонсоры?
- Увы, нет. А вы могли бы подсказать кого-либо?
- Первыми на ум приходят компании, занимающиеся добычей сырья.
- У нас были переговоры несколько лет назад, но мы ни к чему не пришли. А теперь это невозможно, так как у нас уже есть спонсор из этой сферы.
- Но в данный момент у него очень серьезные проблемы.
- Мы в курсе экологической катастрофы в Мексиканском заливе. Надеюсь, у ВР хорошо продумана система страхования. Но если мы поймем, что ситуация вредит ФИФА, сотрудничество будет прекращено в соответствии с пунктами в договоре.
- Россия претендует на право проведения чемпионата мира 2018 или 2022 года. Насколько для ФИФА привлекателен такой вариант?
- Для нас интересна победа любой из стран, претендующих на проведение мирового первенства. Если серьезно, ФИФА очень заинтересована в развитии футбола. А Россия - важный рынок. Многие из наших партнеров имеют здесь свои интересы. С коммерческой стороны это привлекательный вариант. Но есть и другие перспективные заявки.
Григорий ТЕЛИНГАТЕР