ТЕННИС
WIMBLEDON
Роджер Федерер и Николай Давыденко свои первые победы на турнире одержали, уступая со счетом 0-2 по партиям.
ВОСКРЕСЕНИЯ В ПОНЕДЕЛЬНИК
Евгений ФЕДЯКОВ |
из Лондона |
ШАПКИ, ПЛАТЬЯ, КОРОЛЕВЫ
Защитники живой природы время от времени предлагают солдатам и офицерам британской королевской гвардии поменять свои знаменитые медвежьи шапки на аналогичные головные уборы из искусственного меха. Однако раз за разом их усилия натыкаются на непреодолимые препятствия.
Во-первых, опытным путем было доказано, что мех искусственный уступает натуральному во влагостойкости и после дождя и выглядит куда более непрезентабельно. Во-вторых, забили тревогу канадские биологи. Оказывается, отстрел 25 тысяч канадских медведей-гризли, из шкур которых производятся шапки, помогает контролировать популяцию этих животных и, соответственно, пищевую цепь в лесах Северной Америки.
Ну а третьим и главным препятствием, разумеется, является приверженность англичан традициям. Рассуждают они примерно так: раз уж маршировали караульные Букингемского дворца в натуральном меху с незапамятных времен, так пускай и дальше маршируют. Медведей, почтенные дамы и господа, как и коней, на переправе не меняют!
Тотально белое обмундирование участников Уимблдонского турнира - такая же всемирно известная британская традиция, как и медвежьи шапки гвардейцев Ее величества. Проходя через чугунные ворота Всеанглийского лаун-теннисного и крокетного клуба, его посетитель попадает в самое настоящее королевство белого цвета. На первый взгляд, выглядит это довольно скучно, однако, всмотревшись в детали, в цветовом однообразии обнаруживаешь свои прелести. Ведь для привлечения к своей продукции повышенного внимания дизайнеры теннисной формы всемирно известных брэндов вынуждены придумывать что-то особенное. Вот и появляются на женских платьях и юбках всевозможные вставочки, рюшечки, плиссе, бретельки и другие элементы искусства моды.
Впрочем, о платьях и юбках за ближайшие две недели у нас будет возможность поговорить подробнее. А сейчас - немного о том, чем нынешний Уимблдон будет отличаться от предыдущих.
Первая и ключевая с имиджевой точки зрения особенность нынешнего турнира заключается в том, что его посетит английская королева. Это действительно важный момент, поскольку Елизавета II не приезжала на Уимблдон с 1977 года. Таким образом, мимо глаз и ушей Ее величества прошли эпоха великого Пита Сампраса, достижения непредсказуемого Андре Агасси, эйсы строптивого Горана Иванишевича, неудачи нестабильного Тима Хенмэна, стоны неподражаемой Моники Селеш, явление британскому народу русской дивы Анны Курниковой, а также множество других занимательных вещей.
Заранее было объявлено, что королева займет место в своей ложе Центрального корта в четверг 24 июня, и, судя по всему, в поле ее зрения обязательно должна попасть главная теннисная надежда британцев по имени Энди Маррэй. Если, не дай бог, к тому времени на полях Южной Африки сгинет футбольная их надежда, шотландцу придется отдуваться сразу за 24 человека - то есть за себя лично и за 23 подопечных Фабио Капелло. В таком случае, надо полагать, моральная помощь королевы будет особенно кстати.
Во-вторых, организаторы кардинально изменили политику предоставления wild cards в основную сетку мужского одиночного разряда. Раньше данной привилегией пользовались в основном английские теннисисты, как правило, проходившие максимум пару кругов, на радость соотечественникам. Но теперь на их долю пришлось лишь одно персональное приглашение. Его получил 259-й рейтинговый номер Джэйми Бэйкер, компанию которому составили немец, японец и сразу два россиянина - чемпион юниорского Уимблдона-2009 Андрей Кузнецов и "выстреливший" на Открытом чемпионате Франции Теймураз Габашвили.
Говорят, действия организаторов связаны с тем, что в британской мужской команде царят разброд и шатание: лучшие во главе с Маррэем отказываются вставать под цвета Юнион Джека в Кубке Дэвиса, и Английская ассоциация решила таким образом наказать "отказников".
В-третьих, в женской сетке отсутствуют Елена Дементьева и Динара Сафина, то есть те самые теннисистки, которые в прошлом году впервые в истории российского тенниса на пару вышли в полуфинал уимблдонского женского одиночного разряда. Но если возвращение Дементьевой, надорвавшей на Открытом чемпионате Франции мышцу ноги, намечено на конец июля, с Сафиной, судя по всему, определенности по данному вопросу нет.
Ни в коем случае не хочется думать о плохом, но рецидив травмы спины, беспокоящей Динару уже очень давно, наводит на невеселые размышления. И дело даже не в том, что год назад Сафина находилась в Лондоне в звании теннисной королевы, а через две недели ей вследствие потери 900 рейтинговых очков предстоит оказаться за пределами третьего десятка мировой классификации.
Судя по всему, в повестку дня действительно стал вопрос о продолжении 24-летней Динарой своей профессиональной карьеры. И от мыслей этих, прямо скажем, становится очень грустно.
СКАЗКА АНДЕРСОНА ОСТАЛАСЬ НЕДОПИСАННОЙ
Для того чтобы кардинально изменить мнение о себе, порой достаточно одного мгновения. А вот Николаю Давыденко для своего возвышения в глазах лондонцев в прошлом году потребовалась целая неделя. После того как на финише сезона-2009 в Гринвиче под крышей арены O2 россиянин в блестящем стиле сенсационно выиграл итоговый турнир года, можно было не сомневаться: отныне на Британских островах ему гарантированно повышенное внимание.
Раньше организаторы Уимблдона не слишком жаловали нашего Николая, отправляя его играть свои матчи на далеко не главные арены. Во вчерашнем же расписании поединок Давыденко с южноафриканцем Кевином Андерсоном значился под первым номером на первом, то есть втором по значению, корте Всеанглийского клуба. Факт, о многом говорящий.
Габаритный, за 2 метра ростом, йоханнесбуржец, находится в рейтинге на 95-м месте, но на траве умеет действовать неплохо. Давыденко же, как известно, это покрытие не слишком жалует - из 24 матчей, проведенных на нем за карьеру, выиграл лишь треть. Нельзя было не принимать во внимание и травму левой кисти, из-за которой Николай не выступал с марта по июнь. В общем, безоговорочным фаворитом россиянин никак не являлся.
Квинтэссенцией матча стал первый же его розыгрыш. Андерсон с высоты своего плечевого пояса со всей свой силы выполнил первую подачу, на которую Давыденко едва успел среагировать. Проводив глазами мяч, чиркнувший об обод ракетки и улетевший куда-то в сторону, Николай покачал головой. Стало ясно, что легкой жизни у него не предвидится и что свои шансы необходимо искать на второй подаче соперника.
Теннисные поединки, в которых сходятся представители двух разных стилей игры, как правило, особенно радуют глаз. Вот и на сей раз случилось так же. Андерсон подавал, Давыденко же принимал, обводил, атаковал на задней линии. В общем, пытался нащупать свою лучшую игру, которой, кстати, на днях произвел впечатление на одного своего товарища по сборной России.
- Коля сейчас попадает очень здорово, - сказал мне вчера Дмитрий Турсунов после своего поражения от немца Райнера Шуттлера - 2:6, 2:6, 3:6. - В нашем тренировочном спарринге он "сделал" меня со счетом 6:2, причем сам я вроде бы играл довольно неплохо. Не знаю, что ждет Давыденко дальше, но его победа над Андерсоном меня совсем не удивляет.
Из пяти своих предыдущих матчей на турнирах "Большого шлема" южноафриканец не смог выиграть ни одного, так что его успех во встрече со столь титулованным оппонентом можно было бы считать сказочным достижением. И Андерсон был близок к триумфу - вел 2-0 по партиям, а в третьей сете довел дело до тай-брейка. Однако его сказка так и осталась недописанной.
Ценой фантастических усилий Давыденко за 4 часа 13 минут сумел переломить ход борьбы, выцарапав победу кончиками пальцев. И пусть выглядит она не столь впечатляющей, как уже упоминавшийся прошлогодний гринвичский триумф Николая, ему снова удалось подтвердить репутацию настоящего бойца. А это тоже неплохо. Хотя бы потому, что перед матчем второго круга с немцем Даниэлем Брандсом английских поклонников у россиянина еще прибавится.
- То, что меня поставили на первый корт, - наверняка следствие моей прошлогодней победы в Лондоне, - сказал мне Давыденко. - Что же касается игры, то ощущения довольно хорошие. Переломить ход борьбы было очень тяжело, но в какой-то момент удалось зацепиться на его подаче. Хотя на траве мне по-прежнему не очень комфортно - в первую очередь в плане передвижения. На самом деле я сегодня играл на свой страх и риск.
РУССКИЙ ХАРАКТЕР ФЕДЕРЕРА
Вскоре завершил свое выступление на турнире Андрей Кузнецов. Но и в его сторону не бросишь упрека, ведь первый в жизни пятисетовый марафон дебютант взрослых чемпионатов "Большого шлема" провел против румына Виктора Ханеску - мастера по-своему самобытного и весьма искушенного. Результат этой битвы - 7:6 (7:4), 6:7 (3:7), 3:6, 6:1, 5:7, но прогресс в игре Кузнецова очевиден. Поэтому хочется надеяться, что в скором времени ему удастся пробиться во вторую сотню, а там, будем верить, и первая окажется не за горами.
- Думаю, что по качеству игры я провел лучший матч в своей карьере, хотя поражение, конечно же, немного обидное, - признался Кузнецов. - Устал ли? Трудно сказать. Если бы выиграл, то следующий матч продемонстрировал бы степень усталости. А так вроде бы ушел с корта на своих ногах. Значит, все нормально.
Самая же большая драма понедельника развернулась на Центральном корте, где одновременно с Давыденко и Андерсоном выясняли отношения Роджер Федерер и колумбиец Алехандро Фалья. Кто бы мог подумать, что южноамериканский левша умудрится поставить перед 6-кратным чемпионом Уимблдона практически неразрешимые вопросы! Тут кульминация наступила в третьем сете при счете 4:4 и 0:40 на подаче Федерера.
В этот момент в небольшом холле пресс-центра затаили дыхание и десяток журналистов, и пришедшие на свои интервью с ними хорват Иван Любичич с аргентинцем Орасио Себальосом. Фалье не хватило одного точного удара - Роджер отыграл три брейк-пойнта, которые фактически были матч-болами, затем еще один, и вскоре взял третий сет. В четвертом Алехандро еще сопротивлялся, но упустив преимущество в один брейк, попал в состоянии грогги.
Пятый сет Федерер взял всухую - 5:7, 4:6, 6:4, 7:6 (7:1), 6:0. Вот и говори после этого, что создавать проблемы самим себе - особенность исключительно русского характера. Оказывается, и у швейцарцев она в крови!