ФОРМУЛА-1
Игорь ЕРМИЛИН: "НАКАЗАНИЕ ДЛЯ ПЕТРОВА И ДРУГИХ МОГЛО БЫТЬ И БОЛЕЕ СУРОВЫМ"
9-й этап чемпионата мира - "Гран-при Европы" в Валенсии - выиграл Себастьян Феттель из "Ред Булла". Виталий Петров финишировал 11-м, но после штрафа опустился на 14-е место.
События испанского уик-энда специально для "СЭ" прокомментировал первый вице-президент Федерации автоспорта и туризма России.
- Гонка была напряженная, - начал разговор Ермилин. - Стартовали очень хорошо - эдакой плотной кучкой. Борьба велась и в начале гонки, и в ее концовке, тем не менее все прошло очень корректно.
- 11-й, а в итоге - после штрафа в 5 секунд - 14-й результат Петрова, какое впечатление произвел? Виталий не рискнул на старте, и именно поэтому могло показаться, что его выступление было не столь ярким, как обычно.
- Я бы сказал, что в Валенсии российский пилот провел просто отличную гонку! Старт его был хорош - он сохранил машину. Позже в результате пит-стопов и выезда на трассу машины безопасности Виталий встал на 12-ю позицию, которую, фактически сохранил до финиша. Пилот проехал гонку в свою реальную силу и стабильно.
- А ведь еще две недели назад мы с вами договорились, что действия Виталия на старте - это проявление молодости и мальчишества!
- Действительно! В Валенсии же он показал себя зрелым гонщиком. Пожалуй, самым напряженным моментом был старт, где Петрова со всех сторон зажимали. Да, когда он был темной лошадкой, его старты ошеломляли и зрителей, и соперников, и в какой-то степени это играло Виталию на руку. Но, во-первых, все осознали его возможности, во-вторых, он стал подниматься в квалификации все выше и оказался бок о бок с более сильными пилотами. Здесь отыгрывать позиции с места в карьер очень сложно.
Вообще "Гран-при Европы" для Петрова этапный. Во-первых, завершалась половина сезона, и, наверное, пилот сам для себя уже может подводить какие-то итоги, во-вторых, гонка проходила на трассе, на которой Виталий уже не раз, и весьма успешно, выступал. По этим причинам пилоту важно было провести "Гран-при" в Валенсии уверенно и надежно, а не пытаться перепрыгнуть через свою и чужие головы. Думаю, у него все получилось.
- И как выглядит итог первой половины сезона?
- Петров - один из 24 лучших пилотов мира, и среди них он сейчас посередине.
- А если Виталий будет во всех оставшихся гонках финишировать на 12 - 14-м местах это будет хорошо?
- Очень хорошо. Это будет говорить о том, что пилот не случайно попал в "Формулу-1", что он силен. Не оценить такое достижение невозможно.
- Давайте поговорим о гонке в целом. Что же произошло с Марком Уэббером? Австралиец потерял на старте много мест, и именно это определило его последующую аварию. Выходит даже такого опытного пилота может "заклинить"?
- Австралиец, разумеется, очень профессионален, но при этом, наверное, немного поторопился с обгоном Хейкки Ковалайнена. С другой стороны, на автомобиле Уэббера появилась новая система - "чудо-воздуховод", а реакция машины на это устройство, возможно, была ему не очень понятна. Плюс Уэббер привык ехать в основном за лидерами, которые быстрее, а тут он ехал за машиной, которая медленнее.
- В связи с этим ему не удалось правильно спрогнозировать действия финна? После гонки Марк сказал, что Хейкки затормозил метров на 80 раньше положенного.
- Это вполне понятно - финн австралийца пропускал. Уэббер, видимо, решил воспользоваться новинкой на своем авто - машина резко ускорилась, а ведь она еще и была в "мешке" автомобиля Ковалайнена. Короче, скорости прибавилось, и Уэббер не успел выскочить из-за "Лотуса". Ковалайнен же, со своей стороны, вышел из поворота и переместился направо, ушел с накатанной траектории, уступая "Ред Буллу". Увы, но Уэббер, видимо, хотел реализовать "мешок" и продолжал идти за финном.
- Насколько опасен такой полет?
- Думаю, что весь мир замер в это мгновение… Выглядело все ужасно - машина взлетает вверх, летит и переворачивается, затем проскакивает по гравию и носом утыкается в покрышки.
- Прочные все-таки теперь машины "Формулы-1"?
- С точки зрения безопасности эти автомобили почти совершенны.
- Плюс присутствует и система HANS - упор шлема на плечи и пристежка шлема к самой машине.
- Безусловно. Думаю, такая система прижилась надолго, лучше и проще ее пока не найти.
- Борьба Ковалайнена и Уэббера не повлияла бы на позиции впереди идущих, если бы не авария и машина безопасности.
- Да, появление пейс-кара внесло момент непредсказуемости. Получилось, что, скажем, пилоты "Феррари" Алонсо и Масса, которые оказались позади машины безопасности, очень много на этом потеряли. Испанец ведь шел на третьем месте сразу за Хэмилтоном и рассчитывал на отличный финиш на родной трассе, но в итоге остался лишь восьмым. Пострадал от машины безопасности и Шумахер, который в этот момент был в боксах, а на выезде из них попал под красный свет.
Плюс очень долго решался вопрос о наказании тех, кто сразу после появления пейс-кара заехал на пит-стоп. Есть правило, что между моментом появления машины безопасности и заездом в боксы болиды должны определенным образом снизить скорость. Девять гонщиков, воспользовавшихся боксами в этот момент - Кубица, Баттон, Баррикелло, Хюлькенберг, Буеми, Сутиль, Лиуцци, Петров и Де Ла Роса этого не сделали. Наказание, правда, не было суровым - в итоговом протоколе каждый из них потерял пять секунд. Но, например, Петрову этот штраф стоил трех мест.
- А могло ли наказание быть строже?
- Вполне. Тогда японец Кобаяси стоял бы на третьей ступени пьедестала.
- Как ему вообще удалось столько продержаться на одном комплекте шин?
- Трудно сказать… Наверное, машина "Заубера" хороша в аспекте экономии резины. Де Ла Роса ведь тоже весьма неплохо проехал гонку. Но Кобаяси - красавец.
- После замены резины за 4 круга до финиша японец вернулся на трассу девятым и продолжил борьбу. И преуспел!
- Технически здесь абсолютно все понятно. Его машина в этот момент была на несколько секунд быстрее. При пустой машине и хорошем прикатанном на тренировках комплекте мягкой резины пилот мог делать все что хотел, и эти последние круги гонки он ехал в режиме квалификации.
- Это гениальный план Петера Заубера?
- Конечно. Заслуга Кобаяси в том, что почти до финиша гонки он продержался на одном комплекте резины. Да он бы и всю гонку на нем доехал, но по правилам необходима смена шин. Это и дало нам возможность увидеть такие классные финишные круги. По гонке же японец ехал спокойно, в пределах одной-полутора секунд держал позади действующего чемпиона мира Баттона, который ничего в этой ситуации изменить не мог.
- А почему, кстати?
- Англичанин понимал, что, с одной стороны, Феттель с Хэмилтоном уехали на 10 - 15 секунд и ничего с этим не поделать, с другой - Кобаяси в любом случае пойдет на пит-стоп, и он его и обгонит. Так к чему рисковать, атаковать и вообще напрягаться? Баттон принял взвешенное и профессиональное решение и в итоге финишировал третьим.
- Получилось, что борьба в гонке шла лишь за третье место - два первых оказались вотчиной Феттеля и Хэмилтона?
- Феттель с самого начала гонки был быстр, со старта ушел первым, и ничто ему больше не мешало. С Хэмилтоном все иначе - он в момент появления машины безопасности ее объехал, нарушив тем самым правила. К сожалению, британец был наказан неадекватно - проездом по пит-лайн. Увы, но слишком долго по этому поводу рассуждали стюарды, и в итоге штраф пришел в тот момент, когда он фактически никаким наказанием за нарушение уже и не являлся, ведь на его исполнении Хэмилтон ничего не потерял. Наказывать надо было на первых же кругах после ухода пейс-кара или же когда машина безопасности еще была на трассе, тогда британец уже не был бы в лидерах и его итоговый результат в гонке был бы совсем иным.
- Получилось действительно несправедливо. Ехавший буквально в метрах позади англичанина Алонсо правил не нарушал, держался за пейс-каром и проиграл на этом всю гонку, финишировав восьмым. Хэмилтон же проявил неуважение к правилам, но улыбался в итоге со второй ступени подиума…
- Когда пейс-кар выезжает на трассу, всем понятно, что надо ехать за ним. Это нормально. А Хэмилтон в этом случае, мягко говоря, сбезобразничал. Это очевидно. Уверен, англичанин не мог не понимать, что жульничает. И в этом случае наказание должно последовать неотвратимо. Если же он не понимал, что нарушает правила, то он либо их просто не знает, либо, как вы правильно сказали, не уважает. За это тоже, кстати, надо наказывать.
- Короче, победа пришла к Феттелю легко?
- Любая победа - это тяжелый труд. Себастьян практически не делал ошибок. Единственный нервный момент был, когда его занесло на рестарте. У Хэмилтона тогда был реальный шанс обогнать немца.
- Что означал этот занос?
- Что гонщик на 100 процентов использует возможности машины по сцеплению и даже превышает их - борется на грани возможного. Если все время ехать так, то можно убить машину. Феттель при такой езде успешно и без каких-либо технических проблем финишировал. Это не что иное, как демонстрация им высшей концентрации и мастерства.
Лина ХОЛИНА
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2010
Пилот | Команда | Очки |
1. Льюис ХЭМИЛТОН | McLaren | 127 |
2. Дженсон БАТТОН | McLaren | 121 |
3. Себастьян ФЕТТЕЛЬ | Red Bull | 115 |
4. Марк УЭББЕР | Red Bull | 103 |
5. Фернандо АЛОНСО | Ferrari | 98 |
6. Роберт КУБИЦА | Renault | 83 |
7. Нико РОСБЕРГ | Mercedes GP | 75 |
8. Фелипе МАССА | Ferrari | 67 |
9. Михаэль ШУМАХЕР | Mercedes GP | 34 |
10. Адриан СУТИЛЬ | Force India | 31 |
11. Рубенс БАРРИКЕЛЛО | Williams | 19 |
12. Витантонио ЛИУЦЦИ | Force India | 12 |
13. Себастьен БУЕМИ | Toro Rosso | 7 |
Камуи КОБАЯСИ | BMW-Sauber | 7 |
15. Виталий ПЕТРОВ | Renault | 6 |
16. Хайме АЛЬГЕРСУАРИ | Toro Rosso | 3 |
17. Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ | Williams | 1 |
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ
Команда | Очки |
1. MCLAREN | 248 |
2. RED BULL | 218 |
3. FERRARI | 165 |
4. MERCEDES | 109 |
5. RENAULT | 89 |
6. FORCE INDIA | 43 |
7. WILLIAMS | 20 |
8. TORO ROSSO | 10 |
9. BMW-SAUBER | 7 |