ФУТБОЛ
ЧМ-2010
Защитник сборной ЮАР по прозвищу Жираф, хорошо известный в России по выступлениям за "Ростов" и "Крылья Советов", не провел на ЧМ-2010 ни минуты. Тем не менее зла на главного тренера Карлоса Алберту Паррейру он не держит и гордится тем, что мировое первенство проходит на его земле.
Мэттью БУТ: "КУБОК МИРА РАЗБИЛ ЛЕД НЕДОВЕРИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ"
Владимир КОНСТАНТИНОВ
из Йоханнесбурга
Мы встретились в кафе в Sandton Convention Centre, одном из самых престижных уголков Йоханнесбурга. Нашу беседу прерывали пять раз. В четырех случаях это были болельщики, местные и зарубежные, желавшие сфотографироваться на память с единственным белым - и если судить по телерекламе, едва ли не самым популярным - игроком сборной ЮАР. В пятый раз в разговор попытались вклиниться испанские журналисты, но им пришлось подождать.
Получилось у нас не столько интервью, сколько разговор по душам. Поскольку пять лет назад на тренировочной базе "Крыльев Советов" Бут был соседом по этажу автора этих строк, который тогда работал в самарском клубе.
НАМ БЫЛО ПО ПЛЕЧУ ВЫЙТИ ИЗ ГРУППЫ
- Как оцениваете выступление "Бафана Бафана" на ЧМ-2010?
- Я очень разочарован тем, что сборной ЮАР не удалось выйти из группы. Считаю, что все возможности для этого у нас были. Сейчас, оглядываясь назад, вижу, что мы допустили ошибки. Могли сыграть значительно лучше против Мексики и Уругвая. Как это часто бывает с южноафриканцами, в последний момент совершили подвиг, обыграв довольно сильную сборную Франции, но было уже поздно. К тому моменту уругвайцы и мексиканцы уже обеспечили себе необходимый очковый запас.
- Как восприняли такой результат в вашей стране?
- Несмотря ни на что, Южная Африка гордится "Бафана Бафана", и меня, признаться, это немного смущает. По-моему, в стране до чемпионата не ждали от нас такого выступления. Поэтому смело можно сказать, что большинство людей сейчас счастливы. Но тем, кто действительно разбирается в футболе, как я, наверняка досадно. Надо было выходить из группы.
- Карлос Алберту Паррейра не дал вам сыграть на чемпионате мира ни минуты. Сердитесь на него?
- Нет, на Паррейру не обижаюсь. Просто очень разочарован. Я считал, что достоин места в основном составе, особенно после успешного выступления на прошлогоднем Кубке конфедераций. Мне удалось доказать, что я готов играть против самых сильных команд мира, в частности против Испании и Бразилии. Если честно, так до конца и не понял, как тренерский штаб принимал кадровые решения. Да это в общем-то и не мое дело. Единственное, что мне как игроку остается, - упорно тренироваться, не жаловаться на судьбу и надеяться на лучшее.
- Не намерены ли вы покинуть национальную сборную?
- Сначала посмотрю, кто возглавит "Бафана Бафана", а потом приму решение. Мне уже 33 года, поэтому прекрасно понимаю, что сборную страны мне скоро придется покинуть. Но, повторяю, окончательно еще ничего не решил.
- В каком клубе продолжите карьеру?
- У меня остается год контракта с "Мамелоди Сандаунз", который теоретически можно продлить еще на один. Возможно, в России кто-то не знает, но "Сандаунз" - один из ведущих клубов Южной Африки. Я горжусь тем, что за него выступаю сейчас и выступал прежде, еще до отъезда в Россию. Так что не имею ничего против того, чтобы карьеру футболиста закончить здесь. Но если поступит привлекательное предложение из-за рубежа, конечно, рассмотрю его.
- Задумываетесь об окончании игровой карьеры?
- Хочу я того или нет, такие мысли приходят в голову. Мне представляется, что я мог бы стать неплохим тренером, спортивным телекомментатором или функционером, работающим на благо развития футбола в стране.
ГАНОЙ ГОРДИТСЯ ВСЯ АФРИКА
- Что вас удивило на ЧМ-2010 в футбольном плане?
- Меня больше удивили не команды, попавшие в плей-офф, а те, что не смогли выйти из группы. (Улыбается.) В первую очередь имею в виду Италию и Францию. Итальянцы, на мой взгляд, пострадали от того, что у них возрастная команда, а у французов, все знают, были проблемы с тренером. Вообще не понимаю, как они могли допустить, чтобы на чемпионат мира поехала команда, в которой игроки и тренер откровенно не ладили! Доменека, по-моему, никто не любит. Отсюда и такие результаты.
Но были и приятные сюрпризы. Я, к примеру, еще до старта турнира говорил, что хорошая команда у Парагвая. И меня нисколько не удивило, что он вышел из группы с первого места, оставив позади Италию.
- Кто, по-вашему, станет чемпионом?
- Испания. Сначала думал, Бразилия или Аргентина, но они турнир покинули раньше, чем предполагал.
- Что случилось с африканскими сборными? Если, конечно, оставить за скобками успех Ганы...
- О, я так горячо болел за Гану в матчах на вылет! Не только я - весь африканский континент. Ее сборная играла фантастически - жаль, остальные представители Африки не сумели выступить в том же духе. Что же касается неудач других команд, то каждой из них чего-то не хватило: кому-то хорошего тренера, кому-то организации игры... И это при том, что в африканских сборных немало ярких индивидуальностей. Алжирцы, мне кажется, показали страстный футбол, но были совсем неэффективны в атаке. Больше всего меня разочаровали Камерун и Кот-д'Ивуар.
- Насколько закономерен успех на ЧМ-2010 южноамериканских команд?
- Полностью. Все знают, что в Южной Америке футбол - религия. Там много квалифицированных игроков, хорошо налажена система их подготовки, острая конкуренция при отборе. Кроме всего прочего, в последние годы значительно прибавили такие сборные, как Чили и Парагвай. О традиционной силе Бразилии и Аргентины и говорить не приходится.
- Кто из игроков произвел на вас самое яркое впечатление?
- Мне очень нравилось, как играл бразилец Лусиу. Особенно когда подключался к атакам. Поразительно, какую свободу ему предоставлял Дунга! Лусиу - настоящий лидер сборной Бразилии, футболист с твердым характером. Еще отметил бы Диего Форлана, который в каждой игре ведет уругвайскую команду вперед. Хорош был у чилийцев Суасо. Не буду, наверное, оригинальным, сказав, что сильнейший из африканских футболистов на данный момент - Асамоа Гьян. Он гордость не только Ганы, но и всей Африки.
В ЮЖНОЙ АФРИКЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАДИОНЫ
- Что значит нынешний чемпионат для Южной Африки?
- О, это трудно передать словами! Многие считают, что наша страна разъединена на большие группы, у каждой из которых свои виды спорта, свой стиль жизни. На самом деле это не совсем так. А если кто-то полагает, что так, то чемпионат мира поменял их образ мыслей хотя бы на месяц. Все южноафриканцы в это время думали о национальной сборной, желали нам победы - и мы в команде чувствовали эту поддержку, она объединяла нас. Независимо от цвета кожи, происхождения и имущественного состояния. Возможно, это чувство пройдет по окончании чемпионата, и тогда будет досадно. Но лично я рад, что Кубок мира помог разбить лед недоверия между людьми.
- Ожидали ли в сборной ЮАР такой поддержки от местных болельщиков?
- Не мог даже себе такого представить! Знал, что чемпионат мира - колоссальное событие для страны-организатора, но не думал, что настолько! Перед стартом турнира несколько тысяч человек прервали работу только для того, чтобы поприветствовать "Бафана Бафана" на улицах Йоханнесбурга и пожелать нам успеха! Примерно та же картина наблюдалась и в ходе чемпионата, где бы наша команда ни появлялась.
- В чем, на ваш взгляд, главные проблемы ЧМ-2010?
- Насколько мне известно, были определенные транспортные проблемы, связанные с доставкой зрителей на стадион. Но они, по-моему, уже решены. Главной же несправедливостью считаю домыслы о криминальной ситуации в Южной Африке. Уверен, что из-за этой ложной информации тысячи людей отказались от поездки на чемпионат мира в ЮАР. Очень жаль. Смотрите, что получилось. Прежде, когда о Кубке мира не было и речи, тысячи туристов приезжали в Южную Африку и прекрасно проводили здесь время. Но стоило начаться турниру, как за рубеж из нашей страны хлынули потоки дезинформации.
Конечно, проблемы с обеспечением безопасности у нас есть. Но если вы остановились в том районе, где вам и рекомендовали проживать, если приехали к нам смотреть футбол и достопримечательности, то никакого повода для беспокойства нет. Проблем с безопасностью у вас не будет. Многие люди во время чемпионата удостоверились, что подобная информация не соответствует действительности, и я этому очень рад.
- Что скажете о южноафриканской футбольной инфраструктуре в сравнении, к примеру, с российской, которая вам хорошо знакома?
- Думаю, что многие удивились, увидев в ЮАР современные стадионы, вполне сравнимые с европейскими. Готовясь к чемпионату мира, наша страна сделала в этом плане большой шаг вперед. И не только в этом - у нас появились новые дороги, отремонтированы старые, пущены поезда по железнодорожным веткам, которых раньше не было, улучшена работа общественного транспорта. Все это большой плюс для Южной Африки.
- Что будет в ближайшей перспективе со стадионами, на которых сейчас проходят матчи ЧМ-2010? Ведь с подобной проблемой сталкивались по окончании турнира и в других странах...
- Меня это тоже беспокоит. Сейчас много говорят о том, что со временем на футбольные стадионы придут регбийные команды, поскольку у большинства местных клубов попросту нет денег на то, чтобы содержать такие большие арены. Только три-четыре богатых клуба страны могут себе это позволить.
- У "Мамелоди Сандаунз", например, есть свой стадион?
- Да.
- И много народу приходит на ваши матчи?
- В среднем 15-20 тысяч зрителей. Но если речь идет о поединке с лучшими командами страны, аудитория может увеличиться вдвое. Поэтому нам приходится переезжать на более крупный стадион. Но главная проблема южноафриканских футбольных клубов в том, что стадионы им не принадлежат. Они вынуждены арендовать их у хозяев или местных властей. Арены для крикета и регби субсидируются государством, а потому у клубов, специализирующихся на этих видах спорта, проблем нет. Я рад, что к чемпионату мира у нас появились новые футбольные стадионы. Но мне будет очень жаль, если мы их потеряем. Чтобы этого не случилось, футбольным клубам надо привлекать новых болельщиков. И для этого сейчас есть все необходимое.
СЕМАК И АРШАВИН УСИЛИЛИ БЫ "БАФАНА БАФАНА"
- Давайте поговорим о российском футболе. Следите за нашим чемпионатом?
- Да, по интернету и телевидению. Один из международных каналов, который принимает моя спутниковая антенна, показывает наиболее интересные отрывки из матчей чемпионата России. Кроме того, обмениваюсь информацией с полузащитником "Рубина" Макбетом Сибайей. С особым пристрастием, естественно, слежу за "Ростовом" и "Крыльями Советов". Сейчас, оглядываясь назад, должен сказать, что я провел два прекрасных года в Ростове и четыре незабываемых в Самаре.
- Наверняка хотели увидеть в ЮАР и сборную России?
- Очень расстроился, когда узнал о поражении вашей команды от Словении. Еще и потому, что в Южной Африке довольно обширная русская колония. Кроме того, уверен, стиль игры сборной России многим пришелся бы здесь по вкусу. Мне-то возможности ваших футболистов хорошо известны, но для большинства южноафриканцев их игра стала бы здесь откровением. Да и местным игрокам было бы чему у них поучиться.
- Будь у вас возможность пригласить в "Бафана Бафана" одного российского футболиста, кого бы выбрали?
- Полтора-два года назад пригласил бы Семака или Аршавина. Оба - игроки высокого международного уровня, их мастерство точно бы нам пригодилось.
- С кем, кстати, в сборной ЮАР у вас самые дружеские отношения?
- Дружу со всеми, наиболее близко - с Сибайей, Лэнсом Дэвидсом и вратарем Монибом Джозефсом. У нас вообще очень доброжелательная обстановка в команде и, что бы ни говорили, никакого разделения на группы нет.
- Нет желания вернуться в Россию еще на пару-тройку лет?
- Почему нет?! Я же говорю, что провел у вас шесть замечательных лет. Вот только что-то пока никто не зовет.
- Вы хорошо говорите по-русски. Интересно, общаетесь ли на нем с кем-нибудь дома?
- (Улыбается.) С Макбетом (Сибайей. - Прим. "СЭ") мы в сборной даже ругаемся по-русски! А если серьезно, говорю на вашем языке с Виктором и Алексеем Бондаренко (первый - известный тренер, работавший в том числе в московском "Динамо", второй, его сын, - лицензированный футбольный агент. - Прим. "СЭ"), до сих пор перезваниваюсь с самарцем Антоном Бобром, наши жены тоже дружат. Поддерживаю контакты, переписываюсь по интернету и с другими российскими футболистами.
ВУВУЗЕЛЫ - ВСЕ РАВНО ЧТО ПЕСНИ ФАНАТОВ В АНГЛИИ
- Перейдем к типичным для Южной Африки вещам. Допустим, что для вас вувузела?
- Не сомневался, что вы о ней спросите! (Смеется.) Как ни странно, прообразами вувузел были трубы, которые использовали в церкви и на охоте. Только они были металлическими и больше нынешних. А современные, пластмассовые, появились на спортивных аренах не так давно, лет семь-восемь назад. Но настоящая популярность к ним пришла в прошлом году, во время Кубка конфедераций, когда о них начала писать мировая пресса. Для меня как футболиста звук вувузел создает неповторимую атмосферу на стадионе. Люди должны воспринимать эти дудки как атрибут африканской культуры. И нечего на них жаловаться! Когда я еду играть в Испанию или Бразилию - мне же в голову не приходит жаловаться на звук барабанов, если в Англию - не обращаю внимание на песни фанатов на стадионе. Просто к этому надо относиться с пониманием. Для меня, во всяком случае, вувузелы - не проблема.
- На матчах чемпионата ЮАР фанаты тоже дуют в вувузелы?
- Да, и еще как!
- Макарапы - тоже часть болельщицкой субкультуры?
- Скорее дань уважения нашей истории. Шахтеры - особая профессия в Южной Африке, тысячи людей у нас в стране до сих пор работают под землей, на золотодобыче. Многие из них любят футбол, приходят в свободное время на стадион. Отсюда и взялась эта традиция. Меня радует, что болельщики проявляют творчество, украшая свои каски. По-моему, это занятно.
- У многих людей Южная Африка ассоциируется еще и с сафари. Как вы относитесь к этой традиции?
- Сафари - развлечение, своего рода игра. Часть туристического бизнеса, если хотите. Многие люди приезжают в нашу страну, чтобы увидеть в заповедниках диких животных, прежде всего так называемую "Большую пятерку" (в нее входят слон, носорог, буйвол, лев и леопард), причем тратят на это хорошие денежки. Что касается меня лично, то я, как и абсолютное большинство южноафриканцев, обожаю наблюдать за животными, а не стрелять в них. Хотя у нас есть специальные заказники и для охотников.
- Правда, что традиционный напиток африканеров - бренди с колой?
- Да, но мне больше по душе вино. В Южной Африке много хорошего вина, особенно в районе Кейптауна, где, кстати, у меня есть дом. Иногда посещает мысль - бросить все и рвануть куда-нибудь на южное побережье, на винодельческую ферму. Что-то в этом есть. Но, думаю, рановато. Жаль уходить из футбола, да и детям надо дать хорошее образование. Так что еще "попылю".