СОВРЕМЕННОЕ ПЯТИБОРЬЕ
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
В субботу в первом финале чемпионата Европы женская сборная России заняла четвертое общекомандное место. Чемпионка Европы 2007 года Евдокия Гречишникова показала лучший результат среди российских спортсменок, но тоже осталась четвертой.
В ОДНОМ ШАГЕ ОТ ДВУХ МЕДАЛЕЙ
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из Дебрецена |
Дуся Гречишникова так горько и так долго плакала после завершения соревнований, что ее муж, старший тренер женской сборной Алексей Хапланов, скептически покачал головой, узнав о моем намерении взять у спортсменки интервью: "Даже я не рискнул бы сейчас к ней подходить. Подождите хотя бы часок. Пусть немного успокоится".
Собираясь на европейское первенство в Дебрецен, российские тренеры не ставили перед женской командой чрезмерных задач. Только командную: постараться попасть в призеры. Лидер сборной - Гречишникова - долго болела в начале сезона и по самочувствию была далека от идеального состояния. Катя Хураськина пережила год назад сильнейшее психологическое потрясение - упала с лошади на этапе Кубка мира в Мексике и получила при этом серьезную травму позвоночника. Такие падения остаются в памяти надолго. Поэтому все понимали: нужно время, чтобы Хураськина перестала испытывать страх на соревнованиях и снова вернулась к своим лучшим кондициям.
Третьей спортсменке российской команды Полине Стручковой предстояло бороться с проблемой иного плана: выступая на чемпионате страны лет шесть назад, она неудачно поставила ногу на край фехтовальной дорожки и заработала разрыв задней поверхности бедра. Травму начали лечить не сразу, и в месте повреждения мышцы успел образоваться большой внутренний рубец. Это немедленно сказалось на беге: мало того что травмированная нога постоянно болела, но и мышца в какой-то степени перестала "подчиняться".
Вот таким коллективом нашим девушкам предстояло биться с сильнейшими сборными Европы.
На долю женщин выпало в субботу столько испытаний, что плакать было впору всем. Проблемы начались уже в первом виде: при внешней температуре воздуха в 35 градусов небольшой спортивный зал с железной крышей успел нагреться к началу турнира до такой степени, что люди исходили ручьями пота, даже не двигаясь. И все было бы ничего, если бы в середине соревнований в зал не завалилась громадная толпа венгерских болельщиков. Сразу стало нечем дышать, возросла влажность и многие из спортсменок "поплыли". В том числе - Хураськина. Уже потом, когда финал завершился, по цифрам в протоколе становилось ясно: если бы спортсменка отфехтовала так, как в предварительном турнире, командное место россиянок могло бы быть вторым.
Второй шоковый момент случился сразу после обеда: едва начались конные соревнования, над Дебреценом грянул совершенно ужасающий ливень.
- Такие дожди наиболее характерны именно для Венгрии, - рассказывал мне на трибуне олимпийский чемпион Сиднея и президент Европейского союза пятиборцев Дмитрий Сватковский. - Один раз воды было так много, что мы практически плыли - с лошадью вдвоем. В 1997-м на чемпионате в Германии мужские конные соревнования вообще перенесли: дождь лил на протяжении полутора суток, и поле для конкура превратилось в озеро.
Главная опасность при такой погоде заключается в том, что лошади сразу начинают вести себя по-другому. Чувствуют, что ноги скользят по траве, соответственно, очень неуверенно заходят на прыжок. Если всадник начинает проявлять хоть малейшую неуверенность, это тоже сразу передается лошади. Другими словами, любая ошибка немедленно отражается на результате - лошадь просто отказывается прыгать. В такую погоду ни в коем случае нельзя делать резких движений - при поворотах лошадь может просто потерять равновесие и упасть вместе со всадником.
Россиянки справились с конкуром достойно: Ракета, доставшаяся Гречишниковой, прошла трассу в полном соответствии со своим именем - идеально. Стручкова заработала 40 штрафных очков, но это было вдвое меньше, чем у олимпийской чемпионки Лены Шенеборн. Справилась с трассой и Хураськина. Хотя ей досталась лошадь, с которой отчаянно боролась всю дистанцию, но так и не сумела доехать до финиша француженка Элоди Кловель, имевшая в плавании лучший результат.
А потом был бег со стрельбой - "комбайн", очень близкая и объективно заслуженная бронза Гречишниковой и слова Сватковского: "Кто же знал, что так великолепно будет бежать Доната Римшайте и стрелять - Шенеборн?"
В адрес лидера российской команды Сватковский не жалел похвал:
- То, что Дуся закрепилась в числе сильнейших и показывает высокую стабильность на всех соревнованиях, очень достойный результат. Считаю, что в личном финале в Дебрецене она сделала все, что могла. И расстраиваться совершенно ни к чему: в конце концов, главный старт этого сезона еще впереди.
ВЕЧЕРОМ ГРЕЧИШНИКОВА НАЧАЛА УЛЫБАТЬСЯ
Когда уже совсем поздно вечером Гречишникова наконец успокоилась и даже начала улыбаться, я спросила ее:
- Вы же действительно сделали все, что было в ваших силах. Почему же такие горькие слезы?
- Потому что это очень обидно - четвертое место. Даже два. И личное, и в команде. В прошлом году мы в том же составе были на чемпионате Европы вторыми в командном первенстве и в эстафете. Я еще личную бронзу выиграла. А сейчас... Я ведь и самая старшая в команде. Поэтому стала терзать себя вопросами: может быть, это именно я недоработала? Сильно расстроена тем, как сложился бег: начиная с марта никак не могу привести его в порядок. Не хватает сил. До этого таких проблем не было. Я хорошо выступила на этапе Кубка мира в Мексике, в Каире вообще безо всякого напряжения убежала на финише от Римшайте. А вот после мартовских выступлений у меня появились серьезные проблемы с желудком.
Сначала лечили гастрит. А это помимо медикаментов еще и диета, которая совершенно не способствует нормальному самочувствию и способности переносить нагрузки. Потом проблемы перекинулись на желчный пузырь. Диагностировали холецистит. Как только нагрузки увеличиваются, это сразу провоцирует воспаление. Дома я постоянно ем бульончики, отварное мясо и рис. А здесь в Венгрии все, чем нас кормят, подается только в сильно зажаренном виде. Даже овощи.
На самом деле я очень довольна тем, как шли соревнования. Почувствовала, что наконец "нашла" фехтование. Это такой вид тонкий... Стоит немного не так поставить руку и пропадает ощущение укола. Вся техника может рассыпаться из-за ерунды. Проплыла тоже хорошо. На коне так просто отлично проехала - лучше, чем венгерки. А вот бег...
- Вам легко дался переход на "комбайн"?
- Очень. До этого я стреляла очень нестабильно. И плохо на самом деле. А с переходом на "комбайн" ни разу не опускалась ниже четвертого места. В прошлом году на чемпионате мира в Лондоне с четырнадцатого места поднялась, благодаря заключительному виду, на четвертое. То же самое происходило на этапах Кубка мира: за счет "комбайна" выбиралась в тройку из второго десятка. Но тогда многие плохо стреляли. Стояли на рубеже, случалось, по минуте с лишним. Сейчас стало сложнее: заметно подтянулись все соперницы. Если вы обратили внимание, тренеры постоянно снимают на камеры кто как стреляет и очень быстро нарабатывают собственные методики на этот счет. Соответственно, и время стрельбы сократилось: основные лидеры проводят на рубежах по 20 - 25 секунд.
- Вам удается во время личных соревнований помнить о командном зачете и контролировать выступление других спортсменок вашей команды?
- Конечно. Во время фехтования было, например, важно поддержать Катю Хураськину, чтобы она совсем не рассыпалась. Она ведь показала там значительно более низкий результат, чем могла.
- Более низкий, чем в предварительном турнире, хотите сказать?
- Нет, тысячу очков Катя в финале не набрала бы. Для этого у нее пока очень мало опыта взрослых выступлений. Тем более по такой жаре. Не она одна "поплыла" в финале. Сами же наверняка почувствовали: заходишь в зал с улицы и тебя просто бьет горячей волной встречного воздуха.
- Дождь вас не напугал?
- Нет. Для пятиборья это нормально. Бывает хуже. Град, например. Как на чемпионате Европы в Москве в 2008-м. Куда страшнее - жара. Когда нечем дышать. Самые ужасные условия были у нас несколько лет назад на чемпионате мира в итальянском Пезаро. Дикая жара и раскаленный песок на трассе для бега. А в ста метрах - море. Я, помню, бежала из последних сил, смотрела на это море и думала: "Господи, за что мне все это?"
- Я слышала, как вы сказали после соревнований, что на сентябрьском чемпионате мира в Китае такого шанса у вас уже не будет. Что имели в виду?
- Добавится целый ряд сильных соперниц, очень сильны китаянки. Да и кони в Китае - так себе...
- В каком смысле?
- В прямом. Можно вспомнить, например, сколько народу "посыпалось" на коне на Олимпиаде в Пекине. Венгерские лошади, например, всегда готовы очень хорошо. Француженка Кловель, которая не сумела доехать дистанцию, здесь не показатель: на нескольких последних соревнованиях она постоянно что-то отчебучивает в конкуре: либо прыгает не то препятствие, либо забывает маршрут.
У Кати другая проблема. У нее при виде лошади начинается внутренняя паника. Вот и в этот раз она отдала шпоры и хлыст тренеру, испугавшись, что они ей помешают, а в результате ей банально не хватило хода, чтобы не сбивать препятствия.
- Наверное это очень страшно - падать с лошади.
- Смотря как. Я, например, ухитрилась слететь с лошади на последней тренировке перед чемпионатом. Встала, отряхнулась, снова села и дальше поехала. До того как прийти в пятиборье, я успела позаниматься гимнастикой. Не очень долго, но делать сальто и правильно падать научилась. Тренеры по пятиборью долго, помню, удивлялась, как при падениях с лошади я успеваю скрутить сальто и встать на ноги, не выпуская повод из рук. Лошади ведь часто отказываются прыгать - останавливаются перед препятствием. Если ты к этому не готов, то сразу вылетаешь из седла.
Возвращаясь к вашему вопросу о подготовке лошадей, могу сказать, что готовность сразу чувствуется. Венгерские лошади натренированы на то, чтобы брать препятствия не выше 110 см. Так более высокие препятствия им и не ставят. И все прыгают. В Китае обычное дело, когда прыгать отказывается с десяток лошадей. Или прыгают так, что сносят все препятствие целиком. Такое ощущение, что лошадей там вообще никто не тренирует.
- Самые хорошие лошади, получается, в Венгрии?
- В Германии тоже. Но там они очень большие, просто громадные. Очень хорошие лошади в России. Правда, сейчас уже многие состарились, а новое поколение толком не сложилось.
- Вы, знаю, приняли решение выступать в Дебрецене в эстафете, хотя изначально не собирались этого делать.
- Да. Хочется побороться за медаль. Еще в составе Полина и Света Лебедева. Считаю, что шансы у нас неплохие. Тем более что в эстафете может случиться все что угодно. Там вообще все интереснее, чем в личном первенстве.
- Интереснее смотреть или участвовать?
- И участвовать тоже. Там очень остро проявляется командное чувство - гораздо острее, чем в любом другом первенстве. У нас говорят: хочешь узнать, насколько сильны в том или ином спортсмене командные качества, - поставь его в эстафету.
Чемпионат Европы. Дебрецен. Женщины. Личное первенство. 1. Казе (Франция) - 5400. 2. Шенеборн (Германия) - 5392. 3. Римшайте (Литва) - 5352. 4. ГРЕЧИШНИКОВА - 5336. 5. Гинезей (Венгрия) - 5260. 6. Фелл (Великобритания) - 5244... 17. КУЗНЕЦОВА - 5076... 22. СТРУЧКОВА - 5016... 24. ХУРАСЬКИНА - 4976.
Командное первенство. 1. Германия (Шенеборн, Траутманн, Шле) - 15624. 2. Венгрия - 15556. 3. Великобритания - 15464. 4. РОССИЯ (Гречишникова, Стручкова, Хураськина) - 15328. 5. Польша - 15204. 6. Франция - 15168... 9. Белоруссия - 11476.