Газета Спорт-Экспресс № 172 (5345) от 4 августа 2010 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 5 августа 2010 | Биатлон

БИАТЛОН

Андерс БЕССЕБЕРГ: "В НОРВЕГИИ БИАТЛОН УЖЕ ОПЕРЕДИЛ ФУТБОЛ!"

Окончание. Начало - стр. 1

НОВОЙ ЛЕГЕНДОЙ МОЖЕТ СТАТЬ НОЙНЕР

- Бьорндален - символ мирового биатлона, живая легенда. Он, конечно, может бегать лет этак до 50, но рано или поздно все равно повесит винтовку на гвоздь. Как биатлонный мир проживет без такого титана?

- Такие же мысли возникали во времена Магдалены Форсберг. Что будет, когда она уйдет? Как мы без нее? Но она закончила карьеру, мы погоревали, потосковали - и смирились. Потом появился Оле Эйнар. Когда-нибудь ему на смену придет кто-то другой. Я многие имена могу назвать. К примеру, у Магдалены Нойнер есть все шансы стать звездой не меньшего масштаба, чем когда-то была Форсберг.

- Как, кстати, оцените минувший сезон для Бьорндалена?

- Олимпийские золото и серебро - это очень, очень хорошо! Вот только, зная самого Оле Эйнара, уверен, что он остался недоволен. Его амбиции распространялись куда дальше. У Бьорндалена в прошлом сезоне были проблемы со стрельбой, которые и помешали добиться большего.

- Во время гонок вы переживаете за соотечественников-норвежцев? Или руководитель столь высокого ранга обязан оставаться беспристрастным?

- Понятно, что я немного сопереживаю своим. К примеру, на Камчатку с норвежцами приехали только сервисмены, тренеров не было. Гонщики обратились ко мне, и я помогал им на стрельбище. Можно сказать, подменял тренеров. Ничего страшного в этом не вижу. А вот на чемпионатах мира, на этапах Кубка мира, на Олимпийских играх подобное недопустимо!

- Неужели сердце не екнуло, когда Бьорндален в эстафете финишировал с флагом вашей родной Норвегии?

- Я всегда рад, если норвежцы побеждают. Но еще приятнее, если успеха добивается спортсмен из страны, не входящей в элиту. Это значит, что наш спорт развивается, что мы работаем в верном направлении. На Играх-2010 медали достались биатлонистам из десяти стран. Для меня это главный позитивный итог Олимпиады в Ванкувере.

- В Канаде всех удивили французы. В чем их секрет?

- У Франции выросла группа спортсменов, способных регулярно занимать места на подиуме. Это в первую очередь братья Фуркады, это молодое поколение женской сборной. Недавно в Норвегии проходил турнир по летнему биатлону. Так команда Франции, которая действительно раньше не входила в биатлонную элиту, выступила там сильнее, чем норвежская.

- А как вам молодые российские звездочки?

- Россия всегда являлась одним из лидеров биатлона, с первых дней. Такое ощущение, что поток талантов у вас просто не иссякает. Даже у Норвегии были "неплодородные" годы. Германия сейчас мучается со сменой поколений - мужская команда не оправдывает надежд после того, как ушли лидеры. А россияне из года в год претендуют на высокие места. Вот и минувшей зимой ваши молодые спортсмены прекрасно себя проявили.

В России прекрасная система подготовки биатлонистов. Есть отличные школы в Уфе и Красноярске - я видел и знаю, как там все устроено, как налажена работа. Глядя на нынешнюю ситуацию в российском биатлоне, могу сказать, что уж как минимум в ближайшие 10 - 12 лет вам волноваться не о чем. Просто надо смириться с тем, что даже у самых сильных спортсменов бывают спады - два сезона могут оказаться удачными, а третий - провальным.

Другое дело, что сила настоящего спортсмена в умении подняться с колен и вернуться на прежний уровень. Что не раз делал тот же Бьорндален.

ПЕРЕЛЕТ НА КАМЧАТКУ - САМЫЙ ДОЛГИЙ В ЖИЗНИ

- Одна из важнейших задач IBU - борьба с допингом. После того как разразился скандал вокруг Дмитрия Ярошенко, Екатерины Юрьевой и Альбины Ахатовой, вы сказали, что спортсмены, принимавшие запрещенные препараты, - это лишь вершина айсберга. На ваш взгляд, удалось ли покарать всех виновных? Или айсберг по-прежнему на плаву?

- Мне трудно судить. Но за последнее время мы ужесточили меры по борьбе с допингом, потому что хотим сделать биатлон абсолютно чистым видом спорта. Ясное дело, что обходные пути остаются, ведь мы не можем контролировать 600 - 700 спортсменов круглый год. Поэтому уделяем повышенное внимание топовым биатлонистам. Приятно, что сейчас весь мир объединился против допинга. В частности, активную деятельность развернуло национальное антидопинговое агентство России.

Надо оставаться реалистами: у вас огромная страна, и держать под контролем всех биатлонистов куда сложнее, чем, к примеру, в Швейцарии. Одна Москва - уже как вся Швейцария! Взять расстояние от вашей столицы до Камчатки. Это самый долгий прямой рейс в моей жизни! Полет из Осло в Нью-Йорк занимает вдвое меньше времени, чем из Осло на Камчатку. Попробуй проследи за всеми на такой огромной территории! Но в России очень стараются, и мы это оценили.

- Ахатова и Юрьева собираются вернуться в спорт, подумывает об этом и Ярошенко. Для биатлонной семьи они остаются своими? Или после допинговых скандалов они отрезанный ломоть?

- Есть правило WADA, и оно едино для всех. Если атлеты отбыли дисквалификацию, они могут вновь участвовать в соревнованиях. Никаких проблем, возвращайтесь! Другое дело, что сами спортсмены могут чувствовать себя отверженными, ловить на себе чужие взгляды. Но это уже иной вопрос. Мы же никаких препятствий не чиним.

- Вы положительно отозвались о работе российских антидопинговых служб. А что скажете о новом руководстве СБР? С ним стало легче работать, чем с прежними начальниками российского биатлона?

- Некорректно сравнивать прошлое с настоящим. Скажу, что взаимопонимание с нынешним руководством просто прекрасное. Нет абсолютно никаких проблем, мы сотрудничаем очень конструктивно.

- Находятся те, кто скептически относится к Михаилу Прохорову. Мол, человек к биатлону не имеет отношения, а вдруг пролез в этот вид спорта.

- Абсолютно не важно, был руководитель в прошлом атлетом или тренером или не был. Главное, чтобы он был полон энергии и мотивации, чтобы был готов сделать все возможное для развития биатлона. Прохоров - как раз такой.

НЕ ВЕРЮ, ЧТО ОЛЬСГОРДУ ЗАПРЕТИЛИ РАБОТАТЬ В РОССИИ

- Как оцениваете шансы Сергея Кущенко стать вице-президентом IBU? Ведь выборы состоятся совсем скоро - в начале сентября на конгрессе в Санкт-Петербурге.

- Кущенко - очень квалифицированный управленец, с ним приятно работать. Я думаю, что он будет избран.

- Из Союза биатлонистов России ушел Александр Тихонов. Насколько эта потеря серьезна, на ваш взгляд?

- Не могу комментировать, потому что не в курсе ситуации. Не знаю даже, был там в действительности конфликт или нет. Тихонов очень многое сделал для российского и мирового биатлона. Но сейчас СБР возглавили новые люди. А прежним руководителям рано или поздно приходится уходить. Для каждого из нас когда-то наступает такой день…

- В межсезонье СБР пытался привлечь в качестве тренера-консультанта известного норвежского лыжника Томаса Ольсгорда. Но после долгих переговоров тот неожиданно отказался. Говорят, в дело вмешалась политическая воля…

- Нет, я так не думаю. Мне кажется, здесь какие-то личные причины. По всему миру практикуется обмен опытом, тренеры едут работать за границу - что в биатлоне, что в футболе, что в других видах спорта. Норвежские специалисты трудятся в Швеции, в Финляндии. И никто им палки в колеса не вставлял. Так что я в вашу версию не верю и очень удивлюсь, если это действительно так.

- Мы сейчас с вами общаемся, сидя возле стенда Сочи-2014. Что думаете о столице будущих зимних Игр?

-У этого города и у всей России есть недюжинный потенциал, чтобы провести Игры на самом высоком уровне.

- Краснодарский край, где находятся Сочи, - место не самое холодное. Все волнуются: а вдруг погода подведет?

- С погодными условиями в Сочи я не очень знаком. Но подобные проблемы случаются везде. Мы с этим столкнулись что в Ванкувере, что на чемпионате мира-2009 в Корее. А в Нагано, если помните, нам даже пришлось прервать мужской спринт и начать гонку заново. На небесную канцелярию мы повлиять никак не можем. Главное, чтобы все организовали по высшему разряду и спортсменам было комфортно. А неприятности с погодой, если они случатся, мы переживем.

Дмитрий СИМОНОВ