Газета Спорт-Экспресс № 196 (5369) от 1 сентября 2010 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 1 сентября 2010 | Хоккей

ХОККЕЙ

В сегодняшнем материале "СЭ" анализирует, к каким переменам в мировом хоккее может привести прошедший на всепланетном саммите в Торонто обмен мнениями.

ЕВРОПЕ ПОРА ВЫБИРАТЬ

Самым удивительным впечатлением от саммита стали, наверное, публичные выступления Рене Фазеля. Президент ИИХФ несколько лет подряд создавал себе имидж человека, лояльно относившегося к североамериканскому хоккею. Ярлык "агента НХЛ", которым Фазеля одарила хоккейная общественность сразу нескольких европейских стран, если и выглядел преувеличением, то не таким уж значительным. И вдруг в Торонто мы увидели другого президента ИИХФ - неожиданно развернувшего свою многолетнюю политику едва ли не на 180 градусов. По крайней мере на словах.

Фазель после прибытия в Канаду выдержал гроссмейстерскую паузу, позволив публичной дискуссии боссов КХЛ и НХЛ стать самым громким событием первого дня саммита. Но уже на второй день он смело прибрал инициативу к своим рукам, резко раскритиковав идею появления дивизиона североамериканской лиги в Европе. "Пока я сижу в своем кресле, эти планы не станут реальностью, даже и не мечтайте!" - трудно поверить, что эти категоричные фразы принадлежат дипломатичному руководителю международной федерации. "Больше, чем Фазель, мировое сообщество могли бы удивить разве что его соотечественники-министры. Для этого им пришлось бы отказаться от политики нейтралитета длиной в 500 лет" - с юмором комментировала сенсационную принципиальность главы ИИХФ немецкая пресса.

Впрочем, возможно, что взрыв эмоций искушенного в подковерных интригах швейцарца вовсе не был импровизацией. Кто знает, может быть, Фазель на второй день саммита попросту сделал талантливый пиар-ход - дабы изумленная хоккейная общественность в день третий не смогла как следует оценить его же проамериканскую кампанию. Ведь уже через сутки после того, как босс ИИХФ обрушился на НХЛ, он признался в готовности принципиальнейших уступок заокеанскому лагерю в олимпийских вопросах. Настоящей сенсацией стало его признание в том, что ИИХФ согласна, чтобы крупнейший международный турнир за пределами Нового Света впервые в истории проводился на североамериканских катках.

Финалистами обеих Олимпиад, проходивших на зауженном льду, становились, как известно, Канада и США. В 2002-м в Солт-Лейк-Сити ширина коробки была усредненной между европейским и американским стандартами, а в феврале 2010-го турнир проводился на классической энхаэловской площадке. На другом полюсе этой статистики - хоккейная несостоятельность тех же США и Канады на широких коробках "энхаэловских" Олимпиад в Нагано и Турине. Ни в 1998-м, ни в 2006-м эта сладкая парочка не смогла подобраться хотя бы к бронзе Игр.

Поэтому очевидно, что сенсационная инициатива Фазеля бьет прежде всего по олимпийским перспективам хоккейной Европы - не только России (у нас-то хотя бы остается фактор домашних стен), но и Чехии, Швеции, Финляндии. Огромное желание президента ИИХФ убедить НХЛ не отказываться от участия в Играх, безусловно, выглядит похвально. Но методы решения этой проблемы могли бы быть, на мой взгляд, более удачными.

Будем надеяться, что хоккейная Европа окажется способной сказать твердое "нет" тем правилам игры, которые навязываются ей из-за океана. Ведь предмет разногласий вокруг размеров площадки - не пара десятков покрытых ледовой крошкой квадратных метров, а вопрос самобытности собственных национальных традиций. Спортивные боссы Чехии, Словакии, Скандинавии, думается, могут встать в оппозицию ИИХФ. Ну а инициатором кампании по защите своей хоккейной идеологии обязана стать страна - хозяйка Олимпиады-2014.

Однако не окажется ли перспектива европейской олимпийской солидарности слишком глобальным проектом, который "утонет" в более рутинных вопросах? Вот и на саммите в Торонто представители Старого Света дали понять, что жизненно важными они считают немного другие проблемы.

Выступление Славомира Ленера стало своеобразным криком души. Напомним, что авторитетного чешского тренера забить в набат заставила тревога о ближайшем будущем восточноевропейского хоккея. Помощник Ивана Глинки по чемпионской сборной времен Нагано-98 признал, что чехословацкий хоккей перестал воспитывать хоккеистов масштаба Ягра, Элиаша, Демитры. По мнению Ленера, проблема связана с массовым отъездом юниоров в низшие заокеанские лиги, которые превращают потенциальных звезд в измученных травмами деревянных солдатиков.

Символично, что выступал Ленер в один с программной речью Фазеля день. По сути, оба они разными словами рассказывали об одной и той же проблеме. О "кризисе идентификации", в который попал европейский хоккей. Ощущать себя сырьевым придатком для НХЛ Старый Свет впервые за последние 20 лет отказывается. Альтернативой могло бы стать движение навстречу панъевропейским амбициям КХЛ. Однако однозначного отношения к этим идеям на пространстве от Ла-Манша до Бреста также еще не выработалось.

Ну а самостоятельно существовать в виде полноправной третьей силы (об этом, кстати, и мечтает президент ИИХФ) у западных соседей России получается пока плохо. Собственной Лиги чемпионов у них, скорее всего, в ближайшем будущем не будет. А чемпионаты мира избегают превращения во второсортные турниры только за счет участия в них звезд КХЛ и НХЛ.

Да и с идеями у европейских боссов туговато. Мировой саммит в Торонто и планировался мероприятием по обмену мнениями, но представители Старого Света в отличие от делегатов КХЛ, НХЛ и ИИХФ вели себя на удивление пассивно. Никто, кроме Ленера, даже не попытался выступить с серией программных заявлений.

Больше всего, кстати, нынешний внутриевропейский кризис бьет именно по чехам и словакам. Ведь, к примеру, у тех же шведов есть подушка безопасности в виде отлаженной системы воспитания молодых звезд да основанного на богатстве страны экономического благополучия собственного чемпионата. Соседство с другой самобытной хоккейной страной, Финляндией, позволяет шведам строить амбициозные планы вроде создания международной Северной лиги. Восточная Европа таких условий для собственного хоккея создать не может.

Братья-славяне, конечно, во многом сами повинны в свалившихся на них бедах. К тому, что их хоккей оскудел и деньгами, и людьми, привела не только грабительская политика североамериканских лиг. Несколько лет назад Европа пыталась воевать с НХЛ за повышение компенсаций по энхаэловским трансферам. Но что чешская, что словацкая федерации занимали тогда трусливую позицию. Хоккейные руководители этих стран публично заявляли, что согласны получать за уезжающих юниоров по три условных копейки, лишь бы что-то получать. И фактически погубили свой молодежный хоккей собственными же руками.

Таким образом, нынешняя ситуация ставит Восточную Европу перед выбором: от "равноправного" сотрудничества с американцами чехи и словаки явно устали, и, кто знает, не подтолкнут ли их последние события торонтского саммита в объятия панъевропейской экспансии КХЛ? Ведь сопротивление этой экспансии со стороны Фазеля - преграда в общем-то несерьезная: все-таки никаких альтернативных способов выжить ИИХФ своим подшефным пока не предлагает. Обратный пример - чехо-словацкий "Лев", который за пару месяцев сумел разработать сразу два бизнес-плана для безбедной жизни в статусе участника чемпионата русской лиги. Да, делать сказку былью амбициозным предпринимателям из городка Градец Кралове помешал консерватизм хоккейных руководителей Чехии и Словакии. Но кто, с другой стороны, еще во время Олимпиады в Турине верил в рождение полновесного соперника НХЛ на пространстве хоккейной России?

Андрей КУЗНЕЦОВ