ФУТБОЛ
СРАБОТАЕТ ЛИ АНТИБОЛОТНОЕ СРЕДСТВО?
Обозреватель "СЭ" размышляет о переходных матчах, которые вновь вводятся во всех эшелонах профессионального футбола в России с 2012 года.
Игорь РАБИНЕР
"На последнем заседании РФПЛ я официально поставил вопрос - а сейчас направил письма на эту тему и новому президенту лиги и президенту РФС - с предложением сократить так называемое "болото" до минимума. 15-я и 16-я команды вылетают из премьер-лиги, 13-я и 14-я играют переходные матчи с третьей и четвертой командами первого дивизиона. И тогда возможность для манипуляций и "росписей" исчезает, и через два-три года у нас начнет формироваться новое поколение игроков, которое привыкнет к тому, что надо "убиваться" на поле во всех матчах. И идея договорных игр сойдет на нет. То же самое - и в первой лиге, потому что, как вы знаете, там все эти процесcы еще более страшны".
В этой длинной цитате, принадлежащей владельцу "Спартака" Леониду Федуну, не было бы по меркам сегодняшнего дня ничего особенного, если бы не время, когда она была произнесена. Глава красно-белых сказал это в стенах редакции "СЭ" в конце ноября 2007 года, на следующий день после невероятного выхода сборной России на Euro-2008. Несколькими днями ранее случилась катастрофа в Израиле, и спартаковский босс, объясняя ее причины, ясно дал понять: на его взгляд, дело в опутавших наш футбол "договорняках", которые расслабляют игроков и заставляют их не верить в возможность серьезной борьбы в тех матчах, когда одной команде победа страсть как нужна, а второй - нет. Перед игрой в Тель-Авиве барражировали слухи, что Роман Абрамович-де уже "решил вопрос" с израильтянами, и те не окажут нам сопротивления. По мнению Федуна, гниль этих слухов разъела и сознание игроков нашей сборной: дескать, дома они к подобному давно привыкли, так почему и на международной арене не может быть того же?
Так что уже тогда, без малого три года назад, из его уст прозвучала эта идея - переходные матчи, созданные ради того, чтобы искоренить "болото". Ту самую топь, которой ближе к финишу очередного чемпионата ничего не светит и не грозит, и она может без ущерба для своей турнирной судьбы приторговывать матчами. Вполне возможно - в обмен на гарантированные очки в следующем сезоне. Осенью 2010-го идея воплотилась в деле - пусть уже и при другом президенте РФС, чем тот, о котором говорилось в вышеприведенной цитате.
Само принятие исполкомом РФС решения о переходных играх говорит: в ведомстве Сергея Фурсенко прекрасно понимают, что творится в нашем футболе. Президент футбольного союза и его помощники на публике могут сколько угодно говорить, что нет доказательств (хотя вот постарался президент ПФЛ Николай Толстых - и доказательства эти предъявил), - но о чем еще свидетельствует появление "переходников", если не о косвенном признании массовой бесчестности? Когда-то так же тихо, опустив глаза, ничего не признавая и никого не наказывая, ввели в действие лимит ничьих. По-моему, весьма похожие и симптоматичные истории.
Недаром Фурсенко, как следует из вчерашнего репортажа моего коллеги по "СЭ" Дмитрия Симонова, после исполкома даже оговорился: "У нас между всеми дивизионами будут договор… ой, переходные матчи". Правда, тут же нашелся: "Да уж, оговорка по Фрейду!"
Проблема в том, что это может оказаться никакой и не оговоркой. И не столь уж давняя история четко на это указывает.
Осень 1993 года. Высшая лига чемпионата России сокращается с 18 до 16 команд, и в связи с этим решено: два последних клуба вылетают напрямую, а три следующих - с 14-е по 16-е места - встречаются в масштабном переходном турнире с тремя сильнейшими коллективами первой лиги. То есть с "болотом" и нечестностью теоретически вообще должно быть покончено!
Но - только теоретически. Клоунада начинается в последнем туре регулярного чемпионата, когда нижегородский "Локомотив" и сочинская "Жемчужина" разыгрывают шоу, о котором вспоминали еще долго. Из-за "опоздавшей" на стадион пожарной машины матч начался на 12 минут позже, чем остальные встречи тура. А затем едва ли не каждый фол сопровождался такими адскими муками пострадавшего, что к концу матча отставание составляло уже больше четверти часа. Когда в прочих играх прозвучали финальные трели, выяснилось, что "Жемчужина" в любом случае не вылетит, а вот "Локомотиву" необходима победа. И 1:1 незамедлительно превратились в 2:1. Экстренное заседание ПФЛ, как водится, ни к чему не привело.
Напротив, команды, в первые российские годы распоясавшиеся до предела, обнаглели еще больше. Это проявилось на самом переходном турнире, о котором известный судья Игорь Захаров, выступавший тогда за "Луч", спустя много лет сказал в интервью "СЭ": "Там вся "пулька" была очевидная".
Тюменский "Дин-Газ", выиграв три первых матча и обеспечив себе место в элите, два оставшихся беспардонно "слил". "Крыльям Советов" нужны были победы в последних двух матчах - и они пришли. "Ладу" в последнем туре устраивала ничья с "Черноморцем" - и, ко всеобщему изумлению, 1:1 состоялись. "Океан" и "Луч" всей высшей лиге было желательно утопить - и дальневосточники не спаслись. Даже тогдашний главный тренер "Крыльев" Виктор Антихович 10 лет спустя сказал: "Проходил тот турнир в Москве на искусственных полях на глазах всего футбольного бомонда. В высшей лиге остались мои "Крылья", а "Луч"… Никому не хотелось летать на игры девять часов, а то и больше. Тогдашних руководителей клубов элиты понять можно".
Но все это - еще цветочки по сравнению с главной "ягодкой" того переходного турнира. Прямо во время матча "Крылья" - "Океан", завершившегося победой волжан - 3:1, нападающий команды из Находки Олег Кокарев обвинил вратаря собственной команды Юрия Шишкина в "сплаве" игры и в знак протеста ушел с поля, не дожидаясь окончания встречи. А потом во всех деталях изложил свои обвинения в интервью нашей газете. Но и та история, естественно, ничем не закончилась.
Кто гарантирует, что новые переходные матчи, где одним командам, весьма вероятно, премьер-лига нужна будет больше, а другим - меньше, не превратятся в такой же постыдный фарс? Хотя сейчас, конечно, нравы - по крайней мере в элитном дивизионе, - поверьте, стали куда лучше: в ту пору таких зрелищ, как прошлогодний "Терек" - "Крылья" или нынешний "Амкар" - "Ростов", от которых сатанеет вся страна, "с горочкой" обнаруживалось в каждом туре. И очень мало кого это волновало.
Переходные турниры или матчи в былую пору устраивали только в случаях сокращения высшей лиги (в этом, кстати, отличие от "свежего" решения). В частности, было это и в 1985 году. Одесский "Черноморец" и "Нефтчи" места в элите союзного первенства сохранили, "Даугава" и ЦСКА подняться вверх не смогли. Там-то все прошло без скандалов и, судя по всему, чисто, о чем свидетельствуют и более поздние интервью Александра Старкова и Дмитрия Галямина: оба представителя команд-неудачниц не стали жаловаться на подковерные козни, признав, что уступили по игре.
Все бы хорошо - да только в последние туры перед переходным турниром творилась такая катавасия, что все сегодняшние идеалистические разговоры об ударе по "болоту" кажутся большой наивностью. "Героем" стало кутаисское "Торпедо", после 27 туров твердо занимавшее последнее место - а в заключительных семи турах вдруг одержавшее шесть побед. Проиграли грузинские футболисты единственному сопернику из числа конкурентов за выживание, "Кайрату", - 1:4. Зато остальные падали перед ними ниц, включая таких грандов, как "Днепр" и киевское "Динамо", которое приехало в Кутаиси в последнем туре, уже обеспечив себе чемпионское звание.
Особый хохот понимающей публики вызвал матч с "Днепром", главной задачей которого было вывести Олега Протасова на рекорд результативности чемпионатов СССР - 35 мячей. "Торпедо" выиграло - 3:2, а у украинцев дублем отметился… вы угадали - Протасов. По подсчетам Акселя Вартаняна, кутаисцы, в первом круге проигравшие всем этим шести соперникам с общим счетом 2:13, теперь разгромили их в совокупности - 15:5. О как!
В итоге торпедовцы сумели выпрыгнуть не только из зоны вылета, но и - с помощью той самой победы в последнем туре над Киевом - из числа участников переходного турнира! Лев Филатов в статье с красноречивым заголовком "О лжефутболе" на страницах журнала "Огонек" писал: "Ни одна живая душа не поверила этому "подвигу". Он вызвал волну возмущения любителей футбола, их гневные письма публиковались на страницах газет… Молчание. Диалог не получился. Поговаривали только, что кого-то пожурили за закрытыми дверьми. И не оттого ли у многих пропадает желание ходить на стадион, что там нельзя верить своим глазам?"
К чему я вспоминаю все эти истории? А к тому, чтобы мы понимали: все зависит не столько от формы, сколько от содержания. Можно вводить лимиты на ничьи - а ловкачи начнут обмениваться победами на своих полях. Вот и с переходным турниром, и с целью иссушения турнирных "болот" вроде как не поспоришь. Но главное-то - не систему формально менять, делая ее якобы неудобной для жуликов, а по-настоящему отслеживать и наказывать тех, кто глумится над футболом. Иначе любители играть, как выражались когда-то в Одессе, "жмурки" как-нибудь мутируют и без проблем подстроятся под новую реальность.
Вот вам один вариант. В первом дивизионе, так уж сложится, окажутся лишь две команды, ставящие задачу перейти в класс выше, - остальным по финансовым и прочим причинам это окажется не по плечу. Как в этом случае поступят третья и четвертая команды? Не сделают ли бизнес на переходных играх, элементарно продав их клубам элиты, для которых выживание - дело жизни и смерти? И во что тогда превратится благая, на первый взгляд, идея?
В общем, если реальность станет не показной, а действительно нетерпимой к лжефутболу, - идея с переходными матчами как антиболотным средством сработает. Нет - все останется по-прежнему. И фраза "РФС - за кодекс чести" станет напоминать знаменитый слоган "рок против наркотиков", который кто-то из рокеров остроумно перевел, как "пчелы против меда".